Дело № 5-100/11 г. Ульяновск 07 сентября 2011 года Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Кочетов С.Л., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Трофимовой О.П., действующей на основании доверенности от 11 августа 2011 года, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> старшего государственного инспектора РФ по охране природы Коритняка Р.М., действующего на основании доверенности от 25 июля 2011 года, при секретаре Гайнулиной Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Производственный сельскохозяйственный кооператив «Красная Звезда»», юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: В результате административного расследования, проведенного Управлением Росприроднадзора по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что юридическое лицо ООО «ПСК «Красная Звезда»», на принадлежащем ему земельном участке, расположенном на территории <адрес>, нарушило требования ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно допустило следующие нарушения: - в процессе хозяйственной деятельности ООО «ПСК «Красная Звезда»» через канализационную сеть ведется сброс не очищенных и не обезвреженных жидких бытовых и жидких производственных отходов 4 класса опасности на рельеф местности и в собственный пруд накопитель, а также осуществляется прием не очищенных и не обезвреженных жидких бытовых отходов от населения <адрес> на рельеф местности с последующим перетеканием в пруд накопитель; - отсутствует паспорт на сбрасываемые жидкие отходы; - размещение жидких отходов ведется на территории населенного пункта; - на территории пруда накопителя (объекта размещения (хранения) жидких отходов) и в пределах его воздействия не ведется мониторинг окружающей среды; - пруд накопитель не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Трофимова О.П., вину ООО «ПСК «Красная Звезда» в совершении административного правонарушения признала частично. Не оспаривая, что в принадлежащий ООО «ПСК «Красная Звезда»» пруд накопитель поступают не очищенные и не обезвреженные жидкие отходы производственной деятельности общества и из канализации жилого сектора <адрес>, пояснила, что ООО «ПСК «Красная Звезда»» не осуществляет деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, а занимается лишь накоплением сточных вод от жизнедеятельности населения и собственной производственной деятельности. Данные сточные воды накапливаются в прудах-накопителях и одновременно проходят естественную очистку, что соответствует требованиям СНиП 2.04.3-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». Пруды-накопители, находящиеся на балансе ООО «ПСК «Красная Звезда»», являются составной частью канализационной системы, переданной в ведение управляющей компании ООО «<данные изъяты>». Соответственно, деятельностью по сбору жидких отходов жилого сектора и их перекачке занимается ООО «<данные изъяты>», которое получает за это плату с населения, а пруды – это лишь место накопления отходов, сооружения естественной биологической очистки, и после очищения сточных вод иловый осадок из пруда-накопителя используется в качестве удобрения сельскохозяйственных угодий. Сами пруды находятся не на территории населенного пункта, а на земле, принадлежащей ООО «ПСК «Красная Звезда»». Сточные воды в прудах-накопителях относятся к 5 классу опасности. Деятельность по накоплению отходов 5 класса, согласно п.30 ч.1 ст.12 Закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не подлежит лицензированию. У общества действительно нет паспорта на такие отходы и объект их размещения не внесен в государственный реестр, мониторинг его воздействия на окружающую среду не ведется, но само по себе это никак не вредит экологии, не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, а потому эти нарушения являются малозначительными. Пробы сточных вод отбирались с выпусков производства и жилого комплекса, а также из пруда, но непосредственно на местности отбор проб не производился, поэтому доказательств того, что на рельеф местности сбрасываются отходы 4 класса опасности, нет. Очищать сточные воды до того, как они попадут в пруд, который сам является сооружением очистки, не имеет смысла, при этом установка дополнительных систем очистки обойдется более чем в 14 миллионов рублей. ООО «ПСК «Красная Звезда»» в настоящее время уже получило четыре кредита и не может изыскать такую сумму. Кроме того, поскольку деятельность по накоплению отходов не является основным видом деятельности ООО «ПСК «Красная Звезда»», оно не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Просила учесть, что приостановление деятельности ООО «ПСК «Красная Звезда»» не устранит причины возникновения отходов, а лишь приведет к нарушению работы канализационной системы населенного пункта, где проживает 3878 человек, что, в свою очередь, крайне неблагоприятно отразится на экологической обстановке и может привести к тяжелым последствиям. Несмотря на полное отрицание ООО «ПСК «Красная Звезда»» своей вины в совершении административного правонарушения, виновность данного юридического лица подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами. Так, представитель Росприроднадзора по <адрес> старший государственный инспектор РФ по охране природы Коритняк Р.