2-1835/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 ноября 2011 г. Ленинский районный суд г.Ижевска в составе: председательствующего судьи Рябова Д.Н., при секретаре Марковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аркашева С.В. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома, о возложении на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, у с т а н о в и л: Аркашев С.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании решения органа местного самоуправления – Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее – ГУАиГ Администрации г.Ижевска). Просил признать незаконным отказ ГУАиГ Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу <адрес>, и обязать ГУАиГ Администрации г.Ижевска выдать указанное разрешение. Требование мотивировано тем, что 30 мая 2011 года заявитель обратился в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу <адрес>. Письмом ГУАиГ Администрации г.Ижевска от 6 июня 2001 года в выдаче разрешения было отказано по тем основаниям, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги, а в соответствии с правилами СанПиН отводимый участок для размещения жилых зданий должен находиться за пределами территорий санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов. Заявитель считает данный отказ незаконным на основании следующего. Указанное ГУАиГ Администрации г.Ижевска правило СанПиН вступило в действие 15 августа 2010 года и обратной силы не имеет, в связи с чем действует в отношении земельных участков, отводимых после 15 августа 2010 года. Принадлежащий же заявителю земельный участок был выделен под строительство жилого дома в 1947 году, в этом же году возведен дом. Постановлением Администрации г.Ижевска от 23.06.2008 г. земельный участок предоставлен в собственность заявителя, пункты 2, 3.4 данного постановления содержат прямое разрешение на строительство нового дома. Жилой дом и микрорайон в целом, находящиеся в санитарно-защитной зоне железной дороги, непригодными для проживания не признаны, кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка, участок находится в зоне общественно-деловой застройки. Указанный дом является единственным местом жительства заявителя и членов его семьи, в настоящее время процент износа дома приближается к максимальному, что создает опасность для лиц, проживающих в нем. Таким образом, отказ ГУАиГ Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство дома нарушает права и законные интересы заявителя. В ходе производства по делу в соответствии со ст.43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в лице Ижевского филиала. Заявитель Аркашев С.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие с участием представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя. Представитель заявителя С.Л.Г., действующая на основании доверенности со всеми правами, предоставленными стороне в процессе, требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Заявила требование о возмещении за счет ГУАиГ Администрации г.Ижевска расходов по оплате госпошлины <данные изъяты> руб., почтовых расходов <данные изъяты> руб., затрат на услуги представителя <данные изъяты> руб. Представитель ГУАиГ Администрации г.Ижевска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя органа местного самоуправления, решение которого оспаривается. Ранее в судебных заседаниях (28.09.2011 г., 21.10.2011 г.) представитель ГУАиГ Администрации г.Ижевска Д.К.М. считал отказ заявителю в выдаче разрешения дома обоснованным. Пояснил, что ранее земельный участок был предоставлен для строительства жилого дома, который был построен в 1947 году, железная дорога проходит рядом, при новом строительстве следует применять новые правила СанПиН. По требованиям в части возложения обязанности выдать разрешение - не исключена возможность разрешения реконструкции дома в соответствии со ст.51 ГрК РФ при условии предоставления всех документов и заключения, что строительство дома не будет представлять опасность жителям и заявителю. Правовой режим земельного участка отражается в градостроительном плане. Схема спорного земельного участка не соответствует градостроительному плану. Когда была установлена санитарно-защитная зона – не знает, исследования не проводились. Представитель заинтересованного лица ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в лице Ижевского филиала Ч.О.А. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда, пояснила, что согласно СНИПам до 1989 года размер санитарно-защитной зоны железной дороги устанавливался в 50 метров, с 1989 года данное расстояние составляет 100 метров, в связи с чем необходимо проводить работы по определению границ в санитарно-защитной зоне, межеванию земельных участков. По улице, на которой расположен дом заявителя, данные работы не велись. Представитель заинтересованного лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Ранее в судебном заседании (21.10.2011 г.) представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» Ж.Н.Б. суду пояснил, что согласно СНИПам жилые дома должны быть удалены от железной дороги на расстояние 100 метров, данное расстояние может быть уменьшено, но не более, чем на 50 метров. Из материалов дела не понятно, кем и каким образом установлена санитарно-защитная зона, поскольку для этого необходимо провести не одно исследование, СНИП только рекомендует установление санитарно-защитной зоны на указанном расстоянии, тогда как сама процедура установления санитарно-защитной зоны все равно должна быть пройдена. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в лице Ижевского филиала, изучив и исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему. Аркашев С.В. является собственником земельного участка с жилым домом по адресу <адрес>. Основанием регистрации прав собственности явились договор купли-продажи жилого дома от 8 мая 1988 года, постановление Администрации г.Ижевска о предоставлении земельного участка в собственность от 23 июня 2008 года № 455/12. Разрешенное использование земельного участка – эксплуатация и обслуживание жилого дома. 30 мая 2011 Аркашев С.В. обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома с мансардой по адресу: <адрес>. 6 июня 2011 года письмом № 01-07/1357 Аркашеву С.В. отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с расположением земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и санитарно-защитной зоне железной дороги. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются. В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Аркашевым С.В. оспаривается решение ГУАиГ Администрации г.Ижевска об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома от 6 июня 2011 г. С заявлением об оспаривании указанного решения Аркашев С.В. обратился в суд 6 июля 2011 г., то есть в пределах установленного срока. Рассматривая требования заявителя по существу, суд приходит к следующему. Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления. Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска. Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 121 (ред. от 26.10.2006) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска. Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство. Рассматривая вопрос о соответствии закону отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. Согласно ст.56 ЗК РФ, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности устанавливаются в санитарно-защитных зонах. Согласно ч.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды", порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством. Согласно п.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы), участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов. Как указано в отказе в выдаче разрешения на строительство, земельный участок Аркашева С.В. расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги. Согласно градостроительного плана земельного участка, подготовленного 23 декабря 2010 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и железной дороги. Пунктом 4 статьи 1 и частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, указано, что для установления санитарно-защитных зон используются производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур. В силу п.8.20. "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Согласно кадастрового плана земельного участка от 16 июля 2007 г., разрешенное использование (назначение) земельного участка – общественно-деловая застройка. Учитывая разрешенное использование земельного участка, допускается возведение жилого дома на земельном участке истца. Согласно сведений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», санитарно-защитные зоны в районе земельного участка истца не установлены. Запрет на отведение земельного участка на территории санитарно-защитных зон, установленный п.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 применяется лишь для отвода земельных участков для размещения жилых зданий. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии содержания оспариваемого решения требованиям закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства нового индивидуального дома по адресу <адрес>. Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме. Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. На производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, распространяются общие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с изъятиями (особенностями), установленными главами 24 - 26 указанного Кодекса. Поскольку законодательством для указанной категории дел не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Следовательно, государственные органы, органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве органов, чьи нормативные правовые акты оспариваются в порядке главы 24 ГПК РФ, возмещают судебные расходы на общих основаниях, то есть по правилам статьи 98 ГПК РФ. Таким образом, с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб., почтового отправления иска в размере <данные изъяты> руб., а также, в силу ст.100 ГПК РФ, расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах в размере <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Заявление Аркашева С.В. о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома, о возложении на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить. Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 6 июня 2011 года за N 01-07/1357 в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска устранить в полном объеме нарушение прав Аркашева С.В. путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в пользу Аркашева С.В. в счет возмещения судебных расходов <данные изъяты> руб. Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2011 г. Решение может быть обжаловано Верховный суд УР в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Ижевска. Председательствующий судья: Рябов Д.Н.