о постановке бесхозяйного имущества на учет



2-490/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и надлежащем содержании имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и надлежащем содержании имущества, указав следующее.

В ходе проведенной прокуратурой Старомайнского района проверки исполнения требований ветеринарно- санитарного и природоохранного законодательства РФ при эксплуатации скотомогильников на территории Старомайнского района установлено, что на территории МО «<данные изъяты>» между с. <данные изъяты> и с. <данные изъяты> в 1 км к северо-западу от с. <данные изъяты> расположен скотомогильник (яма Беккари), который не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям.

В нарушение п. п. 5.6, 5.8, 6.2 «Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от04.12.1995 за № 13-7-2/469 (далее - Правила), территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, отсутствует люк, обваловка, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды.

Согласно ч. 3 ст. Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

Однако в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства Российской Федерации санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник (яму Беккари), расположенный на территории МО «<данные изъяты>» Старомайнского района Ульяновской области, отсутствует.

Вследствие бесхозности скотомогильника не определён балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования «<данные изъяты>» Старомайнского района Ульяновской области бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию «<данные изъяты>» Старомайнского муниципального района Ульяновской области не передавались.

Согласно ст. 12 Закона Ульяновской области №043-ЗО от 09.06.2005 «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области в пределах компетенции Ульяновской области участвует в проведении единой государственной политики по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды.

Скотомогильник, находящийся на территории МО «<данные изъяты>» Старомайнского района Ульяновской области, фактически является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несёт ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учёт, устройство, санитарное оборудование скотомогильника (ям Беккари) как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Ульяновской области.

Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей.

Таким образом, бездействие Правительства Ульяновской области по не постановке на учёт бесхозного скотомогильника (ямы Беккари), расположенного на территории МО «<данные изъяты>» Старомайнского района Ульяновской области, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на её защиту от негативного воздействия.

В судебном заседании помощник прокурора Поздняков И.М. на удовлетворении исковых требований настаивал, дав суду аналогичные пояснения.

Представитель Правительства Ульяновской области Шашина О.А. просила в иске прокурору Старомайнского района Ульяновской области отказать, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместно ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон № 52-ФЗ) устанавливаются источники финансирования мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с указанной нормой расходным обязательством Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения, перечисленных в части 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ.

Расходным обязательством субъектов Российской Федерации является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.

Необходимо отметить, что в указанной статье федеральный законодатель не определил, к чьим обязательствам относится обустройство скотомогильников (ямы Беккари), в этой связи данная обязанность является расходным обязательством Российской Федерации.

В части касающейся мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий также не определено, что обустройство скотомогильников (ямы Бекарри) входит в вышеуказанную систему мер.

Также указание прокурора в исковом заявлении на п.п «ц» п.2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в которой определено, что в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы), не может свидетельствовать о возложении обязанности по обустройству скотомогильников на Правительство Ульяновской области.

Таким образом, Российская Федерация не предусматривает наделение полномочиями субъекта Российской Федерации по обустройству бесхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильника (ямы Беккари).

В соответствии с п.5 ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для муниципальных образований предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, согласно пункта 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Между тем, данный объект является бесхозяйным, в силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Так, в соответствии с пп.4 и 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества - бесхозяйный скотомогильник.

Таким образом, требование прокурора об обязании Правительства Ульяновской области по постановке на учёт бесхозяйного скотомогильника является необоснованным и противоречит нормам действующего законодательства.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Актом о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что территории МО «<данные изъяты>» между с. <данные изъяты> и с. <данные изъяты> в 1 км к северо-западу от с. <данные изъяты> расположен скотомогильник (яма Беккари), построенная в 1987г., предназначенная для захоронения биологических отходов. Особенности конструкции- яма обложена кирпичом глубиной до 10 метров, имеется крышка, территория не ограждена, отсутствует люк, обваловка, нет навеса, отсутствуют ворота, помещение для вскрытия трупов, хранения дезинфицирующих средств, спецодежды, инструментария.

В нарушение действующего законодательства территория скотомогильника не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, отсутствует указатель, скотомогильник бесхозяйный.

В материалах дела имеются сведения о том, что ранее биотермическая яма Беккари принадлежала СПК «<данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ исключен из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Судом установлено, что имеющееся на территории МО «<данные изъяты>» место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества: скотомогильник (яма Беккари), адрес: <адрес>.

Вышеописанное техническое состояние скотомогильника не соответствует требованиям п. п. 5.6, 5.8, 6.2 «Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.1995 за № 13-7-2/469 (далее - Правила), в соответствии с которыми территория скотомогильника должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора должна быть установлена траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, должен быть обустроен люк, обваловка, в результате чего доступ к указанному объекту должен осуществляется свободно. Яма должна быть оборудована навесом- высотой 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды.

Согласно ч. 3 ст. Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства Российской Федерации санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник (яму Беккари), расположенный на территории МО «<данные изъяты>» Старомайнского района Ульяновской области, отсутствует.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования «<данные изъяты>» Старомайнского района Ульяновской области бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию «<данные изъяты>» Старомайнского муниципального района Ульяновской области не передавались.

Согласно ст. 12 Закона Ульяновской области № 043-ЗО от 09.06.2005 «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области в пределах компетенции Ульяновской области участвует в проведении единой государственной политики по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды.

Антисанитарное состояние бесхозного скотомогильника - ямы Беккари ставит под угрозу экологическое благополучие на территории Старомайнского района и могут привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения в целом. Таким образом, ответчик нарушил права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами ответственность за постановку на учёт, устройство, санитарное оборудование скотомогильника (ям Беккари) как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Ульяновской области.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильника (ямы Беккари), расположенного между с. <данные изъяты> и с. <данные изъяты> в 1 км от с. <данные изъяты>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Обязать Правительство Ульяновской области обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный между с. Новиковка Старомайнского района и с. <данные изъяты> в 1 км от с. <данные изъяты>, в соответствии с требованиями ветеринарно- санитарных правил.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА