2-8392/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 декабря 2011г. г. Ульяновск Ленинский районный суд В составе председательствующего судьи Першиной С.В. При секретаре Булатовой М.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ануфриевой Т.Ф. , Макаровой Г.К. к администрации г. Ульяновска о проведении капитального ремонта жилого дома и инженерных коммуникаций, У С Т А Н О В И Л: Ануфриева Т.Ф., Макарова Г.К. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации города Ульяновска о проведении капитального ремонта жилого дома и инженерных коммуникаций, указав следующее. В порядке приватизации каждый из истцов стали сособственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме № по <адрес>. В частности, Ануфриева Т.Ф. приватизировала занимаемую ею квартиру №- ДД.ММ.ГГГГ, Макарова Г.К. – квартиру № ДД.ММ.ГГГГ Указанный жилой дом является выявленным объектом культурного наследия - «Дом Черкасова». Он построен в 1837 году. Жилой дом по <адрес>, является ветхим, но сносу не подлежит как объект культурного наследия. Капитальный ремонт данного жилого дома не производился с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года здание нуждается в капитальном ремонте. В соответствии с техническим паспортом, выполненным УО ГУП «Бюро технической инвентаризации», физический износ здания в ДД.ММ.ГГГГ составлял 50%, в ДД.ММ.ГГГГ- 58%. Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование вышеуказанного жилого дома. В ходе обследования, при визуальном осмотре, выявлены следующие нарушения: наличие следов протечек во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; отслоение штукатурно-окрасочного слоя на потолке во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8 по всему периметру; прогиб, рассыхание половых досок во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; наличие трещин на потолке во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; наличие трещин на стенах во всех комнатах по всему периметру в кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; износ кровельного покрова по всему периметру кровли; выкрашивание цементного раствора с внешних стен и фундамента по всему периметру жилого дома; прогиб потолочных балок во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; отслоение окрасочного слоя в оконных рамах во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; разрушение, рассыхание оконных блоков в оконных рамах во всех комнатах кв. № 1,2,3,4,5,6,7,8. Таким образом, в жилом доме № по <адрес> необходимо произвести ремонтно-восстановительные работы, в том числе: капитальный ремонт наружных стен жилого дома (в том числе усиление стен здания, капитальный ремонт фасадов здания с заменой оконных заполнений (оконных блоков)), капитальный ремонт систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (канализации) жилого дома, капитальный ремонт крыши жилого дома (в том числе стропильной системы, карнизов и кровли), капитальный ремонт перекрытий жилого дома (в том числе капитальный ремонт потолков, замену потолочных балок), капитальный ремонт полов (в том числе замену половых досок), капитальный ремонт фундамента жилого дома (ремонт и гидроизоляцию фундамента здания и отмосток). В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. На протяжении длительного времени жилой дом являлся объектом муниципальной собственности. Из содержания ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Исходя из смысла ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственники квартир жилого дома вправе пользоваться местами общего пользования всего дома, поэтому имеют право требовать ремонта всего дома. С учетом вышеизложенного обязанность по производству ремонтных работ капитального характера в доме № по <адрес> лежит на администрации г. Ульяновска. В 2010г. и 2011г. истцы неоднократно обращались к ответчику по вопросу производства за счет муниципального бюджета г.Ульяновска ремонтно-восстановительных работ в жилом доме № по <адрес>, Получив отказ, вынуждены обратиться в суд с настоящим иском. В связи с вышеизложенным просят обязать ответчика произвести за счет муниципального бюджета г.Ульяновска в соответствии с действующими техническими нормами и правилами ремонтно-восстановительные работы в жилом доме № по <адрес>, в том числе: капитальный ремонт наружных стен жилого дома (в том числе усиление стен здания, капитальный ремонт фасадов здания с заменой оконных заполнений (оконных блоков)), капитальный ремонт систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (канализации) жилого дома, капитальный ремонт крыши жилого дома (в том числе стропильной системы, карнизов и кровли), капитальный ремонт перекрытий жилого дома (в том числе капитальный ремонт потолков, замену потолочных балок), капитальный ремонт полов (в том числе замену половых досок), капитальный ремонт фундамента жилого дома (ремонт и гидроизоляцию фундамента здания и отмосток). В судебном заседании истица Ануфриева Т.Ф. и ее представитель Колмаков А.В. на удовлетворении исковых требований настаивали, дав суду аналогичные пояснения. Представитель истицы Колмаков А.В. по обстоятельствам дела дополнил, что целесообразности обращения жильцов дома в межведомственную комиссию не имеется, поскольку решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не может быть принято в принципе. Дом, в котором истцы являются собственниками жилых квартир, является вновь выявленным объектом культурного наследия- «Дом Черкасова», в связи с чем его снос не допустим нормами действующего законодательства. Представители администрации г. Ульяновска, Комитета Ульяновской области по культурного наследию, Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, ООО «ЖКХ Ленинского района» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены. Присутствующая в предыдущем судебном заседании представитель ответчика Цыплова М.А. просила в удовлетворении исковых требований Ануфриевой Т.Ф. и Макаровой Г.К. отказать по следующим основаниям. Многоквартирный жилой дом, в котором истцы являются сособственниками жилых помещений, до 1917 года застройки, 8- квартирный, с частичными удобствами был признан вновь выявленным объектом культурного наследия –«Дом Черкасова» в ходе проведенной в 1992-1995г.г. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области, результатом которой стало принятие соответствующего Распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 29.07.2002г. № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Кроме того, он включен в «городскую целевую Программу по переселению граждан г. Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда 2005-2010г.