2-1081/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Морозовой Е.Г. , Ломатова А.Н. , Кожемякиной Н.С. к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова Е.Г., Ломатов А.Н., Кожемякина Н.С. обратились в суд с исковыми требованиями к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить земельный участок, указав следующее.
В мае 2009г. истцы обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлениями о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Основанием для данного обращения послужило то, что истцы являются инвалидами 2-3 групп и в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Письмами, датированными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявлений истцам было отказано.
Считают данные отказы незаконными, грубо нарушающими их права.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Особенности предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ. Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли- продажи торги не проводятся.
В соответствии с Законом № 059- ЗО от 17.11.2003г. «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное приобретение земельных участков производится решением органа местного самоуправления.
Представитель мэрии г.Ульяновска Прохорова С.А. просила в иске отказать, пояснив следующее.
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно указанной статье предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, путем проведения аукциона либо через публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду.
На основании заявления гражданина осуществляется публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования.
Если по истечении месяца со дня опубликования указанного сообщения заявления не поступили, Глава города принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину.
В связи с тем, что истцами не указано конкретное местоположение земельных участков, их площадь и разрешенное использование, заявленные ими исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно представленных справок ФГУ Бюро МСЭ, Ломатов А.Н. является инвалидом 2 группы бессрочно (дата выдачи справки ДД.ММ.ГГГГ), Кожемякина Н.С. - является инвалидом 3 группы бессрочно (дата выдачи справки- ДД.ММ.ГГГГ), Морозова Е.Г. является инвалидом 3 группы бессрочно (дата выдачи справки ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Следовательно, требования истцов о первоочередном получении земельных участков для индивидуального жилищного строительства являются нормативно обоснованными.
06 и 07 мая истцы обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлениями о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
На данные обращения истцам был направлен ответ одинакового содержания, в котором указывалось, что для принятия решения по данному вопросу требуется дополнительный сбор информации. На основании полученной информации и с учетом экологических, градостроительных и иных условий мэрией города будет принято решение.
Доводы представителя ответчика о том, что письма мэрии, направленные в ответ на обращения истцов не следует расценивать как отказ, поскольку в письмах содержится разъяснение о том, что проводится сбор дополнительной информации, мониторинг с целью выявления свободных земельных участков, суд находит несостоятельными.
В ходе настоящего судебного заседания, состоявшегося по истечении 9 месяцев со дня обращения истцов в мэрию г. Ульяновска, представитель мэрии г. Ульяновска не смог пояснить- на основании какого решения, кем и в какие сроки проводится мониторинг и каковы его результаты.
В силу п. 10 ст. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 02.06.2006 № 79-30, а также постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2006 № 237, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Ульяновска, площадью свыше 200 кв.м., на которых расположены здания, строения, сооружения, а также сформированные для предоставления под строительство объектов недвижимости.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона Ульяновской области от 02.06.2006 № 79-30 указанный закон не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, строительства хозяйственных построек вне зависимости от площади земельного участка.
Таким образом, лицом, уполномоченным принять решение о предоставлении инвалиду в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Ульяновске является мэрия г. Ульяновска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 30.04.2002г. № 77 «О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан на территории муниципального образования «город Ульяновск» предельный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в пределах городской черты для индивидуального жилищного строительства составляет от 0.03 до 0.1 га.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Морозовой Е.Г. , Ломатова А.Н. , Кожемякиной Н.С. удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска предоставить Морозовой Е.Г. , Ломатову А.Н. , Кожемякиной Н.С. в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства в г. Ульяновске.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА