2- 1380/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 февраля 2012 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Родионовой В.П., при секретаре Бакаевой Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бахматовой В.К. о признании незаконным бездействия Военного комиссара Ульяновской области УСТАНОВИЛ: Заявитель обратилась в суд с заявлением, указывая следующее. В 1993 году Ишеевским районным военкоматом Ульяновской области ей было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии А 848672. В сентябре 2011 года было утеряно указанное выше удостоверение. 07.09.2011 года она подала заявление об утере удостоверения в отдел внутренних дел по Басманному району г. Москвы. Документ найден не был. Для восстановления утерянного документа я обратилась с заявлением в военный комиссариат Ульяновской области через отдел военного комиссариата Ульяновской области но Ульяновскому району, с приложением всех затребованных документов. 27.12.2011 года в отделе военного комиссариата Ульяновской области по Ульяновскому району заявителю было вручено письмо военного комиссара Ульяновской области за № ОРГ/3114. В данном письме было указано, что документы возвращаются мне без реализации. Принято решение не направлять их в «Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий». Основанием для такого решения послужила архивная справка, представленная мной, в которой указано, что она была принята на работу в Афганистан в воинскую часть 93977 28 января 1986 года сроком на два года, а уволена- 06 июля 1986 года по собственному желанию. Мотивируя свое решение об отказе в направлении моих документов в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, военный комиссар Ульяновской области указал : «Таким образом, Бессольцева установленный при приеме на работу срок, два года, не отработала. Более того, прервала трудовой договор по собственному желанию, т.е. по неуважительным причинам. И поэтому права на оформление удостоверения ветерана боевых действий не имеет. Удостоверение, имевшееся у заявительницы ранее, было выдано не правомочно». С данным решением военного комиссара Ульяновской области не согласна по следующим основаниям. В соответствии с п. 8 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учет а удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763, при утрате удостоверения по заявлению ветерана выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи. Из содержания п. 19 Порядка выдачи удостоверений Ветерана боевых действий в ВС РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года, видно, что документом, подтверждающим факт выдачи удостоверения может являться копия листа книги учета выдачи удостоверений. Такой документ находится в ее личном деле, которое находится в военном комиссариате. Кроме того, этим же приказом определено, что командующим войсками военных округов надлежит образовать в военных округах комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий под председательством одного из заместителей (пункт 5 Приказа). В соответствии с военно-административным делением Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 сформированный с 1 декабря 2010 года Центральный военный округ включил в себя территорию упраздненного Приволжско-Уральского военного округа. Из этого следует, что компетенция командующего войсками упраздненного Приволжско-Уральского военного округа перешла в компетенцию командующего войсками вновь созданного Центрального военного округа. Была создана Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий. В компетенцию которой, входит выдача либо отказа в выдаче удостоверений ветеранов боевых действий. Следовательно, военный комиссар Ульяновской области не уполномочен принимать решения о выдаче, либо отказе в выдаче удостоверений ветеранов боевых действий. Кроме того, она действительно, в воинскую часть № 93977, дислоцирующуюся в Афганистане, была принята в качестве операционной сестры медицинского взвода с 28 января 1986 года сроком на два года, а уволена- 06 июля 1986 года по собственному желанию в связи с вступлением в брак. В брак я вступила во время нахождения в отпуске по семейным обстоятельствам (для регистрации брака) 12 июля 1986 года. Брак был заключен с офицером С А Бахматовым В.Н. , с которым мы вместе проходили службу в Афганистане до 02 мая 1986 года. После вступления в брак, он уехала с мужем военнослужащим к месту его службы в Дальневосточный военный округ. В трудовой книжке мне была сделана запись об увольнении по собственному желанию, в связи с выездом в СССР к новому месту службы мужа. Увольнение по собственной инициативе, в связи с переездом в другой город признавался уважительной причиной данного увольнения, в силу разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 09 июля 1980 г.№5/12-21 (в ред. Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.02.1986 № 57/4-100), и п. 7.2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25.10.1983 N 8/22-31 «О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства об укреплении трудовой дисциплины», в соответствии с которыми, переезд в другую местность приводится наряду с зачислением в учебное заведение и выходом на пенсию в качестве примера невозможности для работника продолжать работу и признается уважительной причиной увольнения по собственному желанию. Решением Верховного Суда РФ от 16.11.2006г. п. 7.2 разъяснения в части слов «по уважительным причинам» признан не противоречащим действующему трудовому законодательству. Таким образом, ее увольнение по собственному желанию в связи с переездом к новому месту службы мужа, являлось увольнением по уважительной причине. В соответствии с п.6 ч 1 ст.3 ФЗ РФ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица, направленные на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Из указанного выше следует, что удостоверение ветерана боевых действий в 1993 году мне было выдано законно и оснований для отказа в направлении документов в «Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий» у военного комиссариата Ульяновской области не было. Отказом в направлении в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий моего заявления (с приложенными документами) о выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, нарушены мои права на получение установленных льгот и гарантий. Просит признать незаконным бездействие военного комиссара Ульяновской области, выразившееся в отказе направления в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий моего заявления (с приложенными документами) о выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий. Обязать данное должностное лицо направить мои документы в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. В судебное заседание заявитель Бахматова В.К. не явилась, доверила представление своих интересов Аликиной Е.Н. Представитель заявителя Аликина Е.