Дело № 5-85/10
ПОСТАНОВЛЕНИЕг. Ульяновск 10 августа 2010 года
Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Кочетов С.Л., с участием защитника юридического лица Смышляева В.В., действующего на основании доверенности от 19 июля 2010 года, представителя Управления Государственного пожарного надзора Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Коргутлова П.М., при секретаре Кочетковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Ульяновскнефть», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** года в ... часов ... минут юридическое лицо ОАО «Ульяновскнефть» в здании, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ..., нарушило требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, а именно допустило следующие нарушения:
- По направлению движения к пожарным гидрантам (ПГ) на здании не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Нарушены ППБ 01-03 п. 3, 90, ГОСТ 12.4.009-2001.
- Не испытана наружная пожарная лестница (не предоставлены подтверждающие документы). Нарушены ППБ 01-03 п.41.
- Для складских помещений, котельной, гаражных боксов и электрощитовой не определены категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (не предоставлены соответствующие расчеты категорий). Нарушены ППБ 01-03 п. 33, НПБ 105-03.
- Приказом по организации не назначено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Нарушены ППБ 01-03 п. 108 Приложение 3 п. 15.
- Не присвоены каждому огнетушителю, установленному в помещениях здания, порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Также на каждый огнетушитель не заведен паспорт по установленной форме. Нарушены ППБ 01-03 п. 108 Приложение 3 п.16.
- Не заведен журнал по учету проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения. Нарушены ППБ 01-03 п. 108 Приложение 3 п.15.
- Отсутствует договор на регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией с организацией имеющую лицензию на данный вид деятельности, фактически данные работы не проводятся. Нарушены ППБ 01-03 п.96.
- Помещение, в котором установлен приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации, (пожарный пост), не обеспечено исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.). Нарушены ППБ 01-03 п.97.
- Замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, контура заземления и молниезащиты не проведены. Нарушены ППБ-01-03 п.3, п.57; ПТЭЭП п.2.12.17. приложение 3, ПУЭ.
- Не проводится осмотр и проверка сетей освещения (не предоставлены соответствующие документы): проверка исправности аварийного освещения с периодичностью не менее 2-х раз в год; измерение уровня освещенности на путях эвакуации. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 57, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей п. 2.12.16.
- С лицевой стороны электрощитов и сборок сети освещения отсутствуют надписи с указанием наименования (щита или сборки), номера. С внутренней стороны электрощитов отсутствуют однолинейные схемы, надписи с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 57, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей п. 2.12.5.
- Планы эвакуации людей в случае пожара разработан с нарушениями ГОСТ (выполнены не на светоотражающей бумаге), при этом план эвакуации на 1-м этаже не соответствует имеющейся планировке помещений в здании. Нарушены ППБ 01-03 п. 16; ГОСТ Р 12.2.143-2002.
- Пожарные краны оборудованы деревянными пожарными шкафами, требуется металлическими с учетом требований НПБ. Нарушены ППБ 01-03 п.3; НПБ 151-2000 п.4.4.
- Кабинет начальника архива на 2-м этаже оборудован одним пожарным извещателем автоматической пожарной сигнализации, требуется не менее, чем двумя извещателями. Нарушены ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п.12.16.
- Пожарные рукава в пожарных кранах требуют перекатки на новую скатку. Нарушены ППБ 01-03 п.91.
- На 1-м этаже пространство за подвесным потолком высотой до перекрытия 0,5 метра, не защищено автоматической пожарной сигнализацией. Нарушены ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 Табл.2, НПБ 88-2001 п. 12.20.
- Внутренние лестницы, предназначенные для сообщения между подвальным этажом и первым этажом, не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. Нарушены СНиП 21-01-97* п.7.23*, п. 5.14* табл. 1,2*,3.
- Заполнение проема в противопожарной преграде в складских помещениях (в том числе архивов), вентиляционной выполнено дверями в обычном исполнении (деревянная), требуется противопожарными дверями. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.7.4; 5.14*.
