Об обязании восстановить семью в списке участников под программы Обеспечения жильем молодых семей



Дело №2-323/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2012 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Тютькиной З.А.,

При секретаре Насыбулловой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.П., С.А. к администрации города Ульяновска, Отделу по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска о признании незаконным протокола заседания комиссии по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья от 09 ноября 2011 года, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», выдаче свидетельства,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Володины Н.П. и С.А. обратились в суд с исковыми требованиями, увеличенными в ходе судебного разбирательства, к мэрии (в настоящее время – администрация) города Ульяновска, Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска о признании незаконным протокола заседания комиссии по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья от 09 ноября 2011 года, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», выдаче именного документа- свидетельства.

В обоснование иска указали, что их семья в составе 3 человек (муж, жена, сын) были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с марта 2008 г. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 09.11.11 г.(протокол №1) их семья была исключена из Программы в связи с достижением супругами возраста 36 лет. С указанным решением они не согласны, поскольку пп. «г» п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.06 г. №285 предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г. Согласно п. 5 Правил подпрограммы участницей может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Из буквального содержания этого пункта следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи в участие в подпрограмме (23.05.08 г.) их семья отвечала всем предъявляемым требованиям, то исключение их из числа участников подпрограммы в 2010 году является незаконным. У органа местного самоуправления не имелось оснований для исключения истцов из списков участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, следовательно, их семья должна быть восстановлена в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2011-2015 годы. Кроме того, имеется несоответствие по номеру очередности: в марте 2011 г. их номер в очереди был 75, а в июле 2011 г. их уведомили, что их семья в очереди под номером 76.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту мэрии г. Ульяновска, в качестве 3 лица – Министерство образования Ульяновской области.

В судебном заседании истцы на иске настаивали.

В судебном заседании истица Володина Н.П. пояснила, что, несмотря на достижение обоими супругами в их семье возраста 36 лет, приобретение однокомнатной квартиры, они продолжают оставаться нуждающимися в улучшении жилищных условий. На момент принятия решения о включении их в список участников подпрограммы они проживали в двух комнатах коммунальной квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск,ул.Лихачева,<адрес> В феврале 2010 г. они продали указанные жилые помещения за 700000 руб., на указанные средства приобрели однокомнатную изолированную квартиру общей площадью 26,11 кв.м. по ул.Доватора, <адрес>, в г.Ульяновске. Квартира находилась в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, они взяли в долг у родственников деньги в общей сумме около 150000 руб., на указанные средства сделали в квартире ремонт. В банки за предоставлением им ипотечного кредита они не обращались. В общую городскую очередь на улучшение жилищных условий как нуждающаяся семья, имеющая на иждивении ребенка-инвалида, не вставали. Володин С.А. стоит на очереди на улучшение жилищных условий по месту работы – УВД Ульяновской области.

Истец Володин С.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, с учетом их увеличения. Пояснения дал, аналогичные доводам истца Володиной Н.П.

Представители истцов Никонова Л.А. и Александрова Е.М., действующие на основании устного ходатайства Володиных, в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить в полном объеме. Указали, что достижение возраста 36 лет не может являться основанием для исключения Володиных из списка участников подпрограммы, поскольку они были признаны таковыми в 2008 г., то есть до достижения указанного возраста.

Представитель ответчика администрации города Ульяновска Кулагина Ю.Н. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежаще о слушании дела. Ранее в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что в 2011 году изменились условия программы. Жилищный комитет мэрии г. Ульяновска составляет список семей нуждающихся в предоставлении жилья. Муниципалитет, а именно, отдел по учету и распределению жилой площади, составляет свой список, который передает в Комитет по делам молодежи физической культуре и спорту администрации города Ульяновска. Семья должна соответствовать 3 критериям: возраст, нуждаемость, наличие собственных средств. В отделе было принято решение о включении Володиных в список, так как ими была представлена справка Засвияжской администрации.

Представитель ответчика Отдела по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска и представитель 3 лица Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались.

