о взыскании премии



Дело № 2 –1946/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


21 марта 2012 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Корчагиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцовой С.Н. к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании премии, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кравцова С.Н. обратилась к Военному комиссариату Ульяновской области с уточненными в ходе рассмотрения исковыми требованиями о взыскании дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 3 квартал 2011 г. в размере 30000 руб., по итогам работы за 4 квартал 2011 г. в размере 10000 руб. компенсации морального вреда в размере 3000 руб.

В обоснование иска указывается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в военном комиссариате Ульяновской области в должности <данные изъяты>, в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ я была уволена по сокращению численности работников согласно п.2 статьи 81 ТКРФ. В период выполнения трудовых обязанностей к дисциплинарной ответственности не привлекалась. В декабре 2011 года гражданскому персоналу военного комиссариата Ульяновской области было выплачено дополнительное материальное стимулирование за 3 и 4 квартал 2011 года, предусмотренное приказом Министра обороны РФ от 2010 года № 1010 и его решением от 19 ноября 2011 года, исходя из установленной расчетной суммы 10000 рублей в месяц на одного гражданского работника в военном комиссариате.

Истцу как работнику военного комиссариата выполнявшей трудовые обязанности в период 3 и части 4 квартала 2011 года дополнительное материальное стимулирование за 3 и 4 квартал 2011 года, предусмотренное приказом Министра обороны РФ от 2010 года № 1010, выплачено не было.

Истец считает действия военного комиссара военного комиссариата Ульяновской области, связанные с невыплатой дополнительного материального стимулирования за 3 и 4 квартал 2011 г., незаконными. Полагает, что ей, как добросовестно выполнявшей трудовые обязанности в 3 и 4 квартале 2011 г. положена выплата дополнительного материального стимулирования за 3 и часть 4 квартала 2011 г., предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 2010 г. № 1010, исходя из установленной расчетной суммы 10000 руб. в месяц. Несвоевременной выплатой дополнительного материального стимулирования ей нанесен моральный вред, который она оценивает в 3000 руб.

К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, Федеральное казенной учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской, Пензенской областям и Республике Мордовия».

В судебном заседании истец поддержала иск, обосновав его обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Военного комиссариата Ульяновской области Клинк М.В. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование возражений привела следующие доводы. Трудо­вым договором, заключенным между военным комиссариатом и истцом предусмотрена выплата должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, перечень ко­торых предусмотрен специальным актом - Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. №555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583". Истец помимо выплаченных ей денежных сумм, предусмотренных системой оплаты труда, просит выплатить ей еще и дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министерства обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 г. Однако данные выплаты выплачиваются за счет бюджетных средств и не являются обязательной выплатой. Перечень оплаты труда гражданского персонала предусматривает приказ Минобороны России № 555 от 10 ноября 2008 г, исходя из тех выплат, которые могут быть начислены. По приказу Минобороны России №1010 выплачивается дополнительное материальное стимулирование, а не премия, предусмотренная коллективным или трудовым договором. Данное материальное стимулирование может быть и не выплачено вообще, а может выплачиваться как один раз в год, так и ежеквартально. На момент выявления экономии бюджетных средств в целом по Министерству обороны РФ (14 декабря 2011 г.) истец была уволена с занимаемой должности. Представленный в материалы дела Приказ военного комиссара Ульяновской области от 15 декабря 2011 г. №303 «О выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу военного комиссариата» был издан на основании рапортов начальников отделов на каждого сотрудника с указанием суммы выплаты материального стимулирования, при этом суммы у каждого работника разные, в зависимости от результата работы, нахождения на больничном, имеющихся дисциплинарных взысканий и т.п.

Третье лицо Федеральное казенной учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской, Пензенской областям и Республике Мордовия» требования истца считает необоснованными, в письменном отзыве на исковое заявление указывая, что между работником и работодателем был подписан трудовой договор, положениями которого не предусмотрена выплата дополнительного материального стимулирования (премии), предусмотренного приказом Минобороны Российской Федерации №1010 от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Заработная плата работникам военного комиссариата Ульяновской области устанавливается исходя из положений Приказа Министра обороны Российской Федерации №555 от 10 ноября 2008 г. «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Минобороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010 работающему гражданскому персоналу при наличии экономии бюджетных средств, не входят в фонд заработной платы.

В декабре 2011 г., поступило письмо из вышестоящего финансового органа, которым были доведены размеры денежных средств на выплату гражданскому персоналу организациям Вооруженных Сил РФ, расположенных на территории Ульяновской области. После чего ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» военному комиссариату Ульяновской области была выделена сумма в размере, которую военный комиссар вправе был разделить по своему усмотрению между структурными подразделениями, при этом не выходя за пределы расчетной суммы на одного работника - 10 000 руб. в месяц или 30 000 руб. в квартал.

Сумма дополнительной премии, которая может быть выплачена гражданскому персоналу не является фиксированной и одинаковой для каждого работника, а зависит от результатов труда каждого работника, устанавливается по усмотрению военного комиссара либо начальника отдела (по муниципальному образованию) и ограничивается расчетной суммой для каждой должностной категории. Расчетная сумма имеет только одно предназначение - ограничение максимальной выплаты дополнительной премии.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Кравцова С.Н. была принята на работу в отдел военного комиссариата Ульяновской области по Железнодорожному, Засвияжскому и Ленинскому районам г. Ульяновск на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ (приказы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) по сокращению численности работников по п.2 ст.81 ТК РФ.

При увольнении Кравцовой С.Н. были произведены следующие выплаты: денежная компенсация за неиспользованный отпуск, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей, выходное пособие, премия за период с 1 по 14 ноября 2011 г.. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 г. №555.

Согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ премирование не включено в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ выдача премии является поощрением работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010.

Так, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Названным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств.

Данным Приказом установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о поощрительной природе выплат, установленных Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 г. N1010, которые не входят в систему оплаты труда, не относятся к обязательным дополнительным выплатам, поскольку расходуются денежные средства, высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации по результатам службы (работы).

Доводы истицы об обязательной выплате ей данной премии суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании вышеприведенных нормативных актов.

Кроме того, согласно п.4 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 установлено, что объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются, в том числе, для видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, распорядителей бюджетных средств исходя из численности личного состава и расчетной суммы дополнительного материального стимулирования на одного человека.

Лимиты бюджетных обязательств на премии гражданскому персоналу за счет экономии денежных средств за июль-декабрь 2011 г. были выделены военному комиссариату Ульяновской области 13 декабря 2011 г. Приказ военного комиссара Ульяновской области о выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу военного комиссариата был издан 15 декабря 2011 г.

Истица была уволена с занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент выделения денежных средств на премии гражданскому персоналу и издания приказа о выплате в личный состав военного комиссариата Ульяновской области не входила.

С учетом изложенного исковые требования о взыскании дополнительного материального стимулирования по итогам работы за 3 квартал 2011 г. в размере 30000 руб., по итогам работы за 4 квартал 2011 г. в размере 10000 руб. удовлетворению не подлежит.

Поскольку при рассмотрении дела не установлен факт причинения истцу морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя в удовлетворении иска о компенсации морального вреда также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Кравцовой С.Н. к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании премии, компенсации морального вреда отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Давыдова