иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления о признании бездействия незаконным и возложеннии обязанности по постановке бесхозяйного объекта на учет - удовлетворен



2-1744/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2011 года г.Ижевск

Федеральный Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе:

председательствующего судьи Рябова Д.Н.,

с участием прокурора Кандалинцева А.В.,

при секретаре Марковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ижевска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Ижевска о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий по постановке бесхозяйного объекта на учет,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Ижевска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» о признании бездействия, выражающегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, незаконным и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества - сетей водоснабжения и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>.

Иск мотивирован тем, что МУ «Центр дошкольного образования и воспитания» Ленинского района г.Ижевска передано в оперативное управление здание дошкольного образовательного учреждения , расположенное по адресу <адрес>. При этом в акт приема-передачи не включены сети водоснабжения и канализации, в связи с чем, органами местного самоуправления не заключены договоры по обслуживанию их с МУП г. Ижевска «Ижводоканал». Сети водоснабжения и канализации на чьем-либо балансе не находятся, то есть являются бесхозяйными. Фактически действия по пользованию недвижимым имуществом – сетями водоснабжения и канализации осуществляет МУ «Центр дошкольного образования и воспитания» и его учредитель – Администрация г. Ижевска. Однако до настоящего времени от органов местного самоуправления или их структурных подразделений заявлений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сетей водоснабжения и канализации, не поступало. Сети водоснабжения и канализации данного дошкольного образовательного учреждения не имеют собственника более 5 лет, находятся в ветхом состоянии, что может привести к аварии и, как следствие, – к закрытию дошкольного образовательного учреждения на неопределенный срок. При отсутствии документов, подтверждающих передачу сетей на баланс дошкольного учреждения денежные средства на содержание, обслуживание и ремонт указанных сетей не выделяются. Иск направлен на защиту прав и интересов детского учреждения, граждан. В целях устранения нарушений закона, просит обязать Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» в срок до 01.10.2011 года обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сетей водоснабжения и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>.

В судебном заседании прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Город Ижевск», выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – сетей водоснабжения и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>, а именно, сети водопровода диаметром 75 мм. протяженностью 105 п.м., сети канализации диаметром 150 мм. протяженностью 132 п.м., сети канализации диаметром 100 мм. протяженностью 32 п.м., и просил обязать Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» в течение трех месяцев обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - сетей водопровода и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ответчика Администрации г.Ижевска Хохрякова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила письменные возражения, в которых указала на то, что в соответствии с Постановлением Администрации г.Ижевска от 21.10.2009 г. № 1014 «О технической инвентаризации, постановке на учет объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных на территории г.Ижевска», главы районных администраций создают постоянно действующие комиссии по выявлению объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом, на территории г.Ижевска с участием представителей заинтересованных структур Администрации г.Ижевска и муниципальных учреждений, предприятий. По мере выявления объектов, имеющих признаки бесхозяйных, соответствующему Заказчику направляется акт описи имущества, составленного постоянно действующей комиссией, с указанием на съемке места расположения объекта, с приложением имеющейся технической документации. Акт описи должен содержать отличительные признаки объекта, имеющего признаки бесхозяйного, позволяющие определенно установить выявленный объект. Функции Заказчика по изготовлению исполнительной документации, технической инвентаризации, выполнению работ по содержанию, ремонту, обеспечению функционирования объектов, имеющих признаки бесхозяйных, за счет средств городского бюджета до признания их муниципальной собственностью в отношении сетей водопровода и канализации возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска, которое изготовленную документацию в течение 15 рабочих дней направляет ее в Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска. Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска и Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска по мере поступления документации на объекты, имеющие признаки бесхозяйных (по полномочиям), в течение двух месяцев обязаны формировать пакет документов и обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов в Управление Федеральной регистрационной службы по УР. В отношении сетей водоснабжения и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>, в Управление имущественных отношений технической и иной документации от заказчиков (Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска) не поступало. Не представлены доказательства отсутствия права собственности на объект у Российской Федерации и Удмуртской Республики. Действующее законодательство не содержит указание на сроки, установленные органу местного самоуправления для обращения с заявлением о принятии на учет недвижимого имущества.

Представитель третьего лица МУП г.Ижевска «Ижводоканал» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. В материалах дела имеются письменные пояснения представителя МУП г.Ижевска «Ижводоканал», в которых указал, что сети водоснабжения и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенные по адресу <адрес>, имеют признаки бесхозяйных. Передача данных сетей в хозяйственное ведение МУП г.Ижевска «Ижводоканал» будет осуществляться в установленном порядке в случае закрепления их за МО «Город Ижевск» права муниципальной собственности.

Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад № » в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. В материалах дела имеются письменные пояснения представителя «Детский сад № », в которых указано, что по состоянию на июль 2011 года сети водопровода и канализации, проходящие рядом с детским садом, ни за кем не закреплены, контроль за их состоянием не осуществляется, техническая документация отсутствует, содержание, обслуживание и ремонт со стороны каких-либо организаций не производится. МДОУ осуществляет расходы в соответствии со сметой, утверждаемой ежегодно Управлением дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска. При этом, средства на содержание, обслуживание и ремонт вышеуказанных сетей не выделяются, документов, подтверждающих передачу сетей на баланс МДОУ, нет. Учитывая, что сети не обслуживаются и не ремонтируются, нарушается санитарное состояние в МДОУ, ухудшается качество предоставления муниципальной услуги, а в случае аварийных ситуаций возможно создание угрозы для жизни и здоровья людей.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В судебном заседании установлено, что 1 июля 2011 года постоянно действующей комиссией по выявлению объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных, являющихся недвижимым имуществом на территории Ленинского района г.Ижевска, с участием представителей Управления ЖКХ Администрации г.Ижевска, МУП г.Ижевска «Ижводоканал», МУ «Центр дошкольного образования и воспитания» Ленинского района, были выявлены сети водопровода и канализации к дошкольным образовательным учреждениям (перечень прилагается), имеющие признаки бесхозяйных. В п.7 указаны сети водопровода диаметром 75 мм. протяженностью 105 п.м., сети канализации диаметром 150 мм. протяженностью 132 п.м., сети канализации диаметром 100 мм. протяженностью 32 п.м., расположенные по адресу ДОУ <адрес>.

Вышеназванные объекты жилищно-коммунального хозяйства (сети водопровода и канализации) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числятся, сведений о правах на них в ГУП «Удмурттехинвентаризация» не имеется, на праве оперативного управления за дошкольным учреждением сети не закреплены, их обслуживание МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не производится.

Данные обстоятельства подтверждаются актом от 1.07.2011 г., письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от 28.09.2011 г. № 01/113/2011-240, справкой ГУП «Удмурттехинвентаризация» № 01-12/2446 от 21.06.2011 г., письмом Управления имущественных отношений Администрации г.Ижевска от 30.06.2009 г. № 01-18/2581, пояснениями третьих лиц.

Таким образом, в соответствии со ст.225 п.1 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии собственника на сети водопровода и канализации, расположенные по адресу <адрес>.

Между тем, отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, следовательно, обязан принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

Поскольку сети водопровода и канализации по адресу <адрес>, расположены в административных границах муниципального образования "Город Ижевск", суд приходит к выводу, что ответчик обязан принять меры для постановки их на учет в установленном законом порядке.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации г.Ижевска от 21 октября 2009 года № 1014 «О технической инвентаризации, постановке на учет объектов коммунального назначения и иных объектов, имеющих признаки бесхозяйных на территории г.Ижевска», Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска обязано формировать перечни бесхозяйного имущества (в отношении сетей водопровода и канализации), направлять сведения в Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска. Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска и Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска по мере поступления документации на объекты, имеющие признаки бесхозяйных (по полномочиям), в течение двух месяцев обязаны сформировать пакет документов и обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике. Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска по истечении года со дня постановки объектов, имеющих признаки бесхозяйных, на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, обязано обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти объекты, если иной законный владелец не будет установлен.

Однако Администрацией г.Ижевска указанные действия не выполнены, с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике о постановке бесхозяйного имущества – сетей водопровода и канализации – администрация муниципального образования не обратилась.

В соответствии со ст.245-247 ГПК РФ, действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

По смыслу указанных норм удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если действия (бездействие) органов местной власти не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В связи с непринятием мер по постановке имущества на учет, до настоящего времени собственник имущества и эксплуатирующая организация не определены. Отсутствие мер по обеспечению безопасности сетей представляет угрозу для возникновения аварийной ситуации, затрагивает и нарушает права неопределенного количества лиц, пребывающих на территории детского сада, поскольку постоянный контроль за состоянием сетей, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации, предусмотренных ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям п.п. 2.1 и 2.2. СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», не обеспечивается. Таким образом, эксплуатация сетей водопровода и канализации в отсутствие собственника и обслуживающей организации небезопасна для людей.

Отсутствие собственника сетей, а следовательно и бездействие Администрации г.Ижевска по постановке сетей водопровода и канализации на учет, означает неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению эксплуатации сетей водоснабжения и канализации, и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, предусмотренной п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Доводы представителя ответчика о том, что в Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска сведений о бесхозяйном имуществе Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска не поступало, не являются основанием для отказа в иске. Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска участвовал в комиссии по выявлению данного объекта, замечаний не высказывал, согласился с заключением комиссии, что сети водоснабжения и канализации по адресу <адрес>, являются бесхозяйными. Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска и Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска являются структурными подразделениями органа местного самоуправления, своевременность и согласованность их действий обеспечивает деятельность органа местного самоуправления в целом.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействие Администрации г.Ижевска в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – сетей водопровода и канализации МДОУ «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, исковые требования прокурора о признании бездействия незаконным, и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Ленинского района г.Ижевска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Ижевска о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению мероприятий по постановке бесхозяйного объекта на учет, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Город Ижевск», выражающееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – сетей водопровода и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – сетей водопровода и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сетей водопровода и канализации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № », расположенных по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней с подачей жалобы через районный суд.

Судья: Рябов Д.Н.