Мировой судья Подгорнова О.С. Дело № 12-30/12 Р Е Ш Е Н И Е 09 февраля 2012 года г. Ульяновск Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Булычев А.Р., с участием защитника Логиновой Н.В. (по доверенности), при секретаре Пртюковой И.В., рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Ульяновска от 02 декабря 2011 г., которым Мэрия г. Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, - У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ Мэрии г. Ульяновска Главным государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору ФИО5 выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, касающихся обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива, которое должно составлять не менее 50 метров, однако фактически составляет: - в пос. Ленинском Заволжского района г. Ульяновска от границ застройки зданий по ул.Фестивальной №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, по ул. Лесной №№, №, №, №, №, №, по ул. 2-й Квартальная №№, №, по ул.3-я Квартальной №№, №, по ул. 4-й Квартальной №, по ул. Лучистой №№, №, по ул. Садовой №№,№, по ул. Цветочной №№, №, по ул. Рябиновой № до лесного массива 1-42 метров; - в пос. Поливно Ленинского района г. Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул. Поливенской дома №№, №, №, № до лесного массива 25 метров; - в микрорайоне «Лесхоз» Ленинского района г. Ульяновска от границ застройки зданий по ул. Подлесной дома №№, №, №, №, №, по ул. Ветеринарной, дом № 9 до лесного массива - 20 метров; - в пос. Лесная Долина Засвияжского района г. Ульяновска расстояние от границ застройки зданий до лесного массива 35 метров. В связи с неисполнением данного предписания ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, 02 декабря 2011 года мировым судьей вынесено постановление, которым Мэрия г. Ульяновска признана виновной в совершении вышеуказанного административного правонарушения, подвергнута наказанию в виде административного штрафа. В своей жалобе осуществляющая защиту Администрации города Ульяновска Логинова Н.В. обращает внимание на смену наименования юридического лица, полагает вынесенное мировым судьей постановление необоснованным, подлежащим отмене на том основании, что изначально вынесенное в отношении Мэрии города предписание органа государственного пожарного надзора являлось незаконным, соответственно оснований для привлечения к ответственности за его неисполнение не имеется. В судебном заседании защитник Логинова Н.В. доводы жалобы поддержала, пояснила, что из содержания предписания, также как из акта проверки не понятно, каким именно образом по мнению надзирающего органа должны были быть устранены нарушения. Кроме того, мировым судьей не дана оценка доводам лица привлекаемого к административной ответственности о том, что в ходе проверки инспектором государственной пожарного надзора не установлена принадлежность и вид собственности указанных в предписании объектов недвижимости, об отсутствии у органа местного самоуправления обязательств по обеспечению противопожарных расстояний от границ застройки городских поселений до лесных массивов. Микрорайон «Лесхоз» не включен в официальный реестр наименований улиц, переулков и площадей города Ульяновска, его территория входит в земли лесного фонда (являются федеральной собственностью), соответственно никаких обязательств в отношении домовладений, находящихся на его территории, Мэрия не несет. Руководствуясь п. 15 ст. 69 ФЗ Российской Федерации № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. По сведениям, представленным в Муниципальное учреждение «Управление «Гражданской защиты города Ульяновска» (в настоящее время - МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска») из Администраций районов города, по адресам, указанным в предписании имеет место одно-, двухэтажная индивидуальная застройка. Таким образом, в данном случае необходимо было руководствоваться противопожарным расстоянием от границ застройки не 50 метров, а 15 метров. Ни из акта проверки, ни из предписания не усматривается, какого типа застройка расположена в перечисленных в них населённых пунктах, отсутствует указание на измерительный прибор, используемый в ходе проверки, соответственно изложенные в Предписании требования являются незаконными. Аналогичную позицию занял Арбитражный суд Ульяновской области, признавший 30 июня 2011 года вынесенное в отношении Мэрии постановление о назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ от 21 апреля 2011 года за нарушение правил пожарной безопасности, выразившиеся в необеспечении противопожарного расстояния от границ застройки по вышеуказанным адресам до лесного массива незаконным. С учетом вышеизложенного, постановление мирового судьи от 02 декабря 2011 полагала подлежащим отмене, производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. Выслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, нахожу постановление мирового судьи законным и обоснованным. Часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность гражданина, должностного или юридического лица за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. В целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды разработаны Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за их неисполнение организации, их должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.94 №69-ФЗ главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ в пределах