2-340/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 марта 2012 года г.Ижевск Федеральный Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе председательствующего судьи Рябова Д.Н., при секретаре Марковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 60, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 170, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 167, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 84, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 117, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Прогимназия «Липовая роща», Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г. Ижевска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ Детский сад № 60, Администрации МО «Город Ижевск». Просил признать незаконным бездействие МБДОУ Детский сад № 60, выражающееся в не создании и не ведении официального сайта в сети Интернет, возложить на МБДОУ Детский сад № 60 обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать официальный сайт в сети Интернет, и разместить на нем следующую информацию: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса; об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; 2) копии: документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. В целях обеспечения надлежащего финансирования расходов по созданию официального сайта в сети Интернет МБДОУ Детский сад № 60 прокурор просил возложить данную обязанность на Администрацию МО «Город Ижевск». Иск мотивирован тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено нарушение действующего законодательства МБДОУ Детский сад № 60, в частности, данным учреждением не исполняется возложенная законом обязанность по созданию и ведению официального сайта, содержащего информацию о деятельности учреждения, тем самым, детский сад не соблюдает требование открытости и доступности указанной информации. Иск направлен в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку бездействием детского учреждения нарушаются права несовершеннолетних и их законных представителей на получение своевременной и достоверной информации о деятельности образовательного учреждения. Администрация МО «Город Ижевск» несет субсидиарную ответственность по обязательствам детского сада при недостаточности денежных средств, находящихся в его распоряжении. С аналогичными исками прокурор обратился к МБДОУ Детский сад № 170, МБДОУ Детский сад № 167, МБДОУ Детский сад № 84, МБДОУ Детский сад № 117, МБОУ Прогимназия «Липовая роща». Определением суда от 29 декабря 2011 года указанные иски объединены в одно производство. В ходе производства по делу в соответствии со ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечено Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска. В судебном заседании прокурор Ленинского района г.Ижевска исковые требования к МБДОУ Детский сад № 60, а также к Администрации МО «Город Ижевск» не поддержал, пояснил, что детским садом № 60 официальный сайт создан, Администрация г.Ижевска не несет субсидиарную ответственность по обязательствам детских садов. Исковые требования к МБДОУ Детский сад № 170, МБДОУ Детский сад № 167, МБДОУ Детский сад № 84, МБДОУ Детский сад № 117, МБОУ Прогимназия «Липовая роща» поддержал в полном объеме, просил установить детским садам срок для создания сайтов – до сентября 2012 года. Представитель ответчика Администрации МО «Город Ижевск» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В материалах дела имеется отзыв представителя ответчика на иск, в котором он просит отказать в удовлетворении иска к Администрации по тем основаниям, что по правоотношениям, возникшим после 1 января 2011 года, Администрация не несет субсидиарную ответственность по обязательствам детских садов. В исках к детским садам о возложении обязанности по созданию сайтов также просил отказать, поскольку до настоящего времени порядок по созданию сайтов Правительством РФ не установлен, в связи с чем, в качестве сайта детскими садами используется официальный сайт учредителя – izh.ru., куда каждый из детских садов на свою страницу обязан вносить информацию в части своего учреждения. Представитель МБДОУ Детский сад № 60, МБДОУ Детский сад № 170, МБДОУ Детский сад № 167, МБДОУ Детский сад № 84, МБДОУ Детский сад № 117, МБОУ Прогимназия «Липовая роща» ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Представитель третьего лица Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г.Ижевска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица. Выслушав пояснения процессуального истца, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании установлено, что в ноябре 2011 года прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения дошкольными образовательными учреждениями Ленинского района г.Ижевска требований федерального законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в не создании и не ведении МБДОУ Детский сад № 60, МБДОУ Детский сад № 170, МБДОУ Детский сад № 167, МБДОУ Детский сад № 84, МБДОУ Детский сад № 117, МБОУ Прогимназия «Липовая роща» официального сайта дошкольного учреждения в сети «Интернет». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом. Пунктом 25 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относятся создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет. За невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения, последнее несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии с пунктами 1-4 части 4 ст.32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования); о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования); о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; 2) копии: документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. Вышеуказанная информация подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений. Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.32 Закона РФ «Об образовании»). Данная обязанность по созданию официального сайта дошкольного образовательного учреждения была введена Федеральным законом №293-ФЗ от 8.11.2010 года, вступившим в действие с 1.01.2011 года. Какие-либо переходные положения, предоставляющие возможность детским садам отсрочить создание сайта до определенного времени, в том числе до установления постановлением Правительства РФ порядка размещения и обновления информации на сайте в сети Интернет, данным законом не предусмотрены. Таким образом, с 1 января 2011 года детские сады обязаны создать свои официальные сайты в сети Интернет. Сайт представляет собой совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в сети Интернет, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). Домен, или доменное имя, которое необходимо зарегистрировать, представляет собой зону или область пространства в Интернете, идентифицируемую словесным названием сайта, которое начинается с аббревиатуры www (WorldWideWeb) и заканчивается указанием страны (например, в России -. ru). Регистрация домена означает занесение информации об имени и области в сети в центральную базу данных и является необходимой, поскольку доменное имя должно быть уникальным, в силу чего принадлежность одного и того же доменного имени разным организациям не допускается. Создатели сайта и информации на нем несут как гражданско-правовую, так и административную, уголовную ответственность за размещаемую информацию. Передача прав на использование доменного имени может быть осуществлена на основании лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ). Такой договор между Администрацией г.