Дело № 2- 3038\12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 апреля 2012 года Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Родионовой В.П. при секретаре Бакаевой Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции к Товариществу собственников жилья «Орел» о ликвидации У С Т А Н О В И Л : Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что 07.10.2011 Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки №001523/В-4 от 05.10.2011 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении товарищества собственников жилья «Орел» (далее - ТСЖ «Орел»), на предмет правомерности его создания, соответствия устава ТСЖ «Орел» требованиям законодательства Российской Федерации, не предоставления информации собственникам многоквартирного <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, п.п. 1.1.,1.2.,2.2.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.01.2012 № 4/26-П, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 25.01.2012 № 4/26-П, органом, осуществляющим функции государственного жилищного надзора не территории Ульяновской области осуществляет Государственная жилищная инспекция Ульяновской области. Согласно ч. 4 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований жилищного законодательства. В ходе поверки было установлено, что ТСЖ «Орел» зарегистрировано как юридическое лицо 11.03.2008 согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица 73 №, свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации 73 № от ДД.ММ.ГГГГ. Устав ТСЖ «Орел» утвержден на общем собрании собственников жилья многоквартирного <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Документов, подтверждающих законность проведения общего собрания собственников жилья о создании ТСЖ «Орел» не представлено, а именно: уведомления о проведении общего собрания, документы подтверждающие вручение уведомлений о проведении общего собрания (ст. 45, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации); документы подтверждающие наличие кворума на собрании собственников жилья по вопросу принятия решения о создании ТСЖ, так как представленные документы председателем ТСЖ «Орел» при проведении инспекционной проверки оформлены не надлежащим образом, по которым не усматривается наличие кворума (ст. 45, 143 Жилищного кодекса Российской Федерации). Что подтверждается актом проверки от 07.10.2011 № В-4 и является неустранимым нарушением. Документы, подтверждающие наличие кворума 66,2% голосов собственников помещений, принявшие участие лично или через представителей собственников и проголосовавших по вопросам повестки дня данного общего собрания согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 24.02.2008, оформлены ненадлежащим образом. Согласно протоколу от 24.02.2008 общего собрания собственников жилья многоквартирного дома 41 по ул. Орлова, собственниками помещений рассмотрены и приняты решения по вопросам №4 (избрание Правления ТСЖ), №5 (избрание ревизора ТСЖ). Данные вопросы согласно п.п.3 п.2 ст.145, п.2и п.3ст. 147, ч.1 ст. 150 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ и (или) Правления ТСЖ соответственно. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования согласно ч. 3 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации, доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Подтверждение размещения принятых решений, на общем собрании собственников помещений оформленные протоколом от 24.02.2008 не представлено. Тем самым был нарушен порядок создания ТСЖ «Орел» и избрание его органов управления (правления и ревизора ТСЖ). Однако ТСЖ «Орел» зарегистрировано в ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска на основании недостоверных сведений, а именно протокола от 24.02.2008, что является неправомерным. В соответствии с выявленными нарушениями жилищного законодательства имеются основания для признания недействительным и не порождающим правовые последствия решений: о создании ТСЖ «Орел», оформленное протоколом от 24.02.2008, о выборе способа управления многоквартирным домом, о выборе правления ТСЖ «Орел», тем самым имеются достаточные основания для ликвидации данного ТСЖ.. На основании ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.20, 45-48, 135-141 Жилищного кодекса Российской Федерации просит ликвидировать Товарищество собственников жилья «Орел» (ОГРН: 1087325002160; ИНН: 7325077961). В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях и доводах иска настаивала. Председатель правления ТСЖ «Орел» Романов А.И. в судебном заседании пояснил, что не считает себя представителем ответчика, поскольку таковым не является. Указал на отсутствие возражений против ликвидации ТСЖ «Орел». Решение о создании ТСЖ принималось на общем собрании 28 февраля 2008 года, затем еще в течение месяца оформлялись необходимые документы для постановки его на учет в ИФНС. Наличие кворума подтверждается представленными документами, списком граждан, с подписями, принимавших участие в собрании. При создании ТСЖ в 2008 году не было строгих правил к оформлению документов. Представитель ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска в судебное заседание не явился, в отзыве указала следующее. C4.03.2008 в Инспекцию были представлены документы на создание ТСЖ «Орёл», в том числе протокол общего собрания от 24.02.2008 №41, на котором присутствовало 78% голосов. В связи с тем, что в регистрирующий орган представлен полный пакет документов (заявление по форме Р11001, протокол собрания жильцов, устав и документ об уплате государственной пошлины), на основании закона от 0й.