2-1364/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 июня 2011 года г.Ижевск Федеральный Ленинский районный суд г.Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Рябова Д.Н. при секретаре Салаховой Р.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюрина <данные изъяты>, Тюриной <данные изъяты>, действующих в интересах несовершеннолетних Тюриной <данные изъяты>, Тюрина <данные изъяты>, к Закрытому акционерному обществу «Ижевский завод керамических материалов», Министерству имущественных отношений УР о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Истцы, действующие в интересах своих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к ответчикам о признании за несовершеннолетними Тюриной А.С. и Тюриным А.С. права общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доле за каждым на изолированное жилое помещение №, состоящее из комнаты площадью 21 кв.м. в общежитии по адресу <адрес> Свои требования мотивировали тем, что указанная комната была предоставлена на основании ордера от 22 июля 1998 года Тюриной М.А. в связи с трудовыми отношениями с ЗАО «ИЗКМ». Общежитие, в котором расположена занимаемая ими комната, было построено за счет средств федерального государственного предприятия «ИЗКМ», являлось ведомственным жилым фондом. Впоследствии в связи с приватизацией предприятия общежитие должно было быть передано в муниципальную собственность, как это произошло с общежитием по <адрес>, однако пристрой по <адрес> остался во владении «ИЗКМ». В силу статьи 7 Федерального закона от 22.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года, граждане, занимающие жилые помещения в общежитиях, которые должны были быть переданы в муниципальную собственность, приобретают право пользования последними на условиях договора социального найма, в связи с чем вправе их приватизировать. Однако, ответчиком жилой фонд общежитий ИЗКМ не был передан в муниципальную собственность, в связи с чем истцам отказано в заключении договора о передаче жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации. Истцы Тюрин С.В., Тюрина М.А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие или отложении не просили. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов с участием их представителя. Представитель истцов Бранцевич Е.Э., действующая на основании доверенности со всеми правами, предоставленными стороне в процессе, исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Тюрин С.В. от участия в приватизации отказался в пользу детей. Несовершеннолетние Тюрин А.С. и Тюрина А.С. в приватизации ранее не участвовали. Представитель ответчика ЗАО «ИЗКМ» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие или его отложении не просил. Представитель ответчика Министерства имущественных отношений УР в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии, направил письменные отзыв на исковое заявление, в котором указал, что общежитие по адресу <адрес> в реестре государственного имущества Удмуртской Республики не учитывается, к объектам собственности Удмуртской Республики не относится, в связи с чем Министерство имущественных отношений УР не имеет заинтересованности в рассмотрении данного дела. Представитель третьего лица Администрации г.Ижевска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие или отложить дело не просил. Представитель третьего лица Отдела по делам семьи и охране прав детства Администрации Ленинского района г.Ижевска в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, считал исковые требования подлежащими удовлетворению. Суд, с учетом мнения представителя истцов, в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков и третьих лиц. Выслушав доводы представителя истцов, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Тюрина М.А. является нанимателем комнаты № в общежитии <адрес>. Право пользования комнатой в общежитии получила на основании ордера от 22 июля 1998 года в связи с трудовыми отношениями с «ИЗКМ», где работала в периоды с 15 июня 1998 года по 13 ноября 2000 года, с 16 ноября 2001 года по 15 декабря 2009 года. В спорной комнате зарегистрированы члены ее семьи: дочь Тюрина <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын Тюрин <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р. Тюрин С.В. от участия в приватизации отказался. Как установлено в судебном заседании, спорная комната была предоставлена истцу Тюриной М.А. по договору найма в общежитии в связи с трудовыми отношениями с заводом «ИЗКМ». Вселение произведено на основании ордера, выданного администрацией завода в установленном порядке. Несовершеннолетние Тюрин А.С. и Тюрина А.С. в приватизации не участвовали, что подтверждается справкой ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета имущества». Доказательств обратного ответчиками не представлено. Здание, в котором расположено спорное жилое помещение (почтовый адрес: <адрес>»), построено и используется в качестве общежития. С 29.12.2007 г. зарегистрировано в собственности ЗАО «Ижевский завод керамических материалов» на основании решения Арбитражного суда Удмуртской республики от 31.10.2007 г., о чем, согласно свидетельства о регистрации права №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись за №. Вселение истцов имело место до оформления ответчиком данного здания в свою собственность. Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 14 июня 1991 года., строительство общежития произведено на основании приказа от 18.12.1989 года № 194 ФГУП «ИЗКМ», было осуществлено хозяйственным способом ремонтно-строительным цехом завода, энерго-силовыми и электро-силовыми участками завода, сдавалось в эксплуатацию как законченное реконструкцией общежитие на 164 места общей площадью 1778 кв.