Постановление по ст. 18.15 ч. 3 - отменено.



Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск 15 декабря 2010 года

Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Кочетов С.Л. с участием помощника прокурора Ленинского района г.Ульяновска Гришина К.С., представителя УФМС России по Ульяновской области начальника отделения по учету иностранных граждан и лиц без гражданства отдела регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по Ульяновской области Качалиной О.Г., защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сорокиной Е.А., действующей на основании доверенности от 20 апреля 2010 года, при секретаре Гайнулиной Р.Р., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Ленинского района г.Ульяновска на постановление заместителя начальника Управления ФМС России по Ульяновской области от 10 сентября 2010 года, которым в отношении

Петросяна А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ССР, гражданина РФ, армянина, со средним образованием, холостого, директора ООО «<данные изъяты>», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области Тихонова В.М. от 10 сентября 2010 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Петросяна А.С. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска принес протест на данное постановление, указав, что оно не соответствует требованиям административного законодательства, и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение. Вывод заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области о том, что положение пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не применяется в случаях, когда законодательством не установлена обязанность иностранного гражданина в получении приглашения для въезда в РФ, является ошибочным. Должностными лицами УФМС по Ульяновской области не учтена норма данного закона, которая предусматривает обязанность работодателя уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников при заключении с ними новых трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а информационные письма, ссылки на которые имеются в постановлении, не являются нормативно-правовыми актами и юридической силы не имеют.

Одновременно прокурором было заявлено ходатайство о восстановлении срока принесения протеста, мотивированное тем, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Петросяна А.С. в прокуратуру района поступило лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных в суд материалов следует, что копия постановления УФМС России по Ульяновской области по делу об административном правонарушении, возбужденному прокурором Ленинского района г.Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, поступила в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ, а протест прокурора принесен в Ленинский районный суд г.Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание положения ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, суд не усматривает нарушения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении и считает необходимым рассмотреть протест прокурора по существу.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Гришин К.С. протест прокурора поддержал полностью по доводам в нем изложенным, просил постановление УФМС России по Ульяновской области отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Представитель УФМС России по Ульяновской области Качалина О.Г. и защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сорокина Е.А., возражали против удовлетворения протеста прокурора, полагали постановление заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области от 10 сентября 2010 года законным и обоснованным. Просили учесть, что особенности регулирования отношений, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, установлены ст.13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». При этом требования об извещении налогового органа статьей 13.1 названного Закона не предусмотрено. На отсутствие необходимости в уведомлении налогового органа указано в письмах Федеральной миграционной службы и Федеральной налоговой службы, аналогичная позиция отражена в решениях Арбитражного суда Ульяновской области и <адрес> районного суда Ульяновской области, ранее ее придерживалась и прокуратура Ульяновской области. Учитывая, что между Правительством РФ и Правительством Республики Армения заключено соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан РФ и граждан Республики Армения от 25 сентября 2000 года, а положения ст.18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регламентируют случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими на территорию РФ в визовом порядке, уведомления налогового органа не требовалось, и в действиях (бездействии) директора ООО «<данные изъяты>» Петросяна А.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.

Защитник Сорокина Е.А., кроме того, просила учесть, что ст.18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» носит название «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности», при этом, согласно п.1 ст.2 названного Закона, приглашение на въезд в Российскую Федерацию - это документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В то же время, ООО «<данные изъяты>» никаких иностранных граждан в РФ не приглашало, и соответствующих документов, необходимых для въезда таких граждан в РФ, не оформляло. Понятие нового трудового договора дано в п.13 ст.18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, и ссылка в протесте прокурора на заключение такого договора между гражданином Армении и ООО «<данные изъяты>» необоснованна.

Выслушав участников судебного заседания, проанализировав доводы протеста прокурора, исследовав материалы дела, суд находит постановление заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из постановления заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области от 10 сентября 2010 года следует, что Петросян А.С., являясь директором ООО «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ привлек к трудовой деятельности гражданина Армении ФИО9, в установленный законом срок не уведомив об этом налоговый орган - ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска.

При этом в постановлении сделан вывод о том, что поскольку федеральными законами и международными договорами РФ для гражданина Армении, с которым ООО «<данные изъяты>» заключило трудовой договор, обязанность получения приглашения для въезда в РФ не установлена, пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающий обязанность работодателя уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежит применению, а потому состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в действиях (бездействии) директора ООО «<данные изъяты>» Петросяна А.С. отсутствует.

В то же время, частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В пункте 4.1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 данного Федерального закона.

Пункт 9 статьи 13.1 указанного Федерального закона определяет, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Из содержания данной нормы следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.

Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Аналогичная правовая позиция изложена в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года.

Таким образом выводы, изложенные в постановлении заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области от 10 сентября 2010 года противоречат действующему законодательству, при этом заключение об отсутствии в действиях (бездействии) директора ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, является необоснованным и сделано преждевременно.

При таких обстоятельствах доводы протеста прокурора нашли свое подтверждение в судебном заседании. Допущенные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление начальника отдела УФМС России по Ульяновской области в Ленинском районе г.Ульяновска от 08 мая 2009 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника УФМС России по Ульяновской области от 10 сентября 2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в отношении директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 отменить, материалы по делу об административном правонарушении возвратить в Управление ФМС России по Ульяновской области на новое рассмотрение.

Судья С.Л. Кочетов