2- 401/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Димитровграда, действующего в интересах несовершеннолетней Коробовой Е.П. и неопределенного круга лиц к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении финансирования обеспечения лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Димитровграда, действующий в интересах несовершеннолетней Коробовой Е.П. и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении финансирования обеспечения лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, указав следующее.
В результате проведенной прокуратурой г. Димитровграда проверки установлены основания для прокурорского вмешательства.
Коробова Е.П. является ребенком- инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ врач ФГУЗ МСЧ № ФМБА России Г. в период амбулаторного лечения выписала ребенку-инвалиду лекарственные препараты - кудесан, глиатилин, элькар, которые бесплатно в аптеках г. Димитровграда выданы не были, а приобретены в аптеке ООО «Армада» по цене 3 075 рублей 30 копеек.
Рецепты составлены в соответствии с приложением № 6 Приказа Министерства здравоохранения социального развития РФ от 12.12.2007г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную помощь. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1.
В приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Положением о Министерстве финансов Ульяновской области (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 №7/143-П) предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство финансов области наделено следующими полномочиями:
формирование финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Ульяновской области;
осуществление в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.
В целях осуществления своих полномочий Министерство финансов области взаимодействует с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
Министерство финансов области в соответствии с пунктами 2.1-2.5 настоящего Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.
Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновкой области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 №128-П, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения Ульяновской области, а также контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений.
Министерство здравоохранения области, в том числе, осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением и исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновской области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области.
Министерство здравоохранения области в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Положения реализует установленное бюджетным законодательством РФ право главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области в соответствии с нормативными правовыми актами Ульяновской области, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в пределах утвержденных смет доходов и расходов на их содержание; формирует бюджетные заявки на финансирование расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год; выступает государственным заказчиком по реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатной медицинской помощи, программ переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников подведомственных учреждений.
В областном бюджете Ульяновской области на 2010 год средства на обеспечение бесплатными лекарственными средствами детей-инвалидов, независимо от их наименования, как это установлено Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 не предусмотрены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой лежит на органах исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, гарантированные законом права ребенка-инвалида Коробовой Е.П. на льготное лекарственное обеспечение были нарушены в результате бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области.
В соответствии с преамбулой к ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Инвалиды относятся к наименее социально защищенным категориям граждан. Такие граждане должны получать квалифицированную медицинскую помощь и необходимые лекарственные средства. Ущемление их социальных прав является недопустимым.
Отказ в предоставлении несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатных лекарственных препаратов «Элькар», «Кудесан», «Глиатилин» является нарушением её прав и законных интересов. Мать несовершеннолетней, Коробова Н.М., обратилась с заявлением в прокуратуру города о защите социальных прав своей несовершеннолетней дочери.
В Российской Федерации, согласно ст. 7 Конституции РФ, охраняется и обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В связи с вышеизложенным, просит обязать Министерство финансов Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить финансирование постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствам и изделиями медицинского назначения», а также обязать ответчиков возместить денежные средства в размере 3 075 рублей 30 копеек, затраченные Коробовой Н.М. на лекарственные препараты «Элькар», «Кудесан», «Глиатилин», приобретенные для ребенка- инвалида Коробовой Е.П.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. поддержал предъявленные прокурором г. Димитровграда исковые требования в полном объеме, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск.
В письменном отзыве приведены следующие доводы.
Действительно, согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление) по рецептам врачей дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.
Однако, в п.4 Постановления сказано, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.
Лекарственные средства «Элькар», «Кудесан»,Глиатилин» не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждённый Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006 № 665.
Более того, пункт 4 Постановления не содержит указаний об источнике финансирования рассматриваемых льгот, а предписывает органам исполнительной власти субъектов Федерации своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых на льготных условиях. За счет средств собственных бюджетов, согласно пункту 5 названного Постановления, органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано вводить дополнительные льготы.
Позднее, 17.07.1999 года был принят Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон). Согласно статье 14 Закона настоящий закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", то есть с 01.05.2000 года.