м. в виде 4-х этажного кирпичного здания с техподпольем, с одноэтажным пристроем, с указанием адреса - <адрес>. Спорное здание по проекту расширения и реконструкции от 12.10.1990 г. было пристроено к возведенному ранее, в 1969 году, зданию общежития. Из топографического плана, предоставленного Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска усматривается, что данный объект, несмотря на то, что был построен позже, не является отдельно стоящим зданием, а представляет собой единое целое с существующими ранее общежитием, имея единое назначение - использование в качестве общежития для проживания временного контингента. В ГУП УР «Удмурттехинвентаризация» на жилой комплекс имеется единый технический паспорт на одно домовладение. В справке ГУП УР «Удмурттехинвентаризация» от 13.03.2009г. изложена история объекта недвижимости. Согласно техническому учету БТИ, данный объект учитывается как единый - адрес объекта: Удмуртская республика, г.Ижевск, Ленинский административный район, <адрес>; объект: общежитие; год сдачи объекта в эксплуатацию - 1967 г., пристрой - 1980г. и 1991 г. В акте приемки указан не строительный номер принимаемого объекта, а конкретный адрес здания: <адрес>. Это свидетельствует о том, что предметом приемки был не отдельный (самостоятельный) объект недвижимости, а именно пристроенное здание к существующему ранее общежитию по адресу: <адрес>. Из акта приемки данного общежития в эксплуатацию от 14.06.1991 г. прослеживается, что строительство здания по <адрес> осуществлялось в период с февраля 1990 года по июнь 1991 года. Сметная стоимость принимаемого в эксплуатацию объекта составила 413 тыс. руб. Доказательств того, что возведенное здание было построено за счет собственных средств арендного предприятия (правопреемником которого является ответчик), полученных из прибыли в период аренды или взятых им кредитов или средств ИЗКМ, когда оно было преобразовано в частное предприятие, ответчиком не представлено. Как следует из договора об организации производства и материального стимулирования (арендном подряде) между АКПО «Удмуртстройматериалы» и коллективом Ижевского завода керамических материалов от 12.01.1989 года, Устава арендного предприятия «Ижевский завод керамических материалов» при АКПО «Удмуртстройматериалы», на момент начала строительства Ижевский завод керамических материалов являлся структурным подразделением АКПО «Удмуртстройматериалы», являющегося государственным предприятием, действующим в рамках Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)». В качестве самостоятельного юридического лица арендное предприятие «ИЗКМ» было зарегистрировано в исполкоме Ленинского районного Совета народных депутатов г.Ижевска лишь 01.04.1991 г. (решение №), то есть за 2,5 месяца до окончания уже начатого строительства общежития. Затем последнее было преобразовано в ТОО «ИЗКМ» в 1992 году, далее в 1994 году в АОЗТ «ИЗКМ», затем в 1996 году в ЗАО «ИЗКМ». Несмотря на изменение организационно-правовой формы с 1991 г. все они являлись правопреемником предшествующих предприятий. При этом, в рамках действующего на момент строительства общежития и создания арендного предприятия законодательства ст.ст. 16, 19, 21,22 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, особенностью арендных предприятий являлось наличие у них двух форм собственности - государственного имущества, взятого в аренду, и собственных средств (коллективная собственность), представляющих собой произведенную продукцию, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств этого предприятия имущество. Данные положения прослеживаются и в редакции устава арендного предприятия «ИЗКМ» (раздел IV), где прямо указывается, что арендованное имущество в форме основных средств является государственной собственностью, а произведенная продукция - коллективной собственностью работников данного предприятия. Правовое регулирование арендных отношений в РФ определялось Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик об аренде 23.11.89 № 810-1 и Указом Президента РФ "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" от 14 октября 1992 г., а также другими нормативными актами. Существо создания арендных предприятий сводилось к тому, что сначала коллектив на общем собрании принимал решение о создании арендного предприятия, которое за счет имущества государственного предприятия создает продукцию, получает доходы, а в последующем выкупает арендованное имущество, создавая частное предприятие (статья 10 Основ). Именно Основными положениями «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» был предусмотрен такой способ приватизации, как выкуп арендованного имущества. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 03.07.91 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (далее - Закон РФ) приватизация государственного имущества осуществлялась путем его купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона РФ приватизация имущества государственного предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, осуществляется в соответствии с договором аренды, если размер, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды. Таким образом, действующее на момент строительства здания общежития и последующей приватизации предприятия законодательство не предусматривало безвозмездную передачу государственного имущества в собственность юридического лица при осуществлении приватизации путем выкупа арендованного имущества. Данный способ применялся в основном к приватизации недвижимого имущества. При выкупе имущества арендного предприятия учитывалось, что выкупу подлежит лишь арендованное имущество, так как продукция и иные доходы, полученные арендатором, являются собственным имуществом арендного предприятия, следовательно, выкупу не подлежат. В случае произведенного арендатором за счет своих средств и с разрешения арендодателя улучшения арендованного имущества (реконструкция здания или сооружения, замена оборудования и т.