Представитель ответчика Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Ульяновска Галушкина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что семья Володиных была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья при мэрии города Ульяновска (Протокол от 23.05.2008 №9) семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 №675. 8 июня 2010 года Володиной исполнилось 36 лет, 6 октября 2010 года Володину С.А. исполнилось 36 лет. В список претендентов на получение субсидии в 2011 г. семья Володиных не вошла, так как субсидия предоставляется в порядке очередности по мере поступления бюджетных средств. 17 декабря 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ №1050 подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Одним из обязательных условий получения молодой семьей социальной выплаты по данной программе является возраст каждого из супругов, не превышающий 35 лет, согласно пп.а п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, следовательно, семья Володиных не может быть признана соответствующей условиям программы. Семья должна подпадать под критерии: возраст до 35 лет, нуждаемость и платежеспособность. Право семьи Володиных условное, так как зависит от соответствия всем трем критериям в совокупности. Несоответствие хотя бы одному из критериев является основанием для исключения из участия в Подпрограмме. Кроме того, сам факт наличия семьи в списке претендентов на социальную выплату не является безусловным основанием для выдачи им свидетельства.

Представитель ответчика Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Ульяновска Топчиева С.П. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что условием предоставления спорной субсидии является соблюдение 3 условий в совокупности, одним из них является возраст. Семью Володиных исключили из списка претендентов Правительство Ульяновской области по возрастному критерию.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по делу, что разъяснено сторонам.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Во втором предложении абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Подпунктом "г" пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

17 декабря 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ №1050 подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), в рамках реализации подпрограммы, пункт 6, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Володины Н.П. и С.А., их несовершеннолетний сын, в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 гг.» в соответствии с решением комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками вышеназванной программы (протокол № 9 от 23.05.2008 года).

Согласно протоколу от 9 ноября 2011 года №1 комиссией по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, состоящей из представителей органа местного самоуправления, был рассмотрен вопрос об исключении семей из списка участников программы на основании несоответствия поданных документов молодыми семьями. На основании п.13 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей – участников программы, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2011 №408-П, из списка участников программы законно была исключена семья Володиных, в связи с несоответствием одному из условий программы, а именно, достижение супругами возраста 36 лет.

Как установлено в судебном заседании, Володина Н.П. и Володин М.С. по договору от 19.02.10 г. продали принадлежащие им 28/100 долей в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру, расположенную по адресу: г.Ульяновск,ул.Лихачева<адрес> за 862000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи (л.д.149-150).

В тот же день Володина Н.П. и Володин М.С. приобрели в общую долевую собственность однокомнатную квартиру, находящуюся по адресу: г.Ульяновск, ул.Доватора,<адрес>, за 700000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи от 19.02.10 г. (л.д.118-120).

Утверждение истцов о продажи доли в коммунальной квартире за 700000 руб., заключение договоров займа на ремонт жилья, либо направлении средств на улучшение жилищных условий не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.

Одной из основных задач подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Использование социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, не являющихся ипотечными, условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не предусмотрено.

Согласно разделу VI подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", пункту 46 Правил социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

В настоящее время использование социальных выплат для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе и ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусмотрено подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.

Истцами в суде не оспаривалось, что в какой-либо банк (иную кредитную организацию) за предоставлением им ипотечного кредита они не обращались. В общую городскую очередь на улучшение жилищных условий как нуждающаяся семья, имеющая на иждивении ребенка-инвалида, не вставали.

Согласно пунктам 26, 27 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.

Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу о включении их в указанные списки.

Согласно п.36 Правил орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 15 настоящих Правил.

Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (п.38).

Анализ вышеприведенных положений закона указывает, что молодая семья должна соответствовать совокупности трех критериев – возраст до 35 лет, нуждаемость, платежеспособность – на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Таким образом, поскольку оба супруга в семье Володиных достигли возраста 35 лет, каких-либо мер к улучшению жилищных условий не приняли (напротив, продав жилое помещение за 862000 руб. приобрели жилье стоимостью 700000 руб.), то исключение их семьи из участников программы ввиду того, что супругам Володиным исполнилось 36 лет, является законным.

В силу ст. 98 ГПК РФ, поскольку истцам в иске отказано, в их пользу не подлежат возмещению с ответчиков судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Н.П., С.А. к администрации города Ульяновска, Отделу по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска, Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска о признании незаконным протокола заседания комиссии по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья от 09 ноября 2011 года, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», выдаче свидетельства, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья З.А. Тютькина