о безопасности дорожного движения



Дело № 2-1845/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 марта 2012 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Корчагиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействия администрации города Ульяновска незаконным, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокурорской проверкой в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.

Автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск», вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует утвержденному постановлением Госстандрата Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 государственному стандарту ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию.

В нарушение п.п. 3, 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п.п.2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утв. Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 года за № ОС -548-р на всем протяжении проезжей части данной дороги имеется зимняя скользкость, снежный накат высотой от 5 до 20 см. Проезжая часть заужена до 115 см. На пешеходных переходах, на пересечении ул. Марата и пер. Молочный, имеется снежный накат высотой от 5 до 15 см., снежные валы высотой до 115 см.. На пешеходных переходах, на пересечении ул. Федерации и пер. Молочный, имеются снежный накат высотой от 5 до 15 см., снежные валы высотой до 100 см.

Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Просят признать бездействие администрации города Ульяновска, связанное с невыполнением работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный, незаконным. Обязать администрацию города Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный.

К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: УМВД России по г. Ульяновску, МУП «Ульяновскдорремсервис», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского районного суда г. Ульяновска - Карабанов А.С. поддержал исковые требования, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Денисова А.Ю. в судебном заседании не присутствовала, извещалась о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжения мэра г. Ульяновска были созданы УМУП «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 году в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». Ссылка прокурора на ГОС Р 50597-93 в обоснование своих требований несостоятельна, так как ГОСТ не может быть отнесен к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Комитетом заключен муниципальный контракт за №0274 от 22.12.2010 года с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом договора является выполнением работ по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска. Таким образом, именно МУП «Ульяновскдорремсервис» несет ответственность за состояние дорог г. Ульяновска. Просит отказать в удовлетворении иска к администрации г. Ульяновска.

Представитель третьего лица УМВД России по г. Ульяновску в судебном заседании не присутствовал, извещался о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска. В связи с чем, именно администрация г. Ульяновска является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц в зимний период года от 10.02.2012 государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р., с участием государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску ст.лейтенанта Вишнякова А.Е. была проверена проверка на соблюдение обязательных требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93. В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований: эксплуатация дороги по пер. Молочный, не отвечающей обязательным требованиям Государственного стандарта. В нарушение п. 3, п.3.1.6, п.3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются зимняя скользкость: на всем протяжении проезжей части по пер. Молочный имеется колейность, наледь, высота снежного наката составляет от 5 до 20 см., сужение проезжей части до 115 см.

На пешеходных переходах, на пересечении ул. Марата и пер. Молочный, имеется снежный накат высотой от 5 до 15 см., снежные валы высотой до 115 см.. На пешеходных переходах, на пересечении ул. Федерации и пер. Молочный, имеются снежный накат высотой от 5 до 15 см., снежные валы высотой до 100 см.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан. Исходя из содержания п. 1 ГОСТ Р 50597-93, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, связанное с невыполнением работ по ликвидации зимней скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный и обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать скользкость на указанной автомобильной дороге и организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, связанное с невыполнением работ по ликвидации снежной скользкости на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный.

Обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать снежную скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный.

Обязать Администрацию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пер. Молочный.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья Т.Н. Давыдова