п.) либо возведения на арендованном участке зданий и сооружений арендатор имел право после прекращения договора аренды на возмещение произведенных для этой цели необходимых расходов. Пункт 4.5 Основных положений предоставлял право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах. Существовали специальные методики и нормативные акты, определяющие стоимость выкупа этих объектов недвижимости. Однако ни один из этих документов не определял стоимости жилищного фонда, так как ни один из ранее действующих и действующих в настоящее время законов не допускает возможность отчуждения жилых помещений государственного жилищного фонда в частную собственность реорганизованных предприятий. Жилищный фонд, построенный за счет средств государства, не относится к продукции и личным доходам арендного предприятия. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.1992 г. № 814 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Удмуртской республики», Арендное предприятие «Ижевский завод керамических материалов» передано в государственную собственность Удмуртской Республики. Таким образом, общежитие, как имущество, находящиеся в пользовании «ИЗКМ», было передано из федеральной собственности в собственность УР. В настоящее время, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанном предприятии и его имуществе. Начало разграничения собственности на территории УР было положено Постановлением Верховного Совета УР от 11 марта 1992 года № 325-ХII «О разграничении государственной собственности на территории Удмуртской Республики». Пунктом 2 указанного постановления утвержден Перечень по разграничению государственных объектов, расположенных на территории Удмуртской Республики по уровню собственности. Согласно указанному перечню, предприятия Концерна "Росстром", расположенные на территории УР, были отнесены к собственности Удмуртской Республики: «. .. 1. Арендное предприятие "Удмуртстройматериалы" УР, в т.ч. по предприятиям, структурным подразделениям: …Ижевский завод керамических материалов УР. ..». Решение о преобразовании «Арендного предприятия «Ижевский завод керамических материалов» в акционерное общество принималось уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ - Удмуртской Республикой. Решением Государственного комитета Удмуртской республики по управлению государственным имуществом от 23.04.1992 г. № 36-П осуществлена приватизация Арендного предприятия «Ижевский завод керамических материалов», расположенного по адресу: Удмуртская республика, <адрес>. План приватизации Арендного предприятия «Ижевский завод керамических материалов» с приложениями (акты оценки стоимости имущества предприятия) утвержден Государственным комитетом УР по управлению государственным имуществом от 29.05.1992 года. В акте оценки стоимости машин, оборудования, и других основных средств по состоянию на 01.01.1989 г., в разделе «Жилищное хозяйство» значатся следующие объекты недвижимости: общежитие мужское, инвентарный № 902, 1969 г. ввода в эксплуатацию; общежитие женское, инвентарный № 921, 1969 г. ввода в эксплуатацию; пристрой к общежитию, инвентарный № 4261, 1980 г. ввода в эксплуатацию. В данном акте от 01.01.1989г. не могло быть учтено 4-х этажное общежитие на 164 места. Пристрой общей площадью 1778 кв.м. строился в соответствии с заключением по проекту расширения и реконструкции от 12.10.1990г., был сдан в эксплуатацию 14 июня 1991 года. Но он был возведен до начала приватизации «ИЗКМ» и должен был быть обязательно включен в акт оценки государственного имущества на момент начала приватизации, т.е. по состоянию на 23.04.1992 г. В соответствии с планом приватизации арендного предприятия «Ижевский завод керамических материалов», расположенного по адресу: <адрес>, и Договором о выкупе имущества арендного предприятия «Ижевский завод керамических материалов», покупателем которого является трудовой коллектив арендного предприятия «ИЗКМ», объекты социальной инфраструктуры, в том числе и жилой фонд, не вошли в уставный капитал приватизируемого предприятия и были переданы арендному предприятию «ИЗКМ» безвозмездно в пользование с обязательством их содержания и эксплуатации по прямому назначению без права последующей продажи до передачи на баланс органов местного самоуправления. Согласно ст.4-7 ЖК РСФСР и ст.1 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 года «Об основах федеральной жилищной политики», действовавших в период возникновения спорных правоотношении, общежития относились к жилищном фонду. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества в период возникновения спорных правоотношений регулировался целым рядом нормативных правовых актов. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ № 1531-1 от 03.07.1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации», действие данного закона не распространялось на объекты жилищного фонда. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия, регулировались иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. До принятия Закона РСФСР от 04.06.