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), 07.08.2008 было принято решение о государственной регистрации ТСЖ «Орёл». В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона №129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органы исполнительной власти, и удостоверяемся подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заяви гелем сведении путем проведения правовой экспертизы документов юридического лица, представленных на государственную регистрацию, законодательством о государственной регистрации не предусмотрена. По смыслу Закона государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведении, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Статьей 25 Закона №129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений. Из вышеизложенного следует, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений при государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствие. При таких обстоятельствах ИФНС России по Ленинскому район г. Ульяновска приняло решение о государственной регистрации в связи с созданием ТСЖ «Орёл» с соблюдением норм Закона №129-ФЗ. Представители администрации города Ульяновска, Комитета ЖКХ и экологии администрации города в судебное заседание не явились по неизвестной причине, извещались. Выслушав участников процесса, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, п.п. 1.1.,1.2.,2.2.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.01.2012 № 4/26-П, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 25.01.2012 № 4/26-П, органом, осуществляющим функции государственного жилищного надзора не территории Ульяновской области осуществляет Государственная жилищная инспекция Ульяновской области. Согласно ч. 4 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований жилищного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (п. 3 ст. 45 ЖК РФ). В силу п. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения. Согласно п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Согласно ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. В силу ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. В соответствии с общими нормами права, пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Установлено, что ТСЖ «Орел» зарегистрировано как юридическое лицо 11.03.2008 согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица 73 №, свидетельству о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации 73 № от 11.03.2008. Устав ТСЖ «Орел» утвержден на общем собрании собственников жилья многоквартирного <адрес> в г. Ульяновске 24.02.2008г. Суд полагает, что при создании ТСЖ «Орел» были допущены неустранимые нарушения действующего жилищного законодательства». Документов, подтверждающих законность проведения общего собрания собственников жилья о создании ТСЖ «Орел» не представлено, а именно: уведомления о проведении общего собрания, документы подтверждающие вручение уведомлений о проведении общего собрания (ст. 45, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации); документы, подтверждающие наличие кворума на собрании собственников жилья по вопросу принятия решения о создании ТСЖ. Документы, подтверждающие наличие кворума 66,2% голосов собственников помещений, принявшие участие лично или через представителей собственников и проголосовавших по вопросам повестки дня данного общего собрания согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 24.02.2008, оформлены ненадлежащим образом. Так, к протоколу представлено приложение : списочный состав граждан, принимавших участие в собрании, расчет кворума, который составлен в отсутствие документов, подтверждающих право собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в отсутствие сведений в отношении собственников о пропорциональности их долей в праве общей собственности на обще имущество в дном доме. Согласно протоколу от 24.02.2008 общего собрания собственников жилья многоквартирного <адрес>, собственниками помещений рассмотрены и приняты решения по вопросам: принятие решения о зодании ТСЖ, утверждение Устава ТСЖ, утверждение названия ТСЖ, избрание Правления ТСЖ, избрание ревизора ТСЖ. Данные вопросы согласно п.п.3 п.2 ст.145, п.2и п.3ст. 147, ч.1 ст. 150 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов ТСЖ и (или) Правления ТСЖ соответственно. Ответчиком не представлено допустимых доказательств наличия кворума на общем собрании 28 февраля 2008 года, а следовательно, и законности создания ТСЖ. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования согласно ч. 3 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации, доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Доказательств подтверждение размещения принятых решений, на общем собрании собственников помещений оформленные протоколом от 24.02.2008 не представлено. С учетом изложено, суд признает заявленные Государственной жилищной инспекцией требования, законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению, с принятием решения о ликвидации товарищества собственников жилья «Орел». При этом необходимо учитывать, что ликвидации отличается от исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и установлена ст. 20, ст. 21, ст. 22 названного Закона. В соответствии с названными нормами материального права Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ст. 20 Закона). В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. По вступлению решения в законную силу оно будет являться основанием для Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Государственной жилищной инспекции Ульяновской области удовлетворить. Ликвидировать товарищество собственников жилья « Орел» (ОГРН: 1087325002160; ИНН: 7325077961). Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья В.П.Родионова