Р Е Ш Е Н И Е г. Ульяновск 25 января 2012 года Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Сайдяшев С.В., с участием заявителя Гайнуллина И.Н., его защитника Макаровой Н.Н., прокурора Колгановой Е.А., представителей Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Арслановой Э.М., Кирпичникова Р.Е., при секретаре Аникиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гайнуллина И.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Кирпичникова Р.Е. от ДД.ММ.ГГГГ, которым Гайнуллин И.Н. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, генеральный директор ЗАО «Вторсплав», проживающий по адресу: <адрес>, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.2 КоАП РФ, к штрафу в размере 3000 рублей У С Т А Н О В И Л: Постановлением старшего государственного инспектора Управления Роспироднадзора по Ульяновской области Кирпичникова Р.Е. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ЗАО «Вторсплав» Гайнуллин И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.2 КоАП РФ, в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. Наказание Гайнуллину И.Н. назначено в виде штрафа в размере 3000 рублей. Будучи не согласным с вынесенным постановлением Гайнуллин И.Н. обратился в суд с жалобой о его пересмотре, отмене постановления и прекращения производства по делу за отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения. В жалобе он указал на то, что замеры выбросов (забор проб) производились не в штуцере отбора проб на трубе на крыше котельной, а в непосредственной близости топки котла и не одной трубы, как указано в томе ПДВ, а в двух, не спросив ответственных за газовое хозяйство, где граница ответственности между ООО «Промышленные материалы» и ЗАО «Вторсплав». Работникам прокуратуры, проводившим проверку, были представлены документы, что указанная котельная не принадлежит ЗАО «Вторсплав» и не участвует в технологическом процессе. Котельная в аренду (эксплуатацию) ЗАО «Вторсплав» не передавалась, данный объект находится в собственности ООО «Промышленные материалы». ЗАО «Вторсплав», согласно договора аренды, пользуется результатами работы котельной в виде теплоснабжения и горячего водоснабжения, за что производит соответствующие платежи. В судебном заседании Гайнуллин И.Н., а также его защитник Макарова Н.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержали. Кроме того, они указали на нарушение порядка привлечения должностного лица ЗАО «Вторсплав» к административной ответственности. Так, по их мнению, проверка юридического лица была проведена с нарушением ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Они не были уведомлены о проведении проверки. Проверка и взятие проб были проведены в их отсутствии. Изучив доводы жалобы, выслушав Гайнуллина И.Н., его защитника Макарову Н.Н., представителей Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Арсланову Э.М., Кирпичникова Р.Е., прокурора Колганову Е.А., исследовав материалы административного производства, судья находит постановление Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ обоснованным и законным. В соответствии с частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон №96-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно статье 1 Закона №96-ФЗ под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. В силу статьи 12 Закона №96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Статьей 14 Закона №96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона №96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 1 статьи 30 Закона №96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха. Материалами дела установлено, что ЗАО «Вторсплав» выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, принадлежащими ЗАО «Вторсплав». Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) ЗАО «Вторсплав» имеет 9 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе ИЗА № – газоход (котельная). ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проверки соблюдения ЗАО «Вторсплав» требований законодательства об охране атмосферного воздуха на производственной площадке №, расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес>, был произведен филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» отбор проб промышленных выбросов и последующее их инструментальное измерение для определения количественного содержания загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух организованным (стационарным) источником загрязнения атмосферы. В результате количественного химического анализа промышленных выбросов согласно протоколу КХА от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на источнике загрязнения атмосферы ИЗА № – котельная (газоход) массовый выброс углерода оксида составил 0,6483 г/с, что является превышением норматива проекта ПДВ (предельно допустимого выброса) в 6,3 раза, поскольку по нормативам проекта ПДВ массовый выброс углерода оксида должен составлять 0,103 г/с. Оснований не доверять результатам количественного химического анализа промышленных выбросов суд не усматривает. Филиал «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО» является специализированной аттестованной лабораторией на осуществление данного вида лабораторных исследований, имеющий аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.513472 от 21.11.2007 г., действительный до 26.09.2012 г. Вопреки доводам заявителя и защитника правильность производство отборов сомнению не подлежит. Доводы заявителя о том, что котельная не принадлежит ЗАО «Вторсплав», не могут быть приняты во внимание по следующему основанию. Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу ЗАО «Вторсплав» имеет 9 источников организованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе и ИЗА0009, который осуществляет выбросы азота диоксида, азота оксида, бенз(а) пирена, оксида углерода (стр. 44, 47, 49, 122 Проекта нормативов ПДВ ЗАО «Вторсплав»). В акте отбора от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколе результатов КХА от ДД.ММ.ГГГГ № также указано, что место отбора проб – <адрес> – Промплощадка №. Котельная. ИЗА-0009 (газоход). Таким образом, отборы проб произведены в точном соответствии с проектом нормативов ПДВ и у тех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, которые эксплуатируются ЗАО «Вторсплав». Данный источник выбросов юридическое лицо самостоятельно заявило как источник негативного воздействия на окружающую среду в результате своей деятельности. ЗАО «Вторсплав» не обращалось в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области об изменении технологического процесса и используемого сырья. Отчеты и расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с дальнейшей оплатой платы за негативное воздействие представлены в Управление и произведены с учетом эксплуатации такого источника негативного воздействия на атмосферный воздух, как котельная ИЗА 0009 (газоход), какие-либо изменения в проектную и разрешительную документацию юридическим лицом не вносилось. Кроме того, Гайнуллин И.Н. в ходе проведения прокурорской проверки в своем письменной объяснении признал факт нарушения условий разрешения на выброс загрязняющих веществ ЗАО «Вторсплав». В частности он пояснял о том, что превышение допустимых значений ПДВ связано с выходом из строя газогорелочных устройств котлов, что в то время решался вопрос по их замене. Доводы жалобы о том, что проверка была проведена с нарушением порядка осуществления государственного контроля за исполнением законодательства в отсутствии представителей ООО «Вторсплав», несостоятельны. Так, обязанность заблаговременного уведомления лица, в отношении которого ведется проверка проведения устанавливается ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Между тем в соответствии с ч. 3 ст. 1 положения данного закона, установленный порядок организации и проведения проверок, не применяется при осуществлении прокурорского надзора. В данном случае дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором Железнодорожного района г. Ульяновска при осуществлении прокурорского надзора. При этом, способ получения информации о правонарушении при осуществлении прокурорского надзора значения не имеет. Юридическая оценка действиям Гайнуллина И.Н., как должностного лица по ст. 8.21 ч.2 КоАП РФ дана правильно. В материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие. Административное наказание Гайнуллину И.Н. назначено в полном соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ. Оснований для смягчения наказания и для освобождения его от административной ответственности за данное правонарушение по ст. 2.9 КоАП РФ по делу не усматривается. Нарушений КоАП РФ должностным лицом административного органа в ходе административного производства не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,. Р Е Ш И Л: Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности генерального директора ЗАО «Вторсплав» Гайнуллина И.Н. по ст. 8.21 ч.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток с момента вручения копии. Судья: С.В. Сайдяшев