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» действовало Положение о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21.04.1989 г., где установлены обязательные для всех исполкомов местных Советов народных депутатов, предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории РСФСР, основные правила продажи гражданам в личную собственность квартир, находящихся в домах государственного и общественного жилищного фонда. Постановление Совета Министров СССР от 08.04.1987 г. № 427 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы в жилищно-коммунальном хозяйстве», действовавшем до 26.09.1990 г., также предусматривалась необходимость передачи в ведение местных Советов народных депутатов городского жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий. Ни один из действовавших на тот период времени нормативных актов не предусматривал возможность в связи с введением в действие Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР» право приобретения государственного жилого фонда в собственность частного (коммерческого) предприятия. В соответствии с Законом РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в отношении жилищного фонда установлен особый порядок приватизации. Такой способ приватизации государственного жилищного фонда, как внесение его в уставный капитал предприятия, законодательством РФ категорически запрещается. Согласно определению, данному в законе, приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда - это бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений. Отчуждение заселенного государственного жилищного фонда путем, как бесплатной передачи, так и путем выкупа, в собственность юридических лиц имеет категорический законодательный запрет. Заселенный жилищный фонд государственной собственности подлежит приватизации исключительно одним способом - путем бесплатной передачи гражданам, занимающим жилые помещения на условиях найма. Пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 № 721 предусмотрено, что акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения без включения их стоимости в Уставный капитал. В соответствии со ст.9 Закона РФ от 24 декабря 1992 г № 4219-1 «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждения (ведомственный фонд) должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» текстуально совпадает с вышеуказанной статьей и также гарантирует сохранение жилищных прав граждан. Эти законы также устанавливают категорический запрет на отчуждение жилищного фонда в собственность реорганизованных предприятий и предусматривают лишь хозяйственное ведение или оперативное управление этим фондом. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г.), Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003г. № 370 было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в введении администрации по месту расположения объекта. Кроме того, обязанность по передаче здания в муниципальную собственность была основана на Постановлении Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года. Согласно п. 1 Положения, утвержденного указанным Постановлением, данное Положение распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия. В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995 года с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.05.2003 г. № 176 был определен порядок передачи объектов жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения из собственности Удмуртской Республики в муниципальную собственность. Здание общежития по <адрес> было построено за счет средств федерального государственного предприятия «ИЗКМ», должно было быть передано в составе имущества федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ - Удмуртской Республики, а затем муниципалитету. В ходе приватизации «ИЗКМ» домовладение № не было включено в уставный капитал реорганизованного предприятия с последующей организационно-правовой формой - ТОО (АОЗТ). Акты приема-передачи общежитий в частную собственность не оформлялись, что соответствует требованиям федерального законодательства. Однако в реестр государственного имущества УР, были включены лишь общежития 1967 года построек, числящиеся как единое здание, расположенное по адресу: <адрес>. Учет общежития 1991 года постройки, расположенное по адресу: <адрес> в реестре государственного имущества УР отсутствует. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного имущества, положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (ст.217 ГК РФ). Таким образом, законодателем установлен приоритет норм приватизационного законодательства перед нормами ГК о порядке прекращения права государственной (муниципальной) собственности. При этом, законами о приватизации запрещено отчуждение государственного жилищного фонда в собственность юридических лиц. По общему правилу, прекращение права государственной собственности может быть произведено исключительно путем совершения государственными органами серии актов и действий, касающихся индивидуального лица (граждан и юридических лиц). Статья 236 ГК РФ ограничивает круг субъектов, имеющих возможность отказаться от своего права собственности. Законодатель наделил правом отказа от собственности исключительно граждан и юридических лиц. Совершенно иное в данном случае предусмотрено по отношению к государственной и муниципальной власти. За Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями право отказа от собственности не признается. Таким образом, собственник государственного имущества УР в лице Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом (впоследствии - Министерство имущественных отношений УР) не мог отказаться от прав собственности на здание общежития, он обязан был включить здание общежития в реестр собственности УР, а затем в установленном законом порядке передать в муниципальную собственность. Невнесение записи в реестр государственного имущества не означает отсутствие или прекращение прав государственной собственности УР на общежитие. Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.91 г. № 3020-1 (приложение № 3) установлено, что объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности. При этом отсутствие утвержденных перечней имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не являются препятствием для осуществления передачи. Таким образом, здание общежития по <адрес> подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу прямого действия закона. Однако это прямое указание федерального закона Министерством выполнено не было. Здание общежития оставалось в собственности Удмуртской Республики, но на балансе частного предприятия ЗАО « ИЗКМ», в его владении и пользовании, т.