своих полномочий в ходе проведения проверки исполнения Мэрией г. Ульяновска обязательных требований пожарной безопасности, касающихся обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива, Главным государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору ФИО5 выдано предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленных нарушений. Законность выданного предписания в установленном порядке Мэрией г. Ульяновска не обжаловалась, однако информация о его исполнении, либо невозможности исполнения по тем или иным причинам в установленный в предписании срок в орган государственного пожарного надзора не представлена, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 109.5 КоАП РФ. В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки доводов защитника истребованы сведения об отнесении домовладений, перечисленных в п. 3 Предписания (на территории мкр. Лесхоз) к ведению города, законности предписания, касающегося несоблюдения противопожарного расстояния от застройки до лесного массива и возможном способе устранения нарушений. Из полученного официального ответа Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области судом установлено, что домовладения, указанные в предписании, находятся на территории земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, вместе с тем на них распространяются требования, касающиеся соблюдения противопожарного расстояния от застройки до лесного массива. О законности или незаконности предписания можно судить по результатам замеров, сделанных специалистами УГПН, способ устранения нарушений, в связи с невозможностью применения такого способа, как вырубка лесных насаждений, необходимо согласовывать с органами государственного пожарного надзора. Из пояснений в судебном заседании защитника установлено, что с официальным письмом с просьбой о разъяснении способа исполнения предписания Мэрия города в УГПН по городу не обращалась. Оценив вышеуказанное письмо Минлесхоза в совокупности с показаниями допрошенного в качестве свидетеля заместителя Главного государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору ФИО7 о том, что расстояние до домов по ул. Подлесной и Ветеринарной до лесного массива составляет от 09 до 20 метров, а также официальными сведениями о нахождении улиц <адрес> и Ветеринарной в границах муниципального образования «г. Ульяновск», мировой судья сделал обоснованный вывод о распространении обязанностей исполнительного органа муниципального образования «г. Ульяновск» по соблюдению требований об обеспечении противопожарной безопасности на данную территорию, также как на территорию пос. Ленинский Заволжского района города, поселка Поливно Ленинского района города и пос. Лесная Долина Засвияжского района города, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями согласно ст. 25 Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 года № 043-ЗО. Ссылки защитника на незаконность вынесенного в отношении Мэрии города Ульяновска постановления о назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание в обоснование незаконности выданного предписания, поскольку вышеуказанное постановление должностного лица надзирающего органа отменено Арбитражным судом Ульяновской области в связи с допущенными процессуальными нарушениями, повлекшими признание полученных доказательств недопустимыми, при этом наличие у Мэрии обязанностей по соблюдению Правил пожарной безопасности в отношении указанных в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении наказания домовладений под сомнение не поставлена. Доводы стороны защиты на необходимость принимать во внимание при измерении расстояний до лесного массива этажность строений судом признаются обоснованными, вместе с тем, данное обстоятельство не имеет юридического значения с учетом того, что по данным произведенных замеров расстояние от отдельных строений до лесного массива составляет от 1 до 5 метров, т.е. является недопустимым с учетом требований п. 15 ст. 69 ФЗ Российской Федерации № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», о чем в постановлении мирового судьи также содержится убедительная мотивировка. Таким образом, мировой судья в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно пришел к выводу о том, что Мэрия г. Ульяновск (Администрации города Ульяновска) обязано было исполнить выданное ему предписание об устранении нарушений законодательства и имело для этого реальную возможность, однако не сделало этого, следовательно, подлежит административной ответственности. При назначении административного наказания мировой судья в должной мере учел все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, обоснованно применил к юридическому лицу минимальное предусмотренное санкцией статьи КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Оснований для отмены, либо изменения постановления мирового судьи, в том числе по мотивам малозначительности правонарушения, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, судья, Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Ульяновска от 02 декабря 2011 года оставить без изменения, жалобу защитника Мэрии города Ульяновска (Администрации города Ульяновска) Логиновой Н.В. – без удовлетворения. С момента вынесения данного решения постановление суда первой инстанции вступает в законную силу, может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Ульяновского областного суда. Судья: А.Р. Булычев