Ижевска и образовательными учреждениями не заключался. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ст. 13) устанавливает, что информация о государственных органах, размещаемая в сети Интернет, должна содержать информацию об органе, в том числе: наименование, структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб; сведения о полномочиях, задачах, функциях структурных подразделений с указанием нормативных правовых актов, которые их определяют (такая же информация предоставляется о подведомственных организациях); сведения о руководителях государственных органов и органов местного самоуправления, его структурных подразделений; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения об учрежденных средствах массовой информации. Таким образом, на официальном сайте органа местного самоуправления также должна быть размещена информация об образовательных учреждениях, месте их нахождения, наличии у них лицензии и т.п. В этом случае ведение странички образовательного учреждения на сайте может быть поручено и ответственным лицам учреждения. Однако создание такого сайта органом местного самоуправления не подменяет обязанность по созданию образовательными учреждениями отдельного официального сайта, не обеспечивает полное использование Интернет ресурса, его динамичность и интерактивность в целях получения полной, достоверной и своевременной информации родителями, а также любым пользователем об учреждении, педагогическом составе, его квалификации, образовательных программах, наличии лицензии на осуществлении образовательной деятельности, размере платы за оказываемые платные услуги, об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся, о материально-техническом обеспечении детского сада и другом, возможности онлайн- общения с администрацией и педагогами-воспитателями о ребенке и т.п. Более того, действующим Законом РФ «Об образовании» предусмотрено ведение именно официального сайта образовательного учреждения, а не просто размещение образовательным учреждением информации в сети Интернет, что, действительно, позволило бы образовательным учреждениям размещать сведения на информационных ресурсах Администрации г.Ижевска, доступ к которым осуществляется через ее официальный сайт в сети Интернет. При таких обстоятельствах, законом предусмотрено создание официального сайта непосредственно образовательным учреждением, использование сайтов иных государственных и муниципальных органов для размещения информации о своем учреждении законом не предусмотрено. В связи с этим, суд не принимает доводы представителя Администрации г.Ижевска об использовании детскими садами единого сайта органа местного самоуправления, размещение на нем информации об образовательном учреждении, не является в полной мере соблюдением требований открытости и доступности в полном объеме информации об образовательном учреждении согласно требованиям закона. Кроме того, из представленных в материалах дела распечаток страниц образовательных учреждений (скриншота) следует, что последние в полном объеме информацию, предусмотренную частью 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» об образовательном учреждении для открытого доступа граждан не содержат. Так, отсутствуют сведения о структуре дошкольного образовательного учреждения, о персональном составе педагогических работников с указанием образования и квалификации, дата создания образовательного учреждения, сведения о материально-техническом обеспечении, копии документов, подтверждающих наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, отчеты о результатах самообследования, перечень платных услуг и тарифы на оказываемые платные услуги и др. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку детские образовательные учреждения являются публичными местами, интерес к их деятельности может проявить любой гражданин при выборе образовательного учреждения для своего ребенка, либо заинтересованный в устройстве на работу, данный круг лиц нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них, в связи с чем, в целях защиты прав неопределённого круга лиц прокурор вправе обратиться в суд с данными исками. На основании вышеизложенного, судом установлен факт отсутствия в сети Интернет, на момент рассмотрения данного дела, официальных сайтов образовательных учреждений МБДОУ Детский сад № 170, МБДОУ Детский сад № 167, МБДОУ Детский сад № 84, МБДОУ Детский сад № 117, МБОУ Прогимназия «Липовая роща», что не соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании» (ст.32), и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурора в части требований к МБДОУ Детский сад № 170, МБДОУ Детский сад № 167, МБДОУ Детский сад № 84, МБДОУ Детский сад № 117, МБОУ Прогимназия «Липовая роща» подлежат удовлетворению в полном объеме. Из смысла ст.3 ГПК РФ следует, что судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права, свободы или законные интересы. Принимая во внимание, что иск прокурором в отношении МДОУ Детский сад № 60, Администрации МО «Город Ижевск» не поддержан, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в отношении данных ответчиков. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 170, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 167, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 84, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 117, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Прогимназия «Липовая роща» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить. Тот же иск к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 60, Администрации Муниципального образования «Город Ижевск» - оставить без удовлетворения. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 170, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 167, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 84, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 117, Муниципального бюджетного образовательного учреждения Прогимназия «Липовая роща», выражающееся в непринятии мер по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет». Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 170, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 167, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 117, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Прогимназия «Липовая роща» в срок до сентября 2012 года принять меры по созданию в сети Интернет официального сайта образовательного учреждения и разместить на нем следующую информацию: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; 2) копии: документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца с подачей жалобы через районный суд. Мотивировочная часть решения изготовлена 26 марта 2012 года. Судья: Рябов Д.Н.