о признании незаконным решения государственного учреждения



Дело № 2-1505/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011 года

Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Вахрушевой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1505/11 по заявлению Зряниной Ж.А. о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по УР»,

у с т а н о в и л:

Зранина Ж.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по УР» об отказе во внесении сведений в ГКН о ранее учтенном объекте недвижимости, указав следующее. Основанием для обращения в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка по <адрес>, расположенного в СНТ «П***» площадью 600 кв. м как ранее учтенного земельного участка является Постановление Администрации МО «Завьяловский район» от 30.03.2011 года , в котором указывается на то, что предоставленный в собственность Заявителя земельный участок является ранее учтенным до 30.10.2001 года. Кроме того, заявителем были предоставлены все документы, в том числе, подтверждающие, что земельный участок ей ранее был предоставлен до 30.01.2001 года. Орган кадастрового учета не учитывает ному ч. 11 и 12 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для садоводства не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. Решение органа кадастрового учета, по мнению заявителя, нарушает ее права собственности на данный земельный участок, в частности, осуществить кадастровый учет, государственную регистрацию права собственности и в полном объеме владеть и распоряжаться земельным участком, в связи с чем решение является незаконным.

Зрянина Ж.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением, в судебное заседание не явилась, просила отложить рассмотрение дела в связи с выездом за пределы Удмуртской Республики до 18.08.2011 года. В связи с непредоставлением заявителем доказательств, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание, а также факта выезда за пределы Удмуртской Республики на день рассмотрения поданного ею заявления, суд счел причины неявки заявителя неуважительными, препятствующими своевременному рассмотрению дела. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке ст. 167,257 ГПК РФ.

Представитель Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по УР – Гетманова Ю.С., действующая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, представила письменные возражения по делу, суду пояснила, что оспариваемое решение принято полномочным должностным лицом, наделенным согласно должностной инструкции на принятие решений, в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Суд, изучив доводы заявления Зряниной Ж.А., возражения представителя органа кадастрового учета, изучив и исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ред. от 22 июля 2008 г.) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Федеральное бюджетное Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Учреждения, Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон), Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (далее - Порядок), и иными нормативными правовыми актами.

Судом установлено, следует из содержания заявления и подтверждается объяснениями представителя органа кадастрового учета, что 08.04.2011 Зрянина Ж.А. обратилась в Учреждение с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. К заявлению от 08.04.2011 заявителем приложено Постановление Администрации МО «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 30.03.2011 «О предоставлении Зряниной Ж.А. земельного участка в собственность в садоводческом некоммерческом товариществе «Пушкинский городок»» (далее Постановление).

При проверке документов сотрудниками Учреждения выявлено, что в представленных документах отсутствует основание для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) о земельном участке как о ранее учтенном (Постановление вынесено после вступления в силу Закона, соответственно данный участок не соответствует определению ранее учтенного, которое дано в ч. 1 ст. 45 Закона), в связи с чем 03.05.2011 Учреждением, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона, вынесено Решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости .

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона ранее учтенными объектами недвижимости (в том числе ранее учтенными земельными участками) являются:

- объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008;

- объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С учетом изложенного, земельные участки, предоставляемые гражданам после 01.03.2008, государственный учет которых не был осуществлен до вступления в силу, права на которые также не были зарегистрированы до того момента, не соответствуют определению ранее учтенного земельного участка (Письмо Минэкономразвития России от 20.01.2011 № 14-293/ГЕ).

Постановление Администрации МО «Завьяловский район» от 30.03.2011 года вынесено после вступления в силу Закона о кадастре, соответственно земельный участок, предоставленный заявителю, не соответствует понятию ранее учтенного земельного участка в соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ № 221.

В связи с тем, что в представленных (поступивших) документах отсутствовали основания для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, Решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости принято сотрудниками Учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Сведения о ранее учтенном земельном участке, в соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона включаются в соответствующие разделы ГКН при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.

Согласно Письму Минэкономразвития России от 18.02.2010 законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, соответственно, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в ГКН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.

В соответствии с Законом сведения о ранее учтенных объектах недвижимости могут быть внесены в соответствующие разделы ГКН на основании любого правоустанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица документа на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке, издан уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент издания, и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр.

В случае предоставления заявителем в Учреждение документа, подтверждающего право на земельный участок и изданного до вступления в силу Закона (01.03.2008) Учреждение будет обязано осуществить государственный кадастровый учет данного земельного участка в соответствии с п. 34 Порядка ведения Государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с действующим законодательством и приложенным к заявлению Постановлением не представляется возможным внести в ГКН сведения об указанном земельном участке как о ранее учтенном в связи с непредоставлением правоподтверждающих или правоустанавливающих документов о ранее учтенном земельном участке. Толкование заявителем постановления Администрации является ошибочным, поскольку в п. 1 данного постановления указывается о предоставлении земельного участка , <адрес> в садоводческом некоммерческом товариществе «П***» в кадастровом квартале . В постановлении содержится указание как о ранее учтенном земельном участке, предоставленном до 30.10.2001 года СНТ «П***», а не заявителю в размере 600 кв.м. Однако заявителем не представлены правоустанавлвиающие или правоподтверждающие документы, содержащие сведения о ранее учтенном земельном участке, предоставленном СНТ «П***». Кроме того, пунктом 4 данного постановления на заявителя возложена обязанность обеспечить постановку земельного участка, указанного в п.1 постановления, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, что не может свидетельствовать о том, что предоставляемый земельный участок был ранее учтен.

Согласно постановлению Главы Администрации Завьяловского района УР от 13.12.2001 года «О закреплении земельного участка за садоводческим товариществом «П***» земельный участок за СТ «П***» закреплен под размещение земель общего пользования, улиц и площадей в собственность, а не для ведения садоводства членам садоводческого товарищества, адресные ориентиры, кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка отсутствуют, что требует их уточнения.

Решение об отказе во внесении сведений в ГКН о ранее учтенном объекте недвижимости принято в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221 должностным лицом органа кадастрового учета, в полномочия которого в соответствии с п. 6 должностной инструкции от 25 февраля 2011 года входит принимать решения об осуществлении кадастрового учета, приостановлении либо отказе в осуществлении кадастрового учета, о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и т. д.

Заявителем не представлено доказательств того, что земельный участок по <адрес>, расположенный в СНТ «П***», площадью 600 кв.м. является ранее учтенным до 30.10.2001, а также, что Решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

В силу ст. 255 ГПК РФ для признания недействительным оспариваемого постановления должностного лица, а также незаконными его бездействия необходимо наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному нормативному акту; нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Таким образом, действия должностного лица органа кадастрового учета по принятию решения об отказе во внесении сведений в ГКН соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя, так как препятствий для постановки земельного участка на кадастровый учет в общем порядке не имеется.

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Предметом судебной защиты может быть только нарушенное право, а не его предполагаемое нарушение. Возможные материальные расходы заявителя по сбору документов для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права не являются доказательством нарушения ее прав.

В связи с тем, что заявитель исходя из бремени доказывания не представил доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов в результате принятия оспариваемого решения, суд отказывает в удовлетворении требований о признании данного решения незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Зряниной Ж.А. о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по УР» от 3 мая 2011 года об отказе во внесении сведений в ГКН о ранее учтенном объекте недвижимости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2011 года.

Судья Л.В. Москалева