Дело №2-552/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 февраля 2012 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Алтусовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капранова И.В. к Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска, Министерству образования Ульяновской области о восстановлении права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., У С Т А Н О В И Л: Истец Капранов И.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что его семья в составе 3 человек (муж, жена, ребенок) были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 г.г. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ г.(протокол №№) их семья была исключена из Программы в связи с достижением супругой Капрановой О.В. возраста 36 лет. С указанным решением он не согласен, поскольку пп. «г» п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.06 г. №285 предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г. Согласно п. 5 Правил подпрограммы участницей может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Из буквального содержания этого пункта следует, что молодая семья должна соответствовать условию о возрасте 35 лет на день принятия решения о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи в участие в подпрограмме его семья отвечала всем предъявляемым требованиям, то исключение их из числа участников подпрограммы является незаконным. У органа местного самоуправления не имелось оснований для исключения его и его семьи из списков участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, следовательно, его семья должна быть восстановлена в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2011-2015 годы. Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация города Ульяновска и Министерство образования Ульяновской области, в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Ульяновской области. В судебном заседании истец Капранов И.В. на исковых требованиях настаивал и дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Указала, что его семья в составе трех человек была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» решением Комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в его адрес ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска было направлено письмо о необходимости представления документов в связи с формированием списков претендентов на предоставление субсидий для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы, что им и было сделано. Также ДД.ММ.ГГГГ в их адрес было направлено сообщение о том, что его семья в составе уже 4-х человек признана нуждающейся в жилье решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». Считает, что исключение его семьи из списков участников подпрограммы нарушает их права, предоставленные им Конституцией РФ. Представители ответчика Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Ульяновска в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что Капранов И.В. и его семья были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья при мэрии города Ульяновска (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 №675. ДД.ММ.ГГГГ Капрановой О.В. ( супруге истца) исполнилось 36 лет. В список претендентов на получение субсидии в 2010 года и в 2011 г. семья Капранова И.В. не вошла, так как субсидия предоставляется в порядке очередности по мере поступления бюджетных средств. 17 декабря 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ №1050 подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Одним из обязательных условий получения молодой семьей социальной выплаты по данной программе является возраст каждого из супругов, не превышающий 35 лет, согласно пп.а п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, следовательно, семья Капранова И.В. не может быть признана соответствующей условиям программы. Семья должна подпадать под критерии: возраст до 35 лет, нуждаемость и платежеспособность. Право семьи Капранова И.В. условное, так как зависит от соответствия всем трем критериям в совокупности. Несоответствие хотя бы одному из критериев является основанием для исключения из участия в Подпрограмме. Кроме того, сам факт наличия семьи в списке претендентов на социальную выплату не является безусловным основанием для выдачи им свидетельства. Представитель соответчика – Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования не признает, просит в иске отказать. Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Правительства Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным представителем Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Ульяновска. Представитель администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по делу, что разъяснено сторонам. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Во втором предложении абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Подпунктом "г" пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г. 17 декабря 2010 года была утверждена постановлением Правительства РФ №1050 подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правил), в рамках реализации подпрограммы, пункт 6, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец Капранов И.В., его жена Капранова О.В. и их несовершеннолетняя дочь Капранова В.И., в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 гг.» в соответствии с решением комиссии по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение жилья, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками вышеназванной программы (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ года № комиссией по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, состоящей из представителей органа местного самоуправления, был рассмотрен вопрос об исключении семей из списка участников программы на основании несоответствия поданных документов молодыми семьями. На основании п.13 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей – участников программы, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2011 №408-П, из списка участников программы законно была исключена семья Капранова И.В., в связи с несоответствием одному из условий программы, а именно, достижение супругой Капрановой О.В. возраста 36 лет. Пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки. Одной из основных задач подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других кредитных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. Использование социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, не являющихся ипотечными, условиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не предусмотрено. Согласно разделу VI подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", пункту 46 Правил социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. В настоящее время использование социальных выплат для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе и ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома предусмотрено подпунктом "г" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года. Истцом Капрановым И.В. в суде не оспаривалось, что в какой-либо банк (иную кредитную организацию) за предоставлением им ипотечного кредита он и его супруга не обращались, какое-либо жилье не приобретали. Согласно пунктам 26, 27 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами. Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу о включении их в указанные списки. Согласно п.36 Правил орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил. Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 15 настоящих Правил. Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (п.38). Анализ вышеприведенных положений закона указывает, что молодая семья должна соответствовать совокупности трех критериев – возраст до 35 лет, нуждаемость, платежеспособность – на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Таким образом, поскольку супруга истца Капранова О.В. достигла возраста 35 лет, каких-либо мер к улучшению жилищных условий Капранов И.В. и его семья не приняли, то исключение семьи Капрановых из участников программы ввиду того, что супруге исполнилось 36 лет, является законным. В силу ст. 98 ГПК РФ, поскольку истцу в иске отказано, в его пользу не подлежат возмещению с ответчиков судебные расходы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Капранова И.В. к Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска, администрации города Ульяновска, Министерству образования Ульяновской области о восстановлении права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.В. Алексеева