М. в судебном заседании показал, что им в период с 24 мая по ДД.ММ.ГГГГ проводилось административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ООО «ПСК «Красная Звезда»». В ходе расследования было установлено, что данное общество через канализационную сеть сбрасывает не очищенные и не обезвреженные жидкие производственные отходы своей хозяйственной деятельности на рельеф местности и на собственные пруды накопители, а также осуществляется прием в эти пруды не очищенных и не обезвреженных жидких бытовых отходов от населения, проживающего в <адрес>. Фактически, отходы производства и канализация жилого сектора <адрес> из стоков сбрасываются прямо на грунт, откуда под уклоном текут по рельефу местности и затем попадают в один из прудов-накопителей через разрыв в земляной обваловке, по пути растекаясь, скапливаясь в естественных углублениях, и подтапливая станцию биологической очистки сточных вод. Все это происходит на земельном участке, принадлежащем ООО «ПСК «Красная Звезда»», расположенном примерно в 600-700 метрах от <адрес>, при этом управляющая компания ООО «Паритет», на которую ссылаются представители ООО «ПСК «Красная Звезда»», осуществляет лишь деятельность по перекачке жидких бытовых отходов из села по системе канализации на данный участок. На этом же участке расположены два пруда-накопителя, один из которых был осушен, а во втором размещаются жидкие отходы. После отбора проб из стоков и из действующего пруда, в результате исследования ЦЛАТИ по <адрес>, было установлено, что жидкие отходы ООО «ПСК «Красная Звезда»» и жидкие бытовые отходы от жилого сектора <адрес>, которые сбрасываются на рельеф местности, являются отходами 4 класса опасности, оказывающими острое токсическое действие на окружающую среду. Жидкие отходы в самом пруде-накопителе являются отходами 5 класса опасности, поскольку там они разбавляются и их концентрация меньше. Допущенные нарушения создают угрозу состоянию и качеству окружающей среды, в районе сброса отходов 4 класса деревья гибнут, а растительность присутствует лишь характерная для загрязненных сточных вод. Для исключения сложившейся ситуации от ООО «ПСК «Красная Звезда»» не требовалось установки дорогих очистных сооружений, необходимо было лишь вывести стоки непосредственно в пруд-накопитель, не допуская попадания отходов на рельеф местности. При этом у ООО «ПСК «Красная Звезда»» отсутствует паспорт на сбрасываемые жидкие отходы, на территории прудов накопителей и в пределах их воздействия не ведется мониторинг окружающей среды, а действующий пруд накопитель не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Он считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «ПСК «Красная Звезда»» по приему и накоплению отходов. К чему точно приведет отключение части канализационной системы населенного пункта и производственного комплекса на 200 с лишним голов скота, он не знает, но полагает, что в результате сложится ситуация, которая заставит руководство общества и администрацию <адрес> принять срочные меры к устранению выявленных нарушений. Вышеизложенные показания старшего государственного инспектора РФ по охране природы Коритняка Р.М. согласуются с определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ и с фототаблицей к нему; с актом отбора проб для проведения лабораторного анализа № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами результатов биотестирования №№№, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлено, что пробы, взятые на местах выпуска жидких бытовых отходов с жилого комплекса и выпуска жидких производственных отходов в пруд-накопитель ООО «ПСК «Красная Звезда»» относятся к 4 классу опасности для окружающей среды и оказывают острое токсическое действие, проба, взятая в пруду-накопителе, относится к 5 классу опасности для окружающей среды, не оказывает острого токсического действия; с Уставом ООО «ПСК «Красная Звезда»», из которого следует, что местом нахождения общества является <адрес>, и в целях извлечения прибыли оно осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законодательством; со схемой сетей канализации в ООО «ПСК «Красная Звезда»» и актами приема-передачи сети водопровода и канализации; с составленным по результатам административного расследования протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «ПСК «Красная Звезда»», на принадлежащем ему земельном участке, расположенном на территории <адрес>, допустило следующие нарушения: - в процессе хозяйственной деятельности ООО «ПСК «Красная Звезда»» через канализационную сеть ведется сброс не очищенных и не обезвреженных жидких бытовых и жидких производственных отходов 4 класса опасности на рельеф местности и в собственный пруд накопитель, а также осуществляется прием не очищенных и не обезвреженных жидких бытовых отходов от населения <адрес> на рельеф местности с последующим перетеканием в пруд накопитель; - отсутствует паспорт на сбрасываемые жидкие отходы; - размещение жидких отходов ведется на территории населенного пункта; - на территории пруда накопителя (объекта размещения (хранения) жидких отходов) и в пределах его воздействия не ведется мониторинг окружающей среды; - пруд накопитель не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Проверка и оценка судом названных выше доказательств показала, что они получены в установленном законом порядке, согласуются с другими доказательствами, собранными по делу и исследованными в судебном заседании, а также относимы, допустимы и достоверны, и потому не вызывают сомнения. Анализом действующего законодательства установлено следующее. Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии со ст.39, ч.1 ст.42 указанного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещены сброс отходов производства и потребления в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Согласно п.п.3, 6 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно п.п.5, 7 ст.12 данного Закона, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «ПСК «Красная Звезда»», в силу требований действующего законодательства РФ, должно было и имело реальную возможность соблюдать приведенные в настоящем постановлении требования в области охраны окружающей среды, однако этого не сделало, в связи с чем должно нести административную ответственность. При этом суд расценивает доводы стороны защиты о том, что ООО «ПСК «Красная Звезда»» не осуществляет деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов, а занимается лишь накоплением сточных вод, как несоответствующие действительности Так, согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Размещение отходов – это хранение и захоронение отходов. В свою очередь хранением отходов является их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Накопление отходов – это временное складирование отходов в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В то же время, из вышеприведенных доказательств, а также пояснений самого защитника юридического лица, следует, что ООО «ПСК «Красная Звезда»» принимает жидкие бытовые отходы, поступающие посредством ООО «Паритет» из жилого сектора <адрес>, размещает и хранит их, а также отходы собственной производственной деятельности, накапливая в объекте размещения отходов – специально оборудованном пруде-накопителе в целях дальнейшего использования в качестве удобрений. Также несостоятельны ссылки стороны защиты на то, что ООО «ПСК «Красная Звезда»» размещает отходы на собственном земельном участке, поскольку данный факт не исключает нахождения этого участка на территории населенного пункта <адрес>. Кроме того, согласно п.2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ 15 июля 1994 года, размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов не допускается. Пробы жидких бытовых и производственных отходов отбирались с выпусков производства и жилого комплекса, откуда они непосредственно попадают грунт и под уклоном перетекают в пруд-накопитель, соответственно, с учетом результатов биотестирования, факт сброса отходов 4 класса опасности на рельеф местности и в пруд накопитель достоверно установлен. При этом ссылки ООО «ПСК «Красная Звезда»» на отсутствие средств и финансовых возможностей для соблюдения требований в области охраны окружающей среды не являются основанием для освобождения от административной ответственности, а доводы о том, что ООО «ПСК «Красная Звезда»» не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку накопление отходов не является основным видом деятельности общества, не основаны на законе. Действия ООО «ПСК «Красная Звезда»» суд квалифицирует по ст.8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления. Санкция ст.8.2 КоАП РФ влечет наложение на юридических лиц административного наказания в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о правонарушителе, смягчающие ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств. В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает частичное признание вины. У суда нет оснований считать указанное правонарушение малозначительным, поскольку в данном случае имело место нарушение требований закона в области охраны окружающей среды и природопользования, что, в свою очередь, связано с возможной угрозой жизни и здоровью населения. С учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а также, что согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Производственный сельскохозяйственный кооператив «Красная Звезда»» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей. Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Реквизиты заполняемого платежного поручения: Счет № БИК 047308001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>. Получатель: ИНН 7325049499 КПП 732501001 Управление Федерального казначейства по <адрес> (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>) ОКАТО 73401000000. КБК: 0481 1625050 01 0000 140. Наименование неналогового платежа, сбора: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Постановление суда может быть обжаловано через Ленинский районный суд <адрес> в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья С.Л. Кочетов