- Помещение архива не отделено от остальных помещений ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, так как в коробке дверных блоков помещения архива в подвальном этаже отсутствует минеральная вата. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.7.4; 5.14*.
- Противопожарные клапаны на транзитных воздуховодах систем вентиляции в подвальном помещении не сработали при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 34, 98, СНиП 41-01-03 п.7.11.1, 7.11.8, НПБ 88-2001 п.13.1*.
- Не оборудованы противопожарные клапаны на поэтажных сборных воздуховодах в местах присоединения их к вертикальному или горизонтальному коллектору для административно-бытовых помещений. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 41-01-03 п.7.11.1.
- Смонтированные системы вентиляции и кондиционирования в здании не оборудованы блокировкой отключения при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 41-01-2003 п.12.4, СНиП 2.04.05-91* п.9.3.
- Пожарный кран в подвальном этаже установлен на высоте более 1,35 м - фактически на высоте 1,7 м. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85 п. 6.13.
- На вводе в здание у счетчика холодной воды, на обводной линии не установлена задвижка с электроприводом. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п.11.7*.
- У пожарных кранов не установлены кнопки для автоматического открывания электрозадвижки на обводной линии внутреннего водопровода. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п.11.7*.
- Под лестничным маршем в подвальном этаже устроено складское подсобное помещение. Нарушены ППБ 01-03 п.40.
- При срабатывании дымовых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в холле 1-го этажа не поступил сигнал на срабатывание системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 34, 98, НПБ 88-2001 п.13.1*.
- При срабатывании ручного пожарного извещателя в подвальном этаже не подан сигнал на срабатывание системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 34, 98, НПБ 88-2001 п.13.1*.
- Помещение охраны (контрольно-пропускной пункт) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Нарушены ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 Табл.1,3.
- В котельной, работающей на газообразном топливе, не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции из расчета менее 0,03 м2 на 1 м3 объема помещения (фактическая площадь остекления 0,51 кв.м., требуемая 0,82 кв.м.). Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП II-35-76* п.3.16*.
- Остекление, оконного проема в котельной, выполнено двойным. Нарушены СНиП 31-03-2001 п.5.9; СНиП II-35-76* п.3.16*.
- Помещение котельной не оборудовано пожарными кранами. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП II-35-76* п.17.5.*17.6.
- Самозакрывающиеся двери лестничных клеток зафиксированы. Нарушены ППБ 01-03 п.53.
- Металлическая конструкция (балка, колонны), выполняющие поддерживающую роль междуэтажного перекрытия, не соответствует требуемому пределу огнестойкости. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.5.18* Табл.4*.
В судебном заседании защитник юридического лица Смышляев В.В. вину ОАО «Ульяновскнефть» в совершении административного правонарушения признал полностью. Просил учесть, что необходимости в применении наказания в виде административного приостановления деятельности ОАО «Ульяновскнефть» по эксплуатации здания, расположенного по адресу: ..., г. Ульяновск, не имеется. ОАО «Ульяновскнефть» немедленно, еще в ходе проведения проверки, приступило к устранению выявляемых нарушений требований пожарной безопасности, и на момент рассмотрения дела судом все они были полностью устранены, таким образом, какая-либо угроза для жизни или здоровья людей сейчас отсутствует.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом нарушения, указанные в пунктах 18, 23, 26 и 32 протокола, в части несоответствия требованиям правил пожарной безопасности ширины коридора на первом этаже здания, ширины лестничного марша из подвального этажа, размещения в подвальном помещении складских помещений, не имеющих изолированных от общих лестничных клеток входов и окон с приямками для дымоудаления, и отсутствия системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридора подвального этажа, при расчете возможности безопасной эвакуации людей не нашли своего подтверждения. На момент проверки ОАО «Ульяновскнефть» действительно не были представлены сертификаты пожарной безопасности на обои в коридоре и на лестничной клетке, что отражено в пунктах 14 и 17 протокола, однако данные сертификаты имеются в наличии и были представлены в суд.
Нарушения, указанные в остальных пунктах протокола об административном нарушении требований в области пожарной безопасности, полностью устранены, что может подтвердить повторно выходивший на место инспектор УГПН, также это подтверждается соответствующими документами.
ОАО «Ульяновскнефть» в добровольном порядке приняло все необходимые меры для устранения выявленных нарушений, к административной ответственности ранее не привлекалось. С учетом изложенного защитник полагал, что на настоящий момент нарушения правил пожарной безопасности, для устранения которых необходимо было бы приостанавливать деятельность объекта, отсутствуют, и что при наличии указанных смягчающих обстоятельств назначение юридическому лицу исключительного административного наказания в виде приостановления деятельности не соответствует ст.4.1 КоАП РФ.
В подтверждение изложенного защитником юридического лица суду были представлены договор подряда *** от *** года между ОАО «Ульяновскнефть» и ООО «...» на проектные, монтажные и пусконаладочные работы по устройству автоматической пожарной сигнализации и иных противопожарных систем и устройств на объектах ОАО «Ульяновскнефть», дополнительные соглашения от *** года №№*** к договору *** от *** года между ОАО «Ульяновскнефть» и ООО «Пожарно-охранные системы» на изготовление указателя направления движения к пожарным гидрантам, на расчет безопасного времени эвакуации, разработку технических условий, компенсирующих отступления требований пожарной безопасности и содержащих дополнительные требования пожарной безопасности, неустановленные нормативными документами, определение категорий взрывоопасной и пожарной опасности, а также класса зоны по ПУЭ, техническое обслуживание системы АПС и управления эвакуацией людей при пожаре, испытание наружной пожарной лестницы, дополнительные соглашения от *** года №№*** к договору *** от *** года между ОАО «Ульяновскнефть» и ООО «Пожарно-охранные системы» на изготовление планов эвакуации, проверку и испытание внутренних противопожарных кранов, измерение эвакуационного освещения, на замену пожарных шкафов и пожарных кранов, на ремонт АПС и СОУЭ, на ремонт огнезадерживающих клапанов, на ремонт обводной линии, на замену дверей на противопожарные, на восстановление огнезащиты металлических конструкций, договор №*** от *** года между ОАО «Ульяновскнефть» и ООО «Пожарно-охранные системы» о проведении работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной автоматики (пожарной сигнализации и оповещения о пожаре), приказы ***од от *** года и *** от *** года о назначении лица, ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, *** от *** года о назначении лица, ответственного за противопожарную безопасность, журнал учета огнетушителей, журнал по учету проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения, протокол результатов испытаний наружной пожарной лестницы *** от *** года, акты технической комиссии по проверке от *** года, протоколы *** измерения сопротивления изоляции от 08 и *** года, протокол измерения эвакуационного освещения от *** года, акты о выполнении пункта предписания от *** года ******, ***, ***, ***, сертификат пожарной безопасности *** на стеклообои «Nortex», сертификат пожарной безопасности *** на напольное покрытие «ACCZENT», акты о приемке выполненных работ по установке противопожарных дверей от *** года, по огнезащитному покрытию несущих металлических балок перекрытий от *** года.
Кроме признания ОАО «Ульяновскнефть» своей вины в совершении административного правонарушения, его виновность в содеянном подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так, представитель УГПН Ульяновской области государственный инспектор Ульяновской области по пожарному надзору Коргутлов П.М. в судебном заседании пояснил, что на основании распоряжения главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору от *** года *** в период с *** по *** года им проводилась плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ОАО «Ульяновскнефть».
В ходе данной проверки в здании, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ..., был выявлен ряд нарушений, и по ее результатам *** года был составлен протокол об административном нарушении требований в области пожарной безопасности.
Среди нарушений, перечисленных в протоколе, указаны, в том числе: отделка коридора и лестничной клетки, являющихся путями эвакуации, сгораемыми материалами (сертификаты пожарной безопасности на момент проведения проверки не были представлены); несоответствие требованиям правил пожарной безопасности ширины коридора на первом этаже здания, ширины лестничного марша из подвального этажа, размещение в подвальном помещении складских помещений, не имеющих изолированных от общих лестничных клеток входов и окон с приямками для дымоудаления, и отсутствие системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридора подвального этажа.
