об обязании устранить выбоины



Дело № 2-3144/12 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2012 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Корчагиной О.А., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об обязании устранить выбоины на автомобильной дороге,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения.

В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.

Исходя из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя проведение работ по содержанию автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги местного значения понимается комплекс мероприятий, касающихся, в том числе, организации и обеспечения безопасности дорожного движения, финансирование которых в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является расходным обязательством муниципального образования.

При этом, как предусмотрено статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, при содержании автомобильных дорог их состояние должно соответствовать установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

На основании пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского круга относится к компетенции администрации города Ульяновска.

Однако исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Ульяновск» обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются.

Так, автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск».

Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 государственному стандарту ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93).

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (15x60x5см).

В то же время, актом от 26.03.2012 проведенной ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, установлено, что вопреки указанным требованиям ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры: на участке дороги напротив дома № 85, имеется выбоина размером 72х62х6; на участке дороги напротив дома № 97 имеется выбоина размером 63х84х6,5 см; на участке дороги напротив дома № 109 имеется выбоина размером 63х84х6,5 см; на участке дороги напротив автозаправочной станции имеется выбоина размером 60х80х6,2 см.

Отсутствие контроля со стороны администрации города Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан.

К делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис», ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску.

Помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации города Ульяновска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Денисова А.Ю. просит провести судебное разбирательство в ее отсутствие. В отзыве на иск в удовлетворении заявленных требований к администрации города Ульяновска просит отказать, указывая, что Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска был заключен муниципальный контракт с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. Считает, что в соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушения должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска – МУП «Ульяновскдорремсервис».

Третье лицо МУП «Ульяновскдорремсервис», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило.

Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску на рассмотрение дела не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий администрации город Ульяновска в соответствии п. 4 ч. 6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является администрация города Ульяновска.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 26.03.2012, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску на участке дороги по улице Карла Маркса в нарушение требований п. 3, п.п.3.1.1, п.п. 3.12 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью на участке: напротив дома № 85 имеется выбоина длиной 72 см., шириной – 62 см., глубиной – 6 см; напротив дома № 97 имеется выбоина длиной 63 см., шириной – 84 см., глубиной- 6,5 см.; напротив дома № 109 имеется выбоина длиной 63 см. шириной – 84 см., глубиной - 6,5 см.; напротив АЗС имеется выбоина длиной 60 см., шириной – 8 см., глубинной - 6,2 см.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Исходя из содержания п. 1 ГОСТ Р 50597-93, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

На созданное администрацией города Ульяновска в рамках своих полномочий - МУП «Ульяновскдорремсервис» действительно возложены обязанности по ремонту и содержанию дорог города, однако данное предприятие в силу гражданско- правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на администрацию города Ульяновска.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым возложить на администрацию города Ульяновска обязанность привести участок дороги напротив дома № 85, напротив дома № 97, напротив дома № 109, напротив АЗС по ул. Карла Маркса в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 01.06.2012.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность привести участки дороги напротив дома № 85, напротив дома № 97, напротив дома № 109, напротив АЗС по ул. Карла Маркса в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 01.06.2012.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Давыдова