№ 2-1179/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 июня 2011 года Федеральный Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Петровой Л.С. с участием прокурора Кандалинцева А.В. при секретаре Кузьминой Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Российской Федерации к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №167 г.Ижевска, Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г. Ижевска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №167 (далее – МДОУ № 167), Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, а именно просил признать бездействие Администрации г. Ижевска МО «Город Ижевск» и МДОУ №167 по не приведению Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №167 г.Ижевска, утвержденного Приказом Администрации г.Ижевска от 3.12.2009 г. № 337п, в частности его пунктов 7.5, 7.6, 2.19 в соответствие с требованиями федерального законодательства, незаконным и обязать внести соответствующие изменения в Устав. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения дошкольными образовательными учреждениями, находящимися на территории Ленинского района г.Ижевска, требований федерального законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой были выявлены их нарушения в деятельности МДОУ № 167 г. Ижевска. 25.06.2010 года прокурором района учредителю ответчика Администрации г.Ижевска, внесен протест с требованием о приведении Устава МДОУ №167 г.Ижевска в соответствие с требованиями федерального законодательства. Так, пунктами 7.5 и 7.6 Устава предусмотрено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, учитываются на отдельном счете, расходуются в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов МДОУ №167 самостоятельно, что противоречит действующему законодательству, предусматривающему расходование указанных средств в соответствии с генеральными разрешениями, оформленными главными распорядителями средств бюджета г.Ижевска в установленном Управлением финансов Администрации г.Ижевска порядке. Помимо этого, пунктом 2.19 Устава предусмотрено, что питание детей в МДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, рекомендованным Институтом питания АМН и технико-технологическими картами для организации питания в дошкольных образовательных учреждениях, согласованными с Территориальным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР и Администрацией г.Ижевска, несмотря на то, что в соответствии со статьей 2 и 5 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно –эпидемиологического нормирования, относящегося к полномочиям Российской Федерации, в связи с чем органы местного самоуправления не вправе самостоятельно регулировать и устанавливать санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Таким образом, поскольку Устав МДОУ №167 г.Ижевска является основным документом, которым данное учреждение руководствуется при осуществлении своей деятельности, его несоответствие федеральному законодательству затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку он регулирует правоотношения, отнесенные Конституцией РФ к компетенции последней. В судебном заседании прокурор исковые требования не поддержал. Суду пояснил, что в настоящее время изменения в Устав внесены, его положения приведены в соответствие с федеральным законодательством. В судебное заседание представлены «Изменения и дополнения к Уставу МДОУ детский сад №167» Представитель ответчика МДОУ №167 – ФИО5 действующая на основании доверенности от 19.05.2011 г. сроком на 1 год, в судебное заседание не явилась, представила заявление в котором исковые требования не признала, поскольку в Устав внесены соответствующие федеральному законодательству изменения и дополнения, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика Администрации МО «Город Ижевск» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил. Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав прокурора, изучив и исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему. Прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения дошкольными образовательными учреждениями требований федерального законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой выявлены их нарушения в деятельности МДОУ №167 г.Ижевска. Приказом Администрации г. Ижевска от 3.12.2009 года № 337п утвержден устав МДОУ № 167 г.Ижевска. Отдельные положения устава не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 27.12.2009) и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Согласно ч. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» - деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Пунктом 7.5 предусмотрено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Учет доходов и расходов по приносящей доход деятельности учитывается на отдельном счете, кроме того, в п. 7.6 указано, что МДОУ самостоятельно распоряжается денежными средствами, переданными ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, а также средствами от приносящей доход деятельности МДОУ согласно смете доходов и расходов. Действительно, согласно ч. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ - если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Формулировка указанной статьи позволяет отнести к рассматриваемой деятельности учреждения и некоммерческую деятельность, в том числе фандрайзинг - деятельность по привлечению дополнительных источников финансирования (пожертвований, грантов и иных безвозмездных поступлений). В этой связи к числу доходов учреждения относятся не только доходы от предпринимательской деятельности, но также и безвозмездные поступления. В связи с чем, исходя из норм ст. 251 Налогового кодекса РФ пожертвования и иные безвозмездные поступления представляют собой доход получателя. