решение ст. 14.7 КоАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск 11 июля 2012 года

Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Кочетов С.Л. с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Исхаковой С.Г., действующей на основании доверенности от 14 ноября 2011 года, представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Киселевой Н.Н., действующей на основании доверенности от 25 июня 2012 года, рассмотрев в судебном заседании жалобу Исхаковой С.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия в Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым

Товарищество собственников жилья «Народный контроль», юридический адрес: г.Ульяновск, ул.Минаева, 7,

привлечено к административной ответственности по ст.14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия в Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Народный контроль» признано виновным в совершении при обстоятельствах, указанных в постановлении, административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ, а именно в ином обмане потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организации, оказывающей услуги населению.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ТСЖ «Народный контроль» Исхакова С.Г. обратилась в суд с жалобой о его пересмотре, указав, что вина юридического лица не доказана, а расследование по делу фактически не проводилось. Плата за открытие лицевых счетов с потребителей договорами не предусмотрена и управляющей компанией не взималась, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и оформление платежных документов производит УФ ООО «РИЦ». Просила отменить обжалуемое постановление.

В судебном заседании защитник Исхакова С.Г. доводы жалобы поддержала, пояснив, что квитанция, в которой была предъявлена к уплате сумма за открытие лицевого счета, составлялась УФ ООО «РИЦ». Никаких указаний данной организации о включении платы за открытие лицевого счета в платежный документ, на основании которого должна вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги, ТСЖ «Народный контроль» не давало, а также не взыскивало эти деньги, и потому не должно нести ответственность за действия другого юридического лица.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Киселева Н.Н. пояснила, что в Управление Роспотребнадзора поступило заявление собственницы <адрес> ФИО4, из которого следовало, что получив счет на оплату услуг ЖКХ за январь 2012 года она обнаружила наличие задолженности на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 853 рубля 68 копеек, хотя ранее регулярно вносила плату, а тарифы не изменялись. Задолженность была распределена в виде перерасчета по графам за содержание и ремонт жилья и оплату коммунальных услуг, и при этом совпадала с суммой «за открытие лицевого счета» в 5 разделе платежного документа. К заявлению была приложена квитанция, которая документально его подтверждала. Имелись ли у ФИО4 в действительности долги за содержание жилья и коммунальные услуги, и выплатила ли фактически заявитель указанную в счете сумму, она не выясняла, так как взимание с собственников жилья платы за открытие управляющей компанией лицевого счета в любом случае не предусмотрено. Поскольку <адрес> относится к ведению ТСЖ «Народный контроль», на основании поступивших документов она составила протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного юридического лица. О том, что строка «открытие лицевого счета» включена УФ ООО «РИЦ» в платежный документ самостоятельно и без согласования с ТСЖ «Народный контроль» она не знала, так общалась с работниками ООО «РИЦ» только по телефону, и они ей об этом не сообщали.

Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, выслушав участников, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, основанием для привлечения управляющей компании ТСЖ «Народный контроль» к административной ответственности по ст.14.7 КоАП РФ за обман потребителя путем введения в заблуждение относительно стоимости фактически оказанных коммунальных услуг послужил тот факт, что в предъявленный к оплате собственнику <адрес> платежный документ за январь 2012 года была включена задолженность за коммунальные услуги в сумме 853 рубля 68 копеек, распределенная в виде перерасчета по графам ремонт и содержание жилья, водоотведение, водоснабжение, ГВС, природный газ, теплоснабжение, антенна, и совпадающая со строкой «открытие лицевого счета».

В то же время, из пояснений защитника юридического лица и письменного объяснения Председателя правления ТСЖ «Народный контроль» Ратанова С.В. следует, что непосредственно ТСЖ «Народный контроль» не начисляет плату за жилищно-коммунальные услуги. Плата за открытие лицевых счетов договорами не предусмотрена, формулировка «открытие лицевого счета» применена УФ ООО «РИЦ» без согласования с руководством ТСЖ «Народный контроль».

Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела начисления и приема платежей Ульяновского филиала ООО «РИЦ» ФИО6 подтвердила указанные обстоятельства, пояснив, что ООО «РИЦ» предоставляет управляющим компаниям консультационные услуги и услуги по распечатке счетов на оплату. Конкретно в ее должностные обязанности входит начисление населению платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги по поручению управляющих компаний, согласно агентских договоров на обслуживание жилого фонда. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги потребителям в <адрес> и оформление платежных документов производит УФ ООО «РИЦ» по договорам с ТСЖ «Народный контроль». С 01 сентября 2011 года по 25 декабря 2011 года этот дом находился в управлении ООО «Управляющая компания Симбирская», затем перешел в управление ТСЖ «Народный контроль». Поскольку «УК Симбирская» не имела никаких отношений с ТСЖ «Народный контроль», последнее отказалось от сбора задолженностей по состоянию до 25 декабря 2011 года, и плата за жилищно-коммунальные услуги в пользу ТСЖ «Народный контроль» начислялась жильцам начиная с указанной даты, а для сбора задолженностей по 24 декабря 2011 года включительно был заключен отдельный договор с «УК Симбирская». Так как плата начислялась с 25 декабря 2011 года, первые платежные документы были распечатаны за январь 2012 года, с перерасчетом за 7 дней декабря. В платежных документах эти суммы были приведены в графе «перерасчеты» по каждой услуге отдельно. Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 №454, общая сумма графы 9 «Перерасчеты» отражается в разделе 5 «Сведения о перерасчетах». При этом конкретных указаний о наименовании вида услуг и оснований для перерасчета в разделе «сведения о перерасчетах» методические рекомендации не содержат. В используемой ООО «РИЦ» компьютерной программе в данном разделе формы платежного документа можно привести лишь несколько наименований на выбор, например, временное убытие, изменение площади, или открытие нового лицевого счета. Использовать форму начали только с 01 января 2012 года, поэтому при ее заполнении у сотрудников УФ ООО «РИЦ» возникли проблемы, и в результате в разделе 5 была отражена сумма перерасчетов под названием «открытие лицевого счета». Со стороны ТСЖ «Народный контроль» никаких указаний об этом не было, с ними этот вопрос не согласовывался и не обсуждался. Была просьба открыть новый лицевой счет, чтобы деньги не уходили на старые счета «УК Симбирская», но взыскивать за это плату с потребителей и включать ее в платежные документы никто не просил, открытие лицевых счетов происходит бесплатно. По существу имела место техническая ошибка, - неверное указание оснований перерасчета со стороны УФ ООО «РИЦ».

Таким образом, доводы ТСЖ «Народный контроль» подтверждаются показаниями свидетеля, кроме того, они согласуются с агентским договором между ТСЖ «Народный контроль» и ООО «РИЦ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и привлечении ТСЖ «Народный контроль» к административной ответственности не учитывался, хотя имеет существенное значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что какие-либо виновные действия (бездействие) именно ТСЖ «Народный контроль» явились причиной введения потребителя в заблуждение относительно стоимости фактически оказанных коммунальных услуг, по делу не имеется.

Напротив, изложенные обстоятельства в своей совокупности однозначно свидетельствуют о том, что хотя <адрес> и находится в ведении управляющей компании ТСЖ «Народный контроль», однако в данном случае оно не является надлежащим субъектом административного правонарушения, вмененного ему в вину, и что в действиях (бездействии) данного юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ.

Таким образом, ТСЖ «Народный контроль» привлечено к административной ответственности необоснованно, в связи с чем постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия в Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ года подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях (бездействии) ТСЖ «Народный контроль».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия в Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.7 КоАП РФ, в отношении Товарищества собственников жилья «Народный контроль», - отменить.

Производство по делу прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.Л. Кочетов