Сертификаты пожарной безопасности и расчет возможной безопасной эвакуации людей при пожаре из здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ..., были представлены ему ОАО «Ульяновскнефть» уже по окончании проверки и после составления протокола об административном правонарушении. С учетом данных документов он считает, что нарушений требований в области пожарной безопасности в указанной части ОАО «Ульяновскнефть» не допущено.
В то же время, в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований в области пожарной безопасности, складские помещения, в том числе, архив, не были отделены противопожарными дверями и преградами. Под лестничным маршем в подвальном этаже было устроено складское подсобное помещение, самозакрывающиеся двери лестничных клеток были зафиксированы, а имеющиеся в здании системы вентиляции и кондиционирования не были оборудованы блокировкой отключения при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Не были оборудованы противопожарные клапаны на поэтажных сборных воздуховодах в местах присоединения их к вертикальному или горизонтальному коллектору для административно-бытовых помещений, а противопожарные клапаны на транзитных воздуховодах систем вентиляции в подвальном помещении не сработали при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Все это создавало опасность быстрого распространения пожара и продуктов горения.
Другие нарушения создавали неблагоприятные условия для эвакуации людей и тушения пожара. Так, при срабатывании дымовых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в холле первого этажа, ручного пожарного извещателя в подвальном этаже, не поступил сигнал на срабатывание системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Помещение охраны не было оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. На вводе в здание у счетчика холодной воды, на обводной линии не имелось задвижки с электроприводом, у пожарных кранов не были установлены кнопки для автоматического открывания электрозадвижки на обводной линии внутреннего водопровода. Помещение котельной не было оборудовано пожарными кранами, кроме того, в нем не предусматривались легкосбрасываемые ограждающие конструкции, а остекление оконного проема было двойным. Металлическая конструкция, выполняющая поддерживающую роль междуэтажного перекрытия, не соответствовала требуемому пределу огнестойкости.
Вышеприведенные нарушения в случае возникновения пожара представляли непосредственную опасность для жизни и здоровья людей, в связи с чем при передаче материалов административного дела в суд УГПН настаивало на приостановлении эксплуатации здания, однако *** года он повторно осматривал принадлежащее ОАО «Ульяновскнефть» здание по адресу: г.Ульяновск, ..., и убедился что практически все нарушения в области пожарной безопасности уже устранены, осталось лишь установить противопожарные двери и преграды, причем работа по их установке началась в его присутствии. Позже ему были представлены документы, подтверждающие, что и эти работы закончены, в связи с чем он считает, что юридическим лицом проведены требующиеся мероприятия в целях обеспечения противопожарной безопасности, и необходимость в приостановлении деятельности ОАО «Ульяновскнефть» по эксплуатации здания отпала.
Обстоятельства, изложенные государственным инспектором Ульяновской области по пожарному надзору Коргутловым П.А., полностью подтверждаются доказательствами, собранными по делу и исследованными в судебном заседании - распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица от *** года ***, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица *** от *** года, протоколом об административном нарушении требований в области пожарной безопасности от *** года, согласно которому *** года в 11 часов 00 минут юридическое лицо ОАО «Ульяновскнефть» в здании, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ..., нарушило требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, а именно допустило следующие нарушения:
- По направлению движения к пожарным гидрантам (ПГ) на здании не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Нарушены ППБ 01-03 п. 3, 90, ГОСТ 12.4.009-2001.
- Не испытана наружная пожарная лестница (не предоставлены подтверждающие документы). Нарушены ППБ 01-03 п.41.
- Для складских помещений, котельной, гаражных боксов и электрощитовой не определены категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (не предоставлены соответствующие расчеты категорий). Нарушены ППБ 01-03 п. 33, НПБ 105-03.