е. по сути - в хозяйственном ведении (или в оперативном управлении). Нахождение государственного имущества в хозяйственном ведении (оперативном управлении) частного предприятия, противоречит требованиям законодательства. В реестр государственной собственности УР муниципалитета, как уже отмечалось выше, не внесена запись о праве на общежитие по <адрес>, в органах Государственной регистрации также до 2007 года отсутствовала регистрация прав собственности на спорное здание общежития. Не имея для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимого пакета правоустанавливающих документов, для реализации своего решения по закреплению за ним права собственности на спорное здание ЗАО « ИЗКМ» обратилось в Арбитражный суд УР. Ответчиком по данному делу была заявлена Администрация г. Ижевска. Министерство имущественных отношений УР в данном деле сторонами по делу не было заявлено, участия в деле ни в качестве ответчика, ни в качестве третьего лица не принимало. Истцы по заявленному спору также не являлись лицами, участвующими в деле. В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом. Таким образом, установленные при рассмотрении арбитражным судом спора о признании за ЗАО «ИЗКМ» права собственности на спорное здание общежития, обстоятельства, послужившие основанием для выводов суда о возникновении у данного завода права собственности, не имеют для рассматриваемого спора преюдициального значения. Право пользования истцами спорным жилым помещением в специализированном государственном фонде в судебном порядке прекращено не было. Несмотря на то, что здание общежития в муниципальную собственность не передавалось, на возникшие правоотношения по пользованию истцами жилыми комнатами в общежитии должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям. Согласно ст.7 Федерального Закона от 22 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, с 01 марта 2005 года применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст.7 Закона, в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Семья истца проживает в изолированном жилом помещении, следовательно, оно может быть в соответствии с ч.2 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма. Истцы обладают правом пользования спорным жилым помещением, достигли соглашения о приобретении его в собственность несовершеннолетних Тюрина А.С., Тюриной А.С. в порядке приватизации в равных долях, Тюрин А.С., Тюрина А.С. ранее право приватизации не использовали. Истцы обращались в ЗАО «ИЗКМ», в Министерство имущественных отношений УР, в Администрацию города Ижевска с заявлениями о заключении с ними договора о передаче жилых помещений в собственность бесплатно в порядке приватизации, однако в удовлетворении их просьбы было отказано. В том случае, если жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность, однако по каким-то причинам не передано, граждане лишаются возможности воспользоваться своим правом на приватизацию, что, соответственно, нарушает положения ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также статьи 7, 19 (часть 1), 35 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Согласно п.2 ст.35 Конституции РФ, каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично, так и совместно с другими лицами. Если государство устанавливает в Законе право граждан за жилище, на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить равные правовые условия и возможность для реализации этого права. В связи с чем, суд приходит к выводу, что семья истцов обладает столь же законным правом на безвозмездное приобретение в собственность занимаемого ими жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Отказ в приватизации, фактически означал бы установление различий в праве на приватизацию и закрепление неравенства прав граждан, что противоречит ст. 19 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство прав и свобод граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Поскольку истцы по независящим от них причинам, не могут воспользоваться своим правом на заключение договора приватизации занимаемого ими жилого помещения, так как право собственности на данное помещение зарегистрировано за ответчиком, то в соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также статьей 12 Гражданского кодекса РФ последние вправе обратиться в суд в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации посредством признании за ними права собственности в судебном порядке. Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда. Следовательно, признанное за истцами право собственности на указанные жилые помещения должно быть зарегистрировано с одновременной регистрацией прекращения такого права на спорные жилые помещения у ответчика. С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования истцов в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Тюрина <данные изъяты>, Тюриной <данные изъяты>, действующих в интересах несовершеннолетних Тюриной <данные изъяты>, Тюрина <данные изъяты>, к Закрытому акционерному обществу «Ижевский завод керамических материалов», Министерству имущественных отношений УР о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить. Признать за Тюриной <данные изъяты>, Тюриным <данные изъяты> право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 доле за каждым на изолированное жилое помещение №, состоящее из комнаты площадью 21,0 кв.м., расположенное в доме <адрес>. Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности ЗАО «Ижевский завод керамических материалов» на указанное жилое помещения и регистрации права собственности за Тюриным А.С., Тюриной А.С. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней путем принесения кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ижевска. Председательствующий судья: Рябов Д.Н.