В частности, данным законом определены категории граждан, имеющих право на оказание социальной помощи.
Статья 6.1 закона предусматривает право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми специализированными продуктами лечебного питания.
Согласно статье 4.1 Закона к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация размещения заказов на поставки лекарственных
средств; заключение по итогам размещения государственных заказов на
поставки лекарственных средств, соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление вышеуказанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, то есть не предусматривается софинансирование из бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и при возложении на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации лишь в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Данная норма означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий, в случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Представитель Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание также не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом. Присутствующий в предварительном судебном заседании представитель ответчика просил в иске прокурору г. Димитровграда отказать в полном объеме, приведя в обоснование своей позиции аналогичные доводы.
Коробова Н.М., представитель ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Коробова Е.П. является ребенком- инвалидом. ДД.ММ.ГГГГ врач ФГУЗ МСЧ № ФМБА России Г. в период амбулаторного лечения выписала ребенку-инвалиду лекарственный препарат- глиатилин, витамин - элькар и биологическую активную добавку к пище (БАД)- кудесан, которые бесплатно в аптеках г. Димитровграда выданы не были, а приобретены в аптеке ООО «Армада» по цене 3 075 рублей 30 копеек.
Рецепты составлены в соответствии с приложением № 6 Приказа Министерства здравоохранения социального развития РФ от 12.12.2007г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1.
В приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно.
Таким образом, право на получение несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. №890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Положением о Министерстве финансов Ульяновской области (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 №7/143-П) предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство финансов области наделено полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Ульяновской области; осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области.
Министерство финансов области в соответствии с пунктами 2.1-2.5 настоящего Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.
Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 №128-П, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения Ульяновской области, а также контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 на территории г. Ульяновска в 2010г. производилось не в полной мере.
В областном бюджете Ульяновской области на 2010г. предусмотрены средства на обеспечение бесплатными лекарственными средствами лишь некоторых категорий граждан (больные сахарным диабетом, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий), и не предусмотрено финансирование на приобретение лекарственных средств, независимо от их наименования, для детей- инвалидов, как это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890.
Возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для ребенка- инвалида должно производиться за счет средств казны Ульяновской области с Министерства финансов Ульяновской области, поскольку в соответствии с нормами вышеприведенного постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой лежит на органах исполнительной власти субъектов РФ.
При этом, возмещению подлежат лишь расходы, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Глиатилин» и препарата «Элькар», относящегося по групповой принадлежности к витаминам, но не предназначенного для назначения лечения без участия врача в общей сумме 2 799 рублей. Расходы на приобретение препарата «Кудесан», относящегося к группе биологических активных добавок к пище (БАДам) и не являющегося лекарственным средством и изделием медицинского назначения в размере 275 рублей 80 копеек возмещению не подлежат.
Относительно требований об обязании Министерства финансов Ульяновской области и Министерства здравоохранения Ульяновской области обеспечивать финансирование постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствам и изделиями медицинского назначения», суд считает необходимым указать следующее.
Поскольку порядок обеспечения детей- инвалидов лекарственными средствами урегулирован на законодательном уровне, данный порядок не нуждается в дополнительном закреплении судебным решением.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе также четко определены. Согласно утвержденным Положениям оба Министерства выполняют свои четко закрепленные за ними функции. Органы исполнительной власти Ульяновской области возложенные на них обязанности исполняют в силу закона, в связи с чем принятие отдельного судебного решения по данному вопросу не требуется.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Димитровграда, действующего в интересах несовершеннолетней Коробовой Е.П. и неопределенного круга лиц к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении финансирования обеспечения лекарственными препаратами и возмещении денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов удовлетворить частично.
Взыскать с пользу Коробовой Н.М. в возмещение расходов, затраченных на приобретение препаратов «Глиатилин» и «Элькар» для ребенка- инвалида Коробовой Е.П. . ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере 2 799 рублей с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области.
В остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области прокурору города Димитровграда, действующему в интересах несовершеннолетней Коробовой Е.П. и неопределенного круга лиц отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА