о возложении обязанности поставить в очередь на улучшение жилищных условий



Дело № 2-7906/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кириченко В.В.,

при секретаре Левушкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Э. В. к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанностей принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить временное жилье,

УСТАНОВИЛ:

Андреев Э.В. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанностей принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить временное жилье.

В обоснование требований указано следующее. Истец является инвалидом 1-й группы. С 1995 года он не имеет собственного жилья, постоянной прописки. Истец обратился в мэрию г. Ульяновска с просьбой о постановке на учет на жилье и о предоставлении временного жилья с временной пропиской. Ему было отказано со ссылкой на то, что его ежемесячный доход, то есть пенсия в сумме 6250 руб., превышает их нормативы.

В судебном заседании истец Андреев Э.В. наставил на удовлетворении требований в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что до 1995 года у него была комната в трехкомнатной квартире, где он являлся главным квартиросъемщиком. Однако когда он попал в места лишения свободы, его оттуда выписала женщина, с которой у него был заключен фиктивный брак. После освобождения из мест лишения свободы в 2009 г. ему предоставила возможность зарегистрироваться без права фактического проживания в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> его бывшая жена. Однако, так как данная квартира была в ипотеке, а бывшая жена не смогла выплатить кредит, в настоящее время на эту квартиру банком обращено взыскание, и судебным решением лица, в ней проживавшие и зарегистрированные, выселены. В настоящее время он снимает комнату в бывшем общежитии, живет на пенсию. Полагает, что учитывать при определении нуждаемости в жилье пенсию как заработок нельзя, а тем более – включать в заработок те доплаты к пенсии, которые он получает. Он написал заявление об отказе от соцпакета, в связи с чем с нового года ему будут доплачивать еще около 750 руб. Ранее, до 2011 года, никогда никуда по вопросу о признании нуждающимся в предоставлении жилья и о постановке на соответствующий учет не обращался.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска – Горничнова Л.Н. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что по обращению истца, имевшем место в августе 2011 года, жилищная комиссия ДД.ММ.ГГГГ года приняла решение об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ст. 49 ЖК РФ. Согласно действующему законодательству для удовлетворения такого заявления необходима совокупность двух условий: собственно нуждаемость в жилье, а также наличие статуса малоимущего. То, что истец не имеет никакого жилья, бесспорно. Однако его доходы, состоящие из получаемой им пенсии и доплат к ней, не позволяют согласно закону и установленным нормативам отнести его к статусу малоимущих, так как размер этих доходов превышает установленный норматив. Требования же истца о предоставлении ему временного жилья не основаны на законе, так как действующее жилищное законодательство такого не предусматривает.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание, будучи извещен, не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истец Андреев Э. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 1-й группы по общему заболеванию, инвалидность установлена впервые ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Однако решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ г., постановленным по гражданскому делу № 2-1821/2011 по иску Открытого акционерного общества «АК БАРС» БАНК к Андреевой Т.В., Андрееву Н.Э., Приваловой В.В., Андрееву Э.В. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения со снятием с регистрационного учета, право пользования истца указанным жилым помещением прекращено, он выселен из данного жилого помещения. Решение является основанием для снятия с регистрационного учета по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, представив на рассмотрение также необходимые документы.

До ДД.ММ.ГГГГ истец по данному вопросу в компетентные органы не обращался, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на соответствующем учете не состоял.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), утвержденным постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ , в постановке на учет истцу было отказано со ссылкой на статью 49 Жилищного кодекса РФ, так как истец получает пенсию с учетом ежемесячной денежной выплаты в сумме 7997 руб. 21 коп., что выше 1,3 величины прожиточного минимума.

Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 109 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Законом Ульяновской области от 06.06.2007 N 83-ЗО "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма" определено, что признание граждан малоимущими осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (далее - местные администрации) на основании представленных документов в соответствии с методикой, установленной Законом Ульяновской области от 2 ноября 2005 года N 110-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области".

Названная Методика предусматривает, что при определении ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитывается сумма всех доходов каждого члена семьи, которые получены как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, помимо прочего, пенсии, компенсационные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, надбавки и доплаты к этим выплатам и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления в Ульяновской области, организациями. Подлежат учету суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п.п. 2.1, 3.7).

Таким образом, жилищной комиссией мэрии г. Ульяновска законным образом принята во внимание при рассмотрении заявления истца необходимость признания его не только нуждающимся в жилье, но и малоимущим в установленном законом порядке. При этом, вопреки доводам иска, в состав доходов истца, учитывая, что семьи он не имеет, обоснованно включены как получаемая им пенсия по инвалидности, так и ежемесячная денежная выплата по инвалидности 1-й группы.

Согласно справкам, представленным истцом в мэрию и суду, исчисленный таким образом его ежемесячный доход составляет 7997 руб. 21 коп. (6215,26 + 1781,95 соответственно).

При этом приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

На основании данных Методических рекомендаций, в целях обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище, в соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Ульяновской области от 02.11.2005 N 110-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области", принято Постановление Главы города Ульяновска от 18.08.2006 N 3431 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими".

Данным постановлением Главы города Ульяновска (пункт 2) установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, - в сумме, не превышающей величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.11.2011 N 528-П "О прожиточном минимуме в Ульяновской области за III квартал 2011 года" установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за III квартал 2011 года: в расчете на душу населения - 5512 рублей; для трудоспособного населения - 5963 рубля; для пенсионеров - 4308 рублей; для детей - 5340 рублей.

Таким образом, на момент обращения истца в мэрию г. Ульяновска и на момент рассмотрения его заявления сумма его дохода превышала величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области (7997 руб. 21 коп. и 7165 руб. 60 коп. соответственно).

Следовательно, законных оснований для признания истца малоимущим для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не имелось.

Соответственно, учитывая требования статьи 49 ЖК РФ, не имелось оснований для принятия Андреева Э.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Так как фактические обстоятельства дела (в частности, размер дохода истца и превышение его 1,3 величины прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области) не изменились к моменту рассмотрения дела судом, оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.

Следовательно, не имеется законных оснований и для удовлетворения требования о предоставлении истцу временного жилья.

То есть в иске следует отказать полностью.

В то же время суд отмечает, что истец не лишен права повторно обратиться в соответствующий муниципальный орган с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при изменении указанных выше условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Андреева Э. В. к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанностей принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить временное жилье, - полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.В. Кириченко