г.», утвержденную постановлением Городской Думы г. Ульяновска № 161 от 02.06.2004г. Как следует из текста городской целевой программы по переселению граждан города Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда, многоквартирный дом был включен в список муниципального ветхого жилого фонда, в котором необходимо провести реконструкцию или отселение семей. В устной и письменной форме до истцов была доведена информация о порядке обращения в межведомственную комиссию по вопросу признания дома аварийным. До настоящего времени указанных обращений не имеется. Таким образом, последнее решение, которое было принято уполномоченным на органом местного самоуправления муниципального образования в отношении жилого дома № по <адрес> является решение о включении дома в список муниципального ветхого жилого фонда, в котором необходимо провести реконструкцию или отселение семей. В связи с вышеизложенным, проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома нецелесообразно. До переселения жителей будут проводиться ремонтные работы силами обслуживающей подрядной организации. Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> до 1917 года постройки, кирпичный, двухэтажный, 8- квартирный, с частичными удобствами, физический износ по состоянию на август 2006г.- 58%. Истцы являются собственниками квартир указанного дома в порядке приватизации, при этом, Ануфриева Т.Ф. приватизировала занимаемую ею квартиру № по договору от ДД.ММ.ГГГГ Макарова Г.К. – квартиру № по договору ДД.ММ.ГГГГ Сведений о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома № по <адрес> и имеющихся в нем инженерных коммуникаций в материалы дела не представлено. Постановлением Главы города Ульяновска № 172П от 29.12.1995г. вышеуказанный жилой дом включен в Реестр муниципальной собственности. Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.199г. № 959-р утвержден представленный вневедомственной комиссией перечень вновь выявленных в результате проведенной в 1992- 1995г.г. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области, в том числе уточненный список объектов, стоящих на учете. Согласно приложению к распоряжению в перечень (список) памятников истории и культуры города Ульяновска включен, как подлежащий учету вновь выявленный объект, представляющий историческую и культурную ценность, - «Дом Черкасова» (<адрес>). В соответствии с заключением Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, вынесенным по результатам обследования жилого дома, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, выявлены следующие нарушения: наличие следов протечек во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; отслоение штукатурно-окрасочного слоя на потолке во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8 по всему периметру; прогиб, рассыхание половых досок во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; наличие трещин на потолке во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; наличие трещин на стенах во всех комнатах по всему периметру в кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; износ кровельного покрова по всему периметру кровли; выкрашивание цементного раствора с внешних стен и фундамента по всему периметру жилого дома; прогиб потолочных балок во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; отслоение окрасочного слоя в оконных рамах во всех комнатах кв. №1,2,3,4,5,6,7,8; разрушение, рассыхание оконных блоков в оконных рамах во всех комнатах кв. № 1,2,3,4,5,6,7,8. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы МО «город Ульяновск» Государственной жилищной комиссией Ульяновской области направлено письмо о необходимости создания межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса о возможном признании жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель должен представить в комиссию вместе с заявлением документы по установленному перечню. Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Как следует из материалов дела, до настоящего времени обращения в межведомственную комиссию, созданную на территории г. Ульяновска, ни от Главы города Ульяновска, ни от жителей многоквартирного дома № по <адрес> по вопросу необходимости и возможности проведения капитального ремонта, признания дома аварийным и подлежащим реконструкции, не имело места быть. По представленным администрацией города Ульяновска и Комитетом жилищно- коммунального хозяйства и экологии мэрии г. Ульяновска сведениям, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в «городскую целевую Программу по переселению граждан г. Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда 2005-2010г.г.», утвержденную постановлением Городской Думы г. Ульяновска № 161 от 02.06.2004г. Как следует из текста городской целевой программы по переселению граждан города Ульяновска из ветхого и аварийного жилищного фонда, многоквартирный дом был включении в список муниципального ветхого жилого фонда, в котором необходимо провести реконструкцию или отселение семей. Действие данной программы было приостановлено в 2005г. Таким образом, последнее решение, принятое уполномоченным на органом местного самоуправления муниципального образования в рамках предоставленных полномочий в отношении жилого дома № по <адрес> является решение о включении дома в список муниципального ветхого жилого фонда, в котором необходимо провести реконструкцию или отселение семей. При таких обстоятельствах оснований для понуждения администрации гор. Ульяновска к проведению капитального ремонта жилого дома № по <адрес> суд не усматривает. Следует отметить, что граждане, проживающие в вышеуказанном доме, не ограничены в выборе способов защиты своих жилищных прав, в том числе путем предъявления требований о переселении в иное жило помещение. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно- коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят ФЗ от 21.07.2007г. № 185- ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки; определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности; регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Статьей 14 ФЗ от 21.07.2007г. № 185- ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности, пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего ФЗ, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно части 4 статьи 15 ФЗ от 21.07.2007г. орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ_ городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных и жилищно- строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Суду не представлены сведения о том, что дом № по <адрес> включен в программу капитального ремонта. Таким образом, не установлено, что ветхое жилье, которым по определенным показателям был признан жилой дома № по <адрес> может быть приведено в состояние, пригодное для проживания в результате капитального ремонта. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ануфриевой Т.Ф. , Макаровой Галины Константиновны к администрации г. Ульяновска о проведении капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> находящихся в нем инженерных коммуникаций оставить без удовлетворения. Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска. СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА