споры о праве собственности на землю



Дело № 2-8584/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

при секретаре О.А.Кезиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипова ФИО7 к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Антипов В.А. обратился в суд с исковыми требованиями к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на земельный участок, площадью 2900 кв.м., расположенный в <адрес>.

Иск мотивирован тем, что Решением Лаишевского сельского Совета от 28.12.1992 , истцу был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 2900 кв. м.

В последствии Антипову В.А. было выдано Свидетельство № УО19-10-0306 от 30.12.1992г., оформленное на основании решения Лаишевского сельского совета от 28.12.1992г., о праве собственности на землю. Указанным земельным участком Антипов В.А. непрерывно владеет с 1978 года. 01.02.2011 года истцом земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Присвоен кадастровый номер 73:19:070501:205.

25.02.2011 года истец обратился в Управление Федеральной Регистрационной службы по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный участок.

25.04.2011 года УФРС РФ по Ульяновской области Антипову В.А. было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Основанием для отказа, послужило отсутствие решения Лаишевского сельского Совета от 28.12.1992 года. Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации, регистрация права на принадлежащий Антипову В.А. участок возможна только после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

Устранить самостоятельно причины, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, истец не может, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель Антипова В.А. – Митрофанов А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал, не согласен был с проведением по делу строительно-технической экспертизы с целью определения земельного участка при домовладении в иных границах. Однако не отрицал того, что правоустанавливающих документов о выделении истцу в установленном законом порядке земельного участка общей площадью 2900 кв.м не существует. Полагал, что землеустроительное дело на земельный участок имеется, на кадастровом учете стоит земельный участок указанной площадью. Никаких иных земельных участков, то есть иной площадью, при домовладении не формировалось.

Представитель мэрии города Ульяновска, КУЗРЗ мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск, из которого следовало, что правовые основания для предоставления Антипову В.А. земельного участка площадью 2900 кв.м отсутствуют. Просили в иске отказать.

В письменном отзыве изложена следующая позиция ответчика.

Представитель УФРС по Ульяновской области в судебное заседание также не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя истицы, суд приходит к следующему.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 29 ЗК РФ законодатель не относит суд к числу органов, компетентных в сфере земельных правоотношений, суд вправе и обязан рассматривать земельные споры, проверять законность действий (бездействия), решений компетентных органов.

Суд установил, что согласно регистрационному удостоверению от 15.12.1089 г. № 12 Антипов В.А. является собственником жилого кирпичного дома с подвалом жилой площадью 35 кв.м по <адрес> в <адрес>.

Из технического паспорта на домовладение следует, что площадь земельного участка при домовладении составляет 1508,9 кв.м. Год постройки жилого дома – 1978.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

По смыслу указанной правовой нормы, исключительное право на приватизацию земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений предполагает наличие федерального закона, устанавливающего порядок и условия такой приватизации, т.е. указанная норма должна применяться в системной связи с другими нормами настоящего Кодекса или нормами других федеральных законов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации основания бесплатного приобретения земель из государственной или муниципальной собственности могут быть предусмотрены только федеральными законами либо законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса.

Антипов, в подтверждение своего права собственности на земельный участок при домовладении представил Свидетельство № УО19-10-0306 от 30.12.1992г., оформленное на основании решения Лаишевского сельского совета от 28.12.1992г., о праве собственности на землю, при этом площадь земельного участка указана как 1900 кв.м.

Из материалов дела следует, что согласно поступившим ответам на запросы Управления Росреестра сведений о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Антипову ФИО7 ни в одном органе не имеется.

Кроме того, согласно ответу на запрос ОГУ «Государственный архив Ульяновской области» № 04-17/1491-А от 31.03.2011г. в книге протоколов заседаний Малого Совета Лаишевского сельского Совета г.Ульяновска за 1992г. имеется решение , но с другой повесткой дня и Антипов ФИО7 в нем не значится. Просмотр книги протоколов заседаний Малого совета и имеющихся на хранении распоряжений по основной деятельности Главы администрации Лаишевского сельского совета г.Ульяновска за весь 1992г. не дал положительного результата: какого-либо решения (распоряжения) о предоставлении Антипову ФИО7 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.

Ввиду наличия неустранимых противоречий Управление Росреестра отказало Антипову В.А., руководствуясь п.2 ст. 19 Закона о регистрации в государственной регистрации прав на земельный участок общей площадью 2900 кв.м.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Статьей 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним».

Как следует из материалов дела, документов, подтверждающих предоставление истцу спорного земельного участка, площадью 2900 кв.м. не имеется. Не представлены суду и документы, подтверждающие, что земельный участок площадью 2900 кв.м. был закреплен за домовладением по адресу: <адрес>.

Из изложенного следует, что истица пользуется земельным участком, в отсутствии на то правовых оснований.

От проведения по делу судебной строительно-технической экспертизы по вопросу определения юридических границ земельного участка при домовладении истец отказался.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Ссылку представителя истца в обоснование заявленных требований на длительность пользования самовольно захваченным земельным участком, суд также находит несостоятельным.

Согласно ч.1 ст. 234 ГК РФ лицо- гражданин или юридическое лицо,- не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество.

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

По смыслу данного закона законодатель признает приобретательную давность при наличии добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным, однако признак «добросовестности», как и признак владения «как своим собственным» не может распространяться на земельные участки.

Согласно ст. 234 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 218 ГК РФ в порядке приобретательной давности лицо может приобрести право собственности лишь на имущество, не имеющее собственника, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления (п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). При наличии такого титульного собственника самовольное завладение и пользование земельным участком не может быть признано правомерным, поэтому на такие правоотношения приобретательная давность распространяться не может.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что 01.02.2011 года истцом земельный участок общей площадью 2900 кв.м был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 73:19:070501:205, при этом площадь участка определена по фактическому пользованию. Ранее земельный участок по адресу: <адрес>, на кадастровом учете не состоял. Таким образом, постановка земельного участка, площадью 2900 кв.м. на кадастровый учет по фактическому пользованию с учетом самовольно захваченного земельного участка правового значения в данном случае не имеет, поскольку это не свидетельствует о юридическом закреплении за данным домовладением земельного участка, площадью 2900 кв.м.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Антипова ФИО7 к мэрии города Ульяновска о признании права собственности на земельный участок общей площадью 2900 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья А.В.Маслюкова