Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011 года Федеральный Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Семеновой Е.А., при секретаре Мезриной М.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1318/11 по иску Маркова В.И. к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Марков В.И. обратился в суд с иском к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее по тексту ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района»), Министерству обороны Российской Федерации о признании право собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> за ним в размере ? доли, за Марковой О.В. в размере ? доли. Свои требования мотивировал тем, что он является <данные изъяты>, уволен 04.09.2009 года. 15.06.2009 года ему было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> и с ним был заключен договор социального найма жилого помещения. В июне 2009 года он и члены его семьи были зарегистрированы в данном жилом помещении. Истец намеревался приватизировать квартиру, однако ответчиком ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» в этом было отказано. Он считает отказ незаконным. В судебном заседании Марков В.И. требования и доводы изложенные в иске поддержал, пояснил, что раньше он с семьей проживал в закрытом военном городке, жилье было служебное. Ни он, ни супруга ранее не использовали право на приватизацию. Они обращались к ответчику ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района», но получили отказ. Просит признать право собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> за ним в размере ? доли, за Марковой О.В. в размере ? доли, дети от приватизации отказались. Представитель ответчика - ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал. Представитель ответчика - Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил. Представил письменные пояснения, указав, что в соответствии с Директивой Министерства обороны РФ 2010 года № Д-40дсп Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны РФ переформировано в департамент расквартирования Министерства обороны РФ. Жилищные органы исключены из состава органов расквартирования и обустройства Минобороны России и переподчинены Департаменту жилищного обеспечения Министерства РФ. На основании приказа Министра обороны РФ 2010 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения Минобороны России определен как уполномоченный орган Минобороны России по вопросам реализации требований приказа Министра обороны РФ 2010 года № 1280 и на него возложены функции по оформлению жилых помещений в собственность в порядке приватизации. Таким образом, вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, перешли в компетенцию Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся ответчиков. Третье лицо - Маркова О.В. в судебном заседании пояснения данные супругом Марковым В.И. поддержала, просила исковые требования удовлетворить. Пояснила, что дети добровольно отказались от приватизации. Третьи лица - Марков И.В., Маркова Ю.В. в судебном заседании пояснили, что они добровольно отказались от права приватизации. Их права не будут нарушены данным отказом. Против удовлетворения иска не возражают. Суд, выслушав истца, 3-х лиц, изучив и исследовав материалы гражданского дела, усматривает основания, для удовлетворения требований истца исходя из следующего. В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, вправе отчуждать и распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника. В силу ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 года № 1541-1 в редакции 11.06.2008г. (далее –Закон о приватизации) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно ст. 8 указанного закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Ст.12 ГК РФ закрепляет 11 способов защиты гражданских прав. Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абз.2 ст.12 ГК РФ. Таким образом, поскольку по независящим от истца причинам, он, имея право на приватизацию занимаемого жилья, не может его реализовать, истец вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на изолированное жилое помещение в порядке приватизации. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец уволен с военной службы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4.12.2008 года № 902 истец являлся военнослужащим, в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим право на приобретение жилья. В целях обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению по организационно-штатным мероприятиям, увольнению в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и состоянию здоровья за счет бюджетных средств Министерства обороны РФ приобретены нежилые помещения во вновь построенном доме <адрес>. На основании Государственного контракта № 25 долевого участия в строительстве многоквартирного дома от 27 ноября 2008 года, заключенного между Министерством обороны РФ от имени Российской Федерации, именуемого «Участник долевого строительства», с одной стороны, ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района», именуемого «Получатель», с другой стороны и ООО «Строительной фирмой «Римский квадрат», именуемого «Застройщик», с третьей стороны, для военнослужащих, подлежащих увольнению по достижению предельного возраста, организационно-штатным мероприятиям и состоянию здоровья, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства приобретены квартиры в многоэтажном жилом доме по адресу: <адрес> Указанные квартиры 13.03.2009 года были переданы на основании акта приема-передачи застройщиком - ООО «Строительная фирма «Римский квадрат» получателю - ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района». Переданные квартиры распределены военнослужащим, в том числе, истцу, согласно плану распределения жилых помещений приобретенных за счет бюджетных средств Министерства обороны РФ. На основании Приказа Министра обороны РФ № 569 от 20.06.2009 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» на приобретенные жилые помещения, находящихся в федеральной собственности, в том числе, на жилое помещение, занимаемое семьей истца, 22.07.2009 года зарегистрировано право оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Указанное жилое помещение передано истцу по акту приема-передачи и с ним заключен договор социального найма № № от 15 июня 2009 года. Согласно поквартирной карточки в квартире проживают и зарегистрированы истец и члены его семьи: супруга – Маркова О.