- Приказом по организации не назначено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Нарушены ППБ 01-03 п. 108 Приложение 3 п. 15.
- Не присвоены каждому огнетушителю, установленному в помещениях здания, порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. Также на каждый огнетушитель не заведен паспорт по установленной форме. Нарушены ППБ 01-03 п. 108 Приложение 3 п.16.
- Не заведен журнал по учету проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения. Нарушены ППБ 01-03 п. 108 Приложение 3 п.15.
- Отсутствует договор на регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией с организацией имеющую лицензию на данный вид деятельности, фактически данные работы не проводятся. Нарушены ППБ 01-03 п.96.
- Помещение, в котором установлен приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации, (пожарный пост), не обеспечено исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.). Нарушены ППБ 01-03 п.97.
- Замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети, контура заземления и молниезащиты не проведены. Нарушены ППБ-01-03 п.3, п.57; ПТЭЭП п.2.12.17. приложение 3, ПУЭ.
- Не проводится осмотр и проверка сетей освещения (не предоставлены соответствующие документы): проверка исправности аварийного освещения с периодичностью не менее 2-х раз в год; измерение уровня освещенности на путях эвакуации. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 57, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей п. 2.12.16.
- С лицевой стороны электрощитов и сборок сети освещения отсутствуют надписи с указанием наименования (щита или сборки), номера. С внутренней стороны электрощитов отсутствуют однолинейные схемы, надписи с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 57, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей п. 2.12.5.
- Планы эвакуации людей в случае пожара разработан с нарушениями ГОСТ (выполнены не на светоотражающей бумаге), при этом план эвакуации на 1-м этаже не соответствует имеющейся планировке помещений в здании. Нарушены ППБ 01-03 п. 16; ГОСТ Р 12.2.143-2002.
- Пожарные краны оборудованы деревянными пожарными шкафами, требуется металлическими с учетом требований НПБ. Нарушены ППБ 01-03 п.3; НПБ 151-2000 п.4.4.
- Кабинет начальника архива на 2-м этаже оборудован одним пожарным извещателем автоматической пожарной сигнализации, требуется не менее, чем двумя извещателями. Нарушены ППБ 01-03 п.3, НПБ 88-2001 п.12.16.
- Пожарные рукава в пожарных кранах требуют перекатки на новую скатку. Нарушены ППБ 01-03 п.91.
- На 1-м этаже пространство за подвесным потолком высотой до перекрытия 0,5 метра, не защищено автоматической пожарной сигнализацией. Нарушены ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 Табл.2, НПБ 88-2001 п. 12.20.
- Внутренние лестницы, предназначенные для сообщения между подвальным этажом и первым этажом, не ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. Нарушены СНиП 21-01-97* п.7.23*, п. 5.14* табл. 1,2*,3.
- Заполнение проема в противопожарной преграде в складских помещениях (в том числе архивов), вентиляционной выполнено дверями в обычном исполнении (деревянная), требуется противопожарными дверями. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.7.4; 5.14*.
- Помещение архива не отделено от остальных помещений ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, так как в коробке дверных блоков помещения архива в подвальном этаже отсутствует минеральная вата. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.7.4; 5.14*.
- Противопожарные клапаны на транзитных воздуховодах систем вентиляции в подвальном помещении не сработали при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 34, 98, СНиП 41-01-03 п.7.11.1, 7.11.8, НПБ 88-2001 п.13.1*.
- Не оборудованы противопожарные клапаны на поэтажных сборных воздуховодах в местах присоединения их к вертикальному или горизонтальному коллектору для административно-бытовых помещений. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 41-01-03 п.7.11.1.
- Смонтированные системы вентиляции и кондиционирования в здании не оборудованы блокировкой отключения при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 41-01-2003 п.12.4, СНиП 2.04.05-91* п.9.3.
- Пожарный кран в подвальном этаже установлен на высоте более 1,35 м - фактически на высоте 1,7 м. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85 п. 6.13.
