№ 2-266/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 января 2012 года Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Рябова Д.Н. с участием прокурора Салахова И.С. при секретаре Марковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устиновского района г. Ижевска УР, действующего в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики, к Агафонову А.В. о взыскании неосновательного обогащения, У с т а н о в и л: Прокурор Устиновского района г. Ижевска УР в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Удмуртской Республики с иском к Агафонову А.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>., из них в доход федерального бюджета – <данные изъяты>., в доход бюджета УР – <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки прокуратурой Устиновского района г. Ижевска установлено, что между Агафоновым А.В. и ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» 16 сентября 2009 года заключен договор о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия предпринимательской деятельности, согласно которому Агафонову А.В. были предоставлены бюджетные средства для организации предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>. выделены из средств федерального бюджета, <данные изъяты>. – из средств бюджета Удмуртской Республики. Указанные денежные средства перечислены Агафонову А.В. 1 октября 2009 года. Согласно пункту 2.1.4 Договора о предоставлении бюджетных средств Агафонов А.В. обязан представить в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» в срок до 1 декабря 2009 года отчет о затратах, произведенных в соответствии с бизнес-планом, на организацию предпринимательской деятельности. Однако, таких сведений Агафоновым А.В. в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» до настоящего времени не представлено. Это свидетельствует о нецелевом использовании предоставленных бюджетом РФ средств, денежные средства являются неосновательным обогащением истца. В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что на данные момент ответчиком отчет о расходовании средств не представлен, денежные средства не возвращены. Решение Ленинского районного суда от 19 июля 2011 года о возложении на ответчика обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом ответчиком не исполнено. Ответчик Агафонов А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательства уважительности причин неявки не предоставил, об отложении дела не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика. Представитель третьего лица ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица. Суд, выслушав прокурора, изучив и исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-1565/11 по иску прокурора к Агафонову А.В. о возложении обязанности, пришел к следующему. Постановлением Правительства УР от 24.02.2009 № 33 утверждена Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год (Программа). Порядок и условия предоставления бюджетных средств на реализацию Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики установлен Постановлением Правительства УР от 16.03.2009 № 50 «Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетных средств на реализацию Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год» (Постановление Правительства УР от 16.03.2009 №50). В соответствии с п. 1 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 реализация мероприятий Программы обеспечивается за счет средств, поступающих из федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики в виде субсидии, а также за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Согласно п. 5, п. 6 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 к исполнителям Программы относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане из числа безработных и ищущих работу. Условия получения бюджетных средств по каждому мероприятию Программы установлены в разделах II - V Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50. В соответствии с разделом V Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 безработному гражданину, организующему собственное дело с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, и безработному гражданину, организующему собственное дело путем создания юридического лица предоставляются бюджетные средства на возмещение затрат, связанных с развитием малого предпринимательства и самозанятости. Согласно п. 20 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 Бюджетные средства предоставляются исполнителю Программы на основании договора, заключаемого между исполнителем Программы и центром занятости населения. Пунктом 63 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 предусмотрено, что для осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, а также исполнением обязательств, предусмотренных договором о предоставлении бюджетных средств, исполнитель Программы представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом в сроки, предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств. В судебном заседании установлено, что 16 сентября 2009 года между Агафоновым А.В. и ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» заключен договор № 20-102 о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия предпринимательской деятельности (Договор о предоставлении бюджетных средств). Согласно указанному договору Агафонову А.В. предоставлены бюджетные средства для организации предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>. выделены из средств федерального бюджета, <данные изъяты>. – из средств бюджета Удмуртской Республики. Согласно пункту 2.1.4 Договора о предоставлении бюджетных средств Агафонов А.В. обязан представить в ГУ УР «Центр занятости населения г.Ижевска» в срок до 1 декабря 2009 года отчет о затратах, произведенных в соответствии с бизнес-планом, на организацию предпринимательской деятельности. Денежные средства перечислены Агафонову А.В. 1 октября 2009 года в полном объеме, 22 сентября 2009 года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Данные обстоятельства подтверждаются договором, выписками из приказа № 600182 от 28.09.2009 г. об оказании финансовой помощи ответчику, платежными поручениями № 1985 и 1986 от 1.10.2009 г. о перечислении денежных средств, выпиской из ЕГРИП, свидетельством о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и никем не оспариваются. Иск о взыскании с ответчика денежных средств предъявлен на основании ст.1102 ГК РФ. Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Применительно к вышеприведенной норме обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые и составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения. Условиями возникновения неосновательного обогащения являются следующие обстоятельства: приобретение имущества имело место, приобретение произведено за счет другого лица (за чужой счет), приобретение имущества произошло неосновательно. Лицо, обратившееся в суд с требованием о возврате неосновательного обогащения, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца и размер неосновательного обогащения, остальные имеющие значение юридические обстоятельства подлежат доказываю ответчиком, в том числе, наличие оснований для сбережения денежных средств. Как следует из договора, между Центром занятости и Агыфоновым А.В. возникли обязательства, в соответствии с которыми Центр занятости оказал ответчику финансовую помощь за счет бюджетных средств для организации предпринимательской деятельности, а ответчик взял на себя обязательство организовать предпринимательскую деятельность согласно бизнес-плану и предоставить отчет о целевом использовании предоставленных средств. Анализируя положения заключенного между сторонами договора, суд приходит к выводу, что наличие оснований для сбережения Агафоновым А.В. денежных средств наступает только в случае предоставления им отчета о целевом использовании средств, об этом также свидетельствует предусмотренное договором право Центра занятости на взыскание с Агафонова А.В. оказанной ему финансовой помощи в случае невыполнения им условий о предоставлении отчета (п.4.4 договора). Факт получения денежных средств из федерального и республиканского бюджетов и их размер ответчиком не оспаривается. В нарушение ст.56 ГПК РФ, доказательств о расходовании денежных средств по целевому назначению ответчиком суду не представлено. Согласно п. 68 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50, исполнители Программы обязаны возвратить предоставленные бюджетные средства в следующих случаях: 1) бюджетные средства использованы на цели, не предусмотренные Договором о предоставлении бюджетных средств; 2) бюджетные средства не израсходованы в течение срока действия Договора о предоставлении бюджетных средств. При таких обстоятельствах, суд считает, что сбережение ответчиком имущества произошло неосновательно, поскольку ответчиком условия договора о предоставлении отчета, дающие основание для правомерности сбережения денежных средств, не исполнены, в связи с чем, ответчик обязан возвратить переданные ему по договору о предоставлении бюджетных средств денежные средства, однако незаконно их у себя удерживает, то есть имеет место неосновательное обогащение ответчика. Таким образом, а также учитывая, что доказательств их возврата в соответствующий бюджет ответчиком суду не представлено, исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Поскольку источником финансового обеспечения Агафонова А.В. являлись средства федерального бюджета и средства бюджета Удмуртской Республики, взысканная с ответчика сумма подлежит перечислению соответственно в федеральный и республиканский бюджет в размере <данные изъяты>. и <данные изъяты> руб. соответственно. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Иск прокурора Устиновского района г. Ижевска УР, действующего в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики, к Агафонову А.В. о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить. Взыскать с Агафонова А.В. в счет возмещения полученных бюджетных средств <данные изъяты>., из них в доход федерального бюджета – <данные изъяты>., в доход бюджета Удмуртской Республики – <данные изъяты> Взыскать с Агафонова А.В. в местный бюджет госпошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца с подачей жалобы через районный суд. Председательствующий судья: Рябов Д.Н.