В., дочь- Маркова Ю.В., сын- Марков И.В. На обращения истца в адрес ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» о передаче в собственность занимаемого жилого помещения на основании договора социального найма ответчиком дан отказ. Как следует из возражений представленных ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района», по вопросу передачи указанных жилых помещений в собственность проживающих в них гражданам, ФГКЭУ обращалось в Главное квартирно-эксплуатационное управление Минобороны РФ, руководителю Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в отдел по управлению имуществом ВС и ФГУ Минобороны РФ, что подтверждается исходящей корреспонденцией № 2702 от 19.10.2009 года, № 3690 от 10.12.2009 года. Согласно письма руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 26.01.2010 года оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации возможно при наличии согласия собственника, полученного посредством индивидуального обращения граждан в ДИО или посредством направления КЭЧ списка нанимателей закупленных квартир с приложением необходимо пакета документов, а также признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года М 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в отношении жилищного фонда установлен особый порядок приватизации. Согласно определению, данному в законе, приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда – это бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений. Отчуждение заселенного государственного жилищного фонда путем, как бесплатной передачи, так и путем выкупа, в собственность юридических лиц имеет категорический законодательный запрет. Заселенный жилищный фонд государственной собственности подлежит приватизации исключительно одним способом – путем бесплатной передачи гражданам, занимающим жилые помещения на условиях найма. Право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от бездействия органов по осуществлению документального оформления соответствующих договоров. Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеются обременения прав на это имущество. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанное жилое помещение обременений или ограничений в правах не зарегистрировано. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст.11 указанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Марков В.И. и его супруга – Маркова О.В. не реализовали свое право на приватизацию жилого помещения, других жилых помещений в собственности или на условиях социального найма не имеют. Третьи лица - Марков И.В., Маркова Ю.В. от права приватизации отказались, не возражают против передачи в собственность Маркову В.И. и Марковой О.В. жилого помещения. При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Закона о приватизации истец и его супруга имеют право на бесплатную передачу в собственность занимаемого ими жилого помещения. С учетом того, что занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение находится в государственной собственности Российской Федерации, истец и его супруга не утратили право на приватизацию жилого помещения, передано им на условиях договора социального найма, имеются основания для его передачи в собственность истцу и его супруге Марковой О.В. в порядке приватизации. Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров о приватизации жилого помещения нарушает права истца и членов его семьи на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Согласно ч.2 ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Неисполнение наймодателем и государственными органами требований истца о передаче в собственность занимаемого жилого помещения не должно служить препятствием в реализации его прав, гарантированных Конституцией. Если государство устанавливает в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право граждан на жилище, на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить равные правовые условия и возможность для реализации этого права. В связи с чем суд приходит к выводу, что семья истца обладает столь же законным правом на безвозмездное приобретение в собственность занимаемых ими жилых помещений, в порядке и на условиях, предусмотренных Законом. Отказ в приватизации, фактически означал бы установление различий в праве на приватизацию и закрепление неравенства прав граждан, что противоречит ст.19 (часть 1 и 2) Конституции РФ, провозглашающей равенство прав и свобод граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда « О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 года № 8 требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. При таких обстоятельствах, суд усматривает основания для признания права долевой собственности на квартиру <адрес> за истцом и его супругой Марковой О.В. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Маркова В.И. к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района», Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить. Признать право собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> за Марковым В.И. в размере ? доли, за Марковой О.В. в размере 1/2 доли. Право собственности на жилое помещение - квартиру 16 <адрес> подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним. Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности Российской Федерации на жилое помещение <адрес> Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ижевска. Судья Е.А. Семенова