- На вводе в здание у счетчика холодной воды, на обводной линии не установлена задвижка с электроприводом. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п.11.7*.
- У пожарных кранов не установлены кнопки для автоматического открывания электрозадвижки на обводной линии внутреннего водопровода. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п.11.7*.
- Под лестничным маршем в подвальном этаже устроено складское подсобное помещение. Нарушены ППБ 01-03 п.40.
- При срабатывании дымовых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в холле 1-го этажа не поступил сигнал на срабатывание системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 34, 98, НПБ 88-2001 п.13.1*.
- При срабатывании ручного пожарного извещателя в подвальном этаже не подан сигнал на срабатывание системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре. Нарушены ППБ 01-03 п.3, 34, 98, НПБ 88-2001 п.13.1*.
- Помещение охраны (контрольно-пропускной пункт) не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Нарушены ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 Табл.1,3.
- В котельной, работающей на газообразном топливе, не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции из расчета менее 0,03 м2 на 1 м3 объема помещения (фактическая площадь остекления 0,51 кв.м., требуемая 0,82 кв.м.). Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП II-35-76* п.3.16*.
- Остекление, оконного проема в котельной, выполнено двойным. Нарушены СНиП 31-03-2001 п.5.9; СНиП II-35-76* п.3.16*.
- Помещение котельной не оборудовано пожарными кранами. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНиП II-35-76* п.17.5.*17.6.
- Самозакрывающиеся двери лестничных клеток зафиксированы. Нарушены ППБ 01-03 п.53.
- Металлическая конструкция (балка, колонны), выполняющие поддерживающую роль междуэтажного перекрытия, не соответствует требуемому пределу огнестойкости. Нарушены ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.5.18* Табл.4*.
С учетом представленных документов и пояснений представителя УГПН Ульяновской области, суд приходит к выводу, что нарушения, указанные в остальных пунктах протокола, то есть использование на путях эвакуации в коридоре и на лестничной клетке горючего материала без определенных показателей пожарной безопасности, несоответствие требованиям пожарной безопасности ширины коридора на первом этаже и ширины лестничного марша из подвального этажа, отсутствие в помещениях подвала изолированных от общих лестничных клеток входов и окон с приямками для дымоудаления, отсутствие системы вытяжной противодымной вентиляции в коридоре подвального этажа, в судебном заседании не нашли своего подтверждения и не могут быть вменены в вину ОАО «Ульяновскнефть».
Анализом действующего законодательства установлено следующее.
Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п.2 указанных Правил, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Таким образом, ОАО «Ульяновскнефть» в силу требований действующего законодательства РФ должно было и имело реальную возможность соблюдать приведенные в настоящем постановлении требования пожарной безопасности, однако этого не сделало, в связи с чем должно нести административную ответственность за установленные нарушения.
При изложенных обстоятельствах суд считает доказанным факт совершения ОАО «Ульяновскнефть» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, в случае, не предусмотренном статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ влечет наложение на юридических лиц административного наказания в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о правонарушителе, смягчающие ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает полное признание вины, принятие мер к устранению допущенного нарушения требований закона, тот факт, что ранее ОАО «Ульяновскнефть» к административной ответственности не привлекалось.
У суда нет оснований считать указанное правонарушение малозначительным, поскольку в данном случае имело место нарушение требований пожарной безопасности, что, в свою очередь, связано с возможной угрозой жизни и здоровью населения.
С учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая также, что все выявленные нарушения ОАО «Ульяновскнефть» были устранены добровольно и в кратчайшие сроки, принимая во внимание, что согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает возможным назначить минимальное наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо ОАО «Ульяновскнефть» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет № 40101810100000010003 БИК 047308001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск. Получатель: ИНН 7325050261, КПП 732501001, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области); ОКАТО всех районов; код платежа, сбора: 177 1 16 27000 01 0000 140; наименование неналогового платежа, сбора: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в местные бюджеты.
Постановление суда может быть обжаловано через Ленинский районный суд г. Ульяновска в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.Л. Кочетов