Дело № 2-2530/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 декабря 2011 года Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Вахрушевой Л.С., с участием прокурора Кандалинцева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2530/11 по иску прокурора Ленинского района гор. Ижевска УР к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № Управления здравоохранения Администрации города Ижевска» о признании бездействия незаконным, о понуждению к устранению нарушений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г.Ижевска, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковыми требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № Управления здравоохранения Администрации <адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от исполнения обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в поликлинику по адресу: <адрес>, возложении обязанности в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в поликлинику по адресу: <адрес>, приспособлениями облегчающими доступ инвалидов (пандусом, поручнями), с соблюдением СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Прокурор свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что Муниципальным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть № Управления здравоохранения Администрации г.Ижевска» (далее по тексту – МУЗ «МСЧ №») не выполняются предусмотренные законодательством требования о создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Бездействие МУЗ «МСЧ №» противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Отсутствие при входе в поликлинику специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, так как ограничивает возможность по получению специализированной медицинской помощи. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, а именно, просил обязать ответчика оборудовать вход в поликлинику в срок до 30 апреля 2012 года. Представитель ответчика Никитина Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против признания бездействия ответчика незаконным, требования в остальной части признала, суду пояснила, что входная группа не приспособлена к устройству дополнительных пандусов из-за высокого расположения лестничных маршей. Доступ в здание с 2006 года по настоящее время дополнительно оборудован и используется пациентами с ограниченными возможностями с входной группы служебного входа: имеются пандусы для инвалидной коляски от автомобильной стоянки до тамбура цокольного этажа, от тамбура - до холла цокольного этажа, от холла цокольного этажа до окололифтового пространства на цокольном этаже, от окололифтового пространства на цокольном этаже - в лифт и до любого из 4-х этажей здания поликлиники. В случае необходимости инвалид-колясочник может воспользоваться звонком на входной группе для вызова медицинского персонала для оказания ему помощи в передвижении. В здание поликлиники функционируют два лифта, соответствующие техническим регламентам. У центрального входа поликлиники размещена информация для инвалидов-колясочников о возможности беспрепятственного доступа в здание. Вместе с тем со стороны МУЗ МСЧ № были предприняты попытки обустройства центральной входной группы посредством направления запросов в различные государственные органы о выделении денежных средств на ремонт поликлиники. В рамках модернизации здравоохранения денежные средства на 2011 год на проведение капитального и текущего ремонта здания поликлиники МУЗ МСЧ № выделены не были. В настоящее время МУЗ «МСЧ №» предпринимаются меры по оборудованию входа в поликлинику, разрабатывается соответствующий проект организации и проведения работ. Представитель третьего лица Администрации г.Ижевска Копанева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила отзыв на исковое заявление в котором просила рассмотреть дело в свое отсутствие, по существу заявленных требований пояснила, что МУЗ «МСЧ №» согласно Устава является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета города Ижевска. В бюджете города Ижевска за 2011 год по отрасли «Здравоохранение» по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» Учредителем денежные средства были запланированы и выделены. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ муниципальное учреждение самостоятельно определяет на какие нужды ему заложить в текущем году свои расходы. Понуждение ответчика оборудовать вход в поликлинику приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов (пандусами, поручнями) в столь короткий срок – в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда может нанести вред деятельности учреждения, так как возможно недополучение денежных средств по другим статьям расходов, и тем самым неблагоприятно сказаться на оказание медицинской помощи прикрепленному населению Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав мнение сторон, изучив и исследовав материалы гражданского дела, с учетом частичного признания представителем ответчика исковых требований, пришел к следующему. Статья 7 Конституции РФ регламентирует, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом. Согласно п.2 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пунктом 7 Правил регламентировано, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другим нормам действующего законодательства, регулирующим обеспечение социальной защиты инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения. Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и В судебном заседании установлено, что учредителем МУЗ «МСЧ №» (далее – Учреждение) является МО «город Ижевск в лице Администрации города Ижевска. Одним из источников финансирования Учреждения являются средства бюджета города Ижевска (пп.1.2, 4.1Устава МУЗ «МСЧ №»). В ходе рассмотрения дела также установлено, что Прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлено нарушение МУЗ «МСЧ №» предусмотренных законодательством требований о создании необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, а именно в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» во входной группе МУЗ «МСЧ №» отсутствует пандус для инвалидов-колясочников. Отсутствие при входе в поликлинику специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц. Указанные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку нарушают гарантированные нормативно-правовыми актами права инвалидов на социальную защиту, ограничивают принимаемые государством меры социальной поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности. В соответствии с п.2.1 Устава основными видами деятельности Учреждения являются: оказание первичной медико-санитарной помощи, неотложной, а также специализированной помощи населению г.Ижевска. Таким образом, бездействие МУЗ «МСЧ №», выраженное в уклонении об обеспечения условий беспрепятственного доступа инвалидов в здание поликлиники, нарушает их права, так как ограничивает возможность по получению специализированной медицинской помощи. Доводы представителя ответчика о наличии дополнительной входной группы в здание поликлиники, которой беспрепятственно пользуются инвалиды-колясочники, а также об оказании помощи им со стороны медицинского персонала при отсутствии сопровождающего лица, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим. Из пояснений представителя ответчика следует, что в случае необходимости инвалид-колясочник может воспользоваться звонком на входной группе для вызова медицинского персонала для оказания ему помощи в передвижении. Однако из представленных суду фотографий, видно, что звонок на входной группе для вызова медицинского персонала установлен на недопустимой высоте. Окончание спуска самодельного скатного устройства упирается в порог входной группы, который является достаточно высоким и не позволяет преодолеть его инвалиду-колясочноку без посторонней помощи. Бездействие ответчика подтверждается следующими обстоятельствами. Из приобщенных ответчиком документов следует, что денежные средства у учредителя на установку пандусов стали истребоваться лишь с 2011 года. Доказательства несения расходов на проведение мероприятий по созданию условий инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ, ответчиком не представлены. Доводы представителя ответчика о том, что входная группа не приспособлена к устройству дополнительных пандусов из-за высокого расположения лестничных маршей не могут служить отказом к удовлетворению требований прокурора, поскольку никаких доказательств технической невозможности приведения здания здание МУЗ «МСЧ №» в соответствии с нормативными требованиями суду в ходе рассмотрения дела не представлено. При изложенных обстоятельствах с учетом того, что здание МУЗ «МСЧ №», относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым в силу приведенных выше норм закона должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, суд считает необходимым обязать МУЗ «МСЧ №» принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МУЗ «МСЧ №», расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2011. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Поликлиника является объектом социальной инфраструктуры, имеющей доступ неограниченного числа лиц, в связи с чем определить число лиц, которые могут обратиться за специализированной медицинской помощью, не представляется возможным. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязательства в натуре. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая мнение прокурора, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, до 30 апреля 2012 года. При таких обстоятельствах, с учетом признания представителем ответчика исковых требований в части возложения обязанности по оборудованию входа в поликлинику, требования прокурора Ленинского района гор. Ижевска к МУЗ «МСЧ №» о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от исполнения обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в поликлинику, возложении обязанности оборудовать вход в поликлинику по адресу: <адрес>, приспособлениями облегчающими доступ инвалидов (пандусом, поручнями), с соблюдением СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского района гор. Ижевска УР к Муниципальному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № Управления здравоохранения Администрации города Ижевска» о признании бездействия незаконным, о понуждению к устранению нарушений удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Управления здравоохранения Администрации города Ижевска», выразившееся в уклонении от исполнения обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в поликлинику по адресу: <адрес>. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № Управления здравоохранения Администрации города Ижевска» в срок до 30 апреля 2012 года оборудовать вход в поликлинику по адресу: <адрес>, приспособлениями облегчающими доступ инвалидов (пандусом, поручнями), с соблюдением СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2011 года. Судья Л.В.Москалева
сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные
постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 №73, в части общих требований зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны оборудоваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.