Н., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании поддержала доводы заявления, Представитель Военного комиссариата в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела без своего участия, в отзыве указал следующее. При рассмотрении документов для направления в комиссию Центрального военного округа с целью оформления удостоверений ветеран боевых действий комиссия военного комиссариата области руководствуется Федеральным законом РФ №5-ФЗ «О ветеранах», приказом министра обороны РФ №1177 « О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ» от 2 ноября 2009 г, указаниями Командующего войсками Центрального военного округа HP 11/42/6769 (ДСП), в которых определен порядок выдачи удостоверений через военные комиссариаты с целью учета полученных удостоверений и граждан, имеющих статус «ветеран боевых действий». В соответствии с указаниями Командующего войсками I Центрального военного округа HP 11/42/6769 (ДСП) «.. решение о направлении обращений граждан на рассмотрение комиссией Центрального военного округа принимается лично,. , военным комиссаром субъекта РФ (комиссией военного комиссариата). Направление документов в комиссию военного округа самими гражданами запрещено, обращения граждан, направленные лично, возвращаются без реализации. Кроме того, существуют разногласия в записях причин увольнения Бахматовой В.К. с должности операционной сестры: так, в трудовой книжке записано, что она уволена в связи с переводом к новому месту службы мужа, а в архивной справке: « уволить Бессольцеву В.К... . по собственному желанию в связи с вступлением в брак», что не является уважительной причиной прерывания контракта (командировки). В соответствии с нормами пп.6, п.1 ст. 3 федерального закона №5-ФЗ «О ветеранах» комиссия военного комиссариата области приняла решение о ненаправлении документов Бахматовой В.К. в комиссию Центрального военного округа для выдачи удостоверений ветерана боевых действий, т.к. Бахматова не отработала установленный при направлении срок командировки по неуважительной причине. Таким образом, считает требования Бахматовой В.К. необъективными. Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям ( бездействиям) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействия) в результате которых : нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая либо обязанность. Установлено, что в 1993 году Ишеевским районным военкоматом Ульяновской области Бахматовой В.К. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии А 848672. В сентябре 2011 года было утеряно указанное выше удостоверение. Документ найден не был. Для восстановления утерянного документа заявитель обратилась с заявлением о выдаче дубликата удостоверения в военный комиссариат Ульяновской области через отдел военного комиссариата Ульяновской области но Ульяновскому району, с приложением всех затребованных документов. 27.12.2011 года в отделе военного комиссариата Ульяновской области по Ульяновскому району заявителю было вручено письмо военного комиссара Ульяновской области за № ОРГ/3114. В данном письме было указано, что документы на выдачу дубликата удостоверения возвращаются без реализации. Военным комиссариатом принято решение об отказе, поскольку в архивной справке указано на увольнение по собственному желанию в связи с замужеством, что не является уважительной причиной прерывания контракта. Необходимый срок не был отработан, поэтому права на оформление удостоверения Бахматова В.К. не имеет. В силу положений Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 года N 158-ФЗ, от 29.06.2004 года N 58-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" - федеральными органом исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. Приказом Министра обороны РФ от 02 ноября 2009 года N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах Российской Федерации" утверждена инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для получения удостоверения военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, направляют соответствующие обращения: в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центрального аппарата, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - организации) им подчиненных (кроме подразделений центрального аппарата, входящих в состав видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, воинской части 45807 и воинских частей и организаций, им подчиненных); в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в органах военного управления, воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, воинской части 45807. Иные лица, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, а проживающие в Калининградской области - в комиссию Балтийского флота. В соответствии с указаниями Командующего войсками I Центрального военного округа HP 11/42/6769 (ДСП) «.. решение о направлении обращений граждан на рассмотрение комиссией Центрального военного округа принимается лично военным комиссаром субъекта РФ (комиссией военного комиссариата). Направление документов в комиссию военного округа самими гражданами запрещено, обращения граждан, направленные лично, возвращаются без реализации. Так, в соответствии с п. 8 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учет а удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763, при утрате удостоверения по заявлению ветерана выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи. Из содержания п. 19 Порядка выдачи удостоверений Ветерана боевых действий в ВС РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года, видно, что документом, подтверждающим факт выдачи удостоверения может являться копия листа книги учета выдачи удостоверений. В силу п. 20 Порядка в случае утраты удостоверения к заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт его выдачи. Заявления с прилагаемыми документами рассматриваются в порядке, определенном пунктами 11 - 15 настоящего Порядка. Заявитель выполнила указанный порядок обращения, однако, Военный комиссар Ульяновской области возвратил документы без реализации, сделав вывод об отсутствии права у Бахматовой В.Н. на оформление удостоверения «ветеран боевых действий», что противоречит вышеприведенным положениям Порядка выдачи удостоверения «ветеран боевых действий». Суд считает, что заявление Бахматовой В.Н. подлежит удовлетворению, при этом учитывает и положения ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в силу которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. С учетом изложенного суд считает возможным, признав незаконным бездействие Военного комиссара Ульяновского области, возложить на него обязанность направить документы Бахматовой В.К. в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для решения вопроса о выдаче дубликата удостоверения. Руководствуясь ст. 194,198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш ИЛ : Заявление Бахматовой В.К. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Военного комиссара Ульяновской области, выразившиеся в отказе в направлении в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий заявления Бахматовой В.К. с приложенными документами о выдаче дубликата удостоверения «ветерана боевых действий». Возложить обязанность на Военного комиссара Ульяновской области направить заявление Бахматовой В.К. с приложенными документами о выдаче дубликата удостоверения «ветеран боевых действий» в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений «ветеран боевых действий» для рассмотрения по существу. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья - В.П.Родионова