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2003 № 3-01-01/12-43 «О средствах, полученных федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности отражаются в соответствующей группе классификации доходов бюджета Российской Федерации. Таким образом, пожертвования, дары и иные безвозмездные поступления в пользу образовательной организации, созданной в организационно-правовой форме учреждения, поступают в собственность учредителя (ч. 2. ст. 298 ГК РФ). В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и иные неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. В силу статьи 62 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе и МДОУ от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым доходам местного бюджета. Положениями ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» предусмотрено, что до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение на основе закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им вышеперечисленные средства на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения. Заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров, подлежащих исполнению за счет указанных средств, производится в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Пунктом 19 Решения Городской думы г. Ижевска от 18.12.2009 № 578 (ред. от 16.03.2010) «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2010 год» установлено, что до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, средств бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города Ижевска, полученные от приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений, отражаются на лицевых счетах, открытых в Управлении финансов Администрации города Ижевска и расходуются этими учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями, оформленными главными распорядителями средств бюджета города Ижевска в установленном Управлением финансов Администрации города Ижевска порядке, и сметам доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными главными распорядителями средств бюджета города Ижевск, в пределах остатков средств на их лицевых счетах. Таким образом, порядок расходования бюджетных средств МДОУ от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, установленных п.п. 7.5, 7.6 Устава не соответствуют порядку, установленному действующим законодательством. Помимо этого, п. 2.19 Устава предусмотрено, что питание детей в МДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, рекомендованным Институтом питания АМН и технико-технологическими картами для организации питания в дошкольных образовательных учреждениях, согласованными с Территориальным Управлением Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР и Администрацией города Ижевска. Однако, в соответствии со ст. 2 и 5 Федерального закона от 30.03.1999 Таким образом, установление санитарно-эпидемиологических норм и правил относится к компетенции Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно регулировать и устанавливать санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях независимо от форм собственности и их подчиненности устанавливаются и регламентируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03»). Поскольку указанные санитарно-эпидемиологические нормы и правила имеют прямое действие на территории Российской Федерации, оснований для дополнительной их регламентации локальными актами не имеется, а нормы, содержащиеся в положении пункта 2.19 устава дублируют нормы и правила, закрепленные в нем. Кроме того, в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции РФ регулирование порядка организации и деятельности федеральных органов власти, относится к предмету ведения Российской Федерации. В силу п.п. 5,6 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О Таким образом, локальным правовым актом, утвержденным органом местного самоуправления, на федеральные органы государственной власти (Управление Роспотребнадзора по УР) не могут возлагаться какие-либо обязанности, в том числе по согласованию меню и технико-технологических карт для организации питания в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, пункты 7.5, 7.6, 2.19 Устава МДОУ № 167 г.Ижевска противоречат требованиям закона и подлежат приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства. 25.06.2010 года прокурором района учредителю ответчика Администрации г.Ижевска, внесен протест с требованием о приведении Устава МДОУ № 167 г.Ижевска в соответствие с требованиями федерального законодательства. Однако, не смотря на ответ об удовлетворении указанного протеста прокурора, до обращения прокурора с иском в суд требования фактически не были исполнены. Устав МДОУ № 167 г.Ижевска является основным документом, которым данное учреждение руководствуется при осуществлении своей деятельности. Его несоответствие федеральному законодательству затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку он регулирует правоотношения, отнесенные Конституцией РФ к компетенции последней. Данные обстоятельства следуют из заявления, материалов дела и сторонами не оспаривались. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела в пункты 7.5, 7.6, 2.19 Устава МДОУ №167 г.Ижевска внесены изменения и дополнения, принятые в соответствии с требованиями действующего законодательства. В регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В уставе ответчика п.7.6 исключен, в пункты 2.19, 7.5 внесены изменения и они изложены в новой редакции, соответствующей требованиям действующего законодательства и исполняющей требования прокурора. Указанные изменения прошли государственную регистрацию, о чем ИФНС Ленинского района гор.Ижевска выдано свидетельство о государственной регистрации от 12 мая 2011 года. Данное обстоятельство прокурором не оспаривается. При таких обстоятельствах, поскольку заявленное прокурором изначально требование по приведению пунктов 7.5, 7.6, 2.19 Устава МДОУ № 167 г.Ижевска в соответствие с требованиями действующего законодательства. на момент рассмотрения дела в суде исполнено, что свидетельствует о добровольном удовлетворении требований истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Российской Федерации, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №167 г.Ижевска, Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести изменения в Устав путем приведения его пунктов 7.5, 7.6, 2.19 в соответствии с действующим законодательством, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с подачей жалобы через районный суд. Судья: Л.С.Петрова
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается
посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, относящегося к полномочиям Российской Федерации.
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» структура
органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, их функции, порядок осуществления деятельности и назначения
руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи, функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.