решение о признании права собственности



Дело № 2- 390/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2012 года г.Ижевск

Федеральный Ленинский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Юдиной Е.В.,

при секретаре Закировой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банникова О.Ю. к Центральному региональному управлению жилищным обеспечением Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Банников О.Ю, обратился в суд с иском к Центральному региональному управлению жилищным обеспечением Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу <адрес> <адрес> Требования мотивированы тем, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Банников О.Ю. является нанимателем спорного жилого помещения. Вместе с ним в квартире проживают члены его семьи – супруга Банникова Е.В., совершеннолетние дети – Банников А.О., Банников Д.О. Истец намерен приватизировать квартиру, однако ответчиком в этом было отказано. Считает отказ незаконным. Истец ранее право на участие в приватизации не использовал.

В судебном заседании Банников О.Ю. поддержал в полном объеме. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил. Суду пояснил, что он и члены его семьи в приватизации не участвовали.

Третье лицо Банникова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, показала, что по адресу: <адрес> <адрес> зарегистрирована. В приватизации участвовать не желает, ранее в приватизации не участвовала.

Третье лицо Банников Д.О. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, не возражал против удовлетворения исковых требований. Показал, что проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес> В г.Москва у него временная регистрация. В приватизации участвовать не желает, ранее не участвовал.

Третье лицо Банников А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представители ответчиков Центрального регионального управления жилищным обеспечением Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьего лица.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 298 ГК РФ учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, вправе отчуждать и распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника.

В силу ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 года № 1541-1 в редакции 11.06.2008г. (далее – Закон о приватизации) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно ст. 8 указанного закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец уволен с военной службы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4.12.2008 года № 902 являлся военнослужащим, в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим право на приобретение жилья. В целях обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению по организационно-штатным мероприятиям, увольнению в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и состоянию здоровья за счет бюджетных средств Министерства обороны РФ приобретены нежилые помещения во вновь построенном <адрес>.

С истцом Банниковым О.Ю. заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поквартирной карточке на занимаемое жилое помещение, в квартире проживают истец и члены его семьи: супруга Банникова Е.В., совершеннолетние дети – Банникова А.О., Банников Д.О., которые зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом в адрес ФГКЭУ "Сарапульская КЭЧ района" направлено письмо о передаче в собственность занимаемого жилого помещения на основании договора социального найма. На данное обращение истца начальником ФГКЭУ Сарапульская КЭЧ района" истцу Банникову О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что квартиры, приобретенные для нужд Министерства обороны РФ с целью обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с ОШМ, по состоянию здоровья и по достижении предельного возраста постоянными жилыми помещениями, предлагается два варианта: оформление жилого помещения в собственность нанимателя в порядке приватизации на основании согласия Министерства обороны РФ или признание за нанимателем права собственности в судебном порядке. Согласно письму руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 27.07.2010 года оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации возможно при наличии согласия Министерства обороны РФ, как собственника жилых помещений, договора социального найма и документов, подтверждающих права нанимателей документов или в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года М 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в отношении жилищного фонда установлен особый порядок приватизации. Согласно определению, данному в законе, приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда – это бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений. Отчуждение заселенного государственного жилищного фонда путем, как бесплатной передачи, так и путем выкупа, в собственность юридических лиц имеет категорический законодательный запрет. Заселенный жилищный фонд государственной собственности подлежит приватизации исключительно одним способом – путем бесплатной передачи гражданам, занимающим жилые помещения на условиях найма.

Право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от бездействия органов по осуществлению документального оформления соответствующих договоров. Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеются обременения прав на это имущество. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанное жилое помещение обременений или ограничений в правах не зарегистрировано.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.11 указанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Банников О.Ю. не реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, других жилых помещений в собственности или на условиях социального найма не имеет.

Из представленных истцом в суд сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике усматривается, что спорное жилое помещение объектом приватизации гражданами не являлось. Истец обладает правом пользования занимаемым жилым помещением. Согласие всех совершеннолетних членов семьи на приватизацию занимаемого ими жилья получено, что подтверждается их объяснениями в судебном заседании, а также в представленных суду заявлениях. При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Закона о приватизации истцы имеют право на бесплатную передачу в собственность занимаемого им жилого помещения.

С учетом того, что занимаемое истцом жилое помещение находится в государственной собственности Российской Федерации, передано Банникову О.Ю. на условиях договора социального найма, истец не утратил право на приватизацию жилого помещения, имеются основания для его передачи в собственность истцу в порядке приватизации. Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров о приватизации жилого помещения нарушает права истца и членов его семьи на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.

Согласно ч.2 ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Неисполнение наймодателем и государственными органами требований истца о передаче в собственность занимаемого жилого помещения не должно служить препятствием в реализации его прав, гарантированных Конституцией. Если государство устанавливает в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право граждан на жилище, на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить равные правовые условия и возможность для реализации этого права. В связи с чем суд приходит к выводу, что семья истца обладает столь же законным правом на безвозмездное приобретение в собственность занимаемых ими жилых помещений, в порядке и на условиях, предусмотренных Законом. Отказ в приватизации, фактически означал бы установление различий в праве на приватизацию и закрепление неравенства прав граждан, что противоречит ст.19 (часть 1 и 2) Конституции РФ, провозглашающей равенство прав и свобод граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда « О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 года № 8 требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Ст.12 ГК РФ закрепляет 11 способов защиты гражданских прав. Этот перечень не является исчерпывающим, норма ст.12 допускает использование и иных предусмотренных законом способов защиты. Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абз.2 ст.12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве. Признание судом принадлежности права конкретному лицу исключает возникающие сомнения в наличии у него субъективного права.

Таким образом, поскольку по независящим от истца причинам, он, имея право на приватизацию занимаемого жилья, не может его реализовать, истец вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на изолированное жилое помещение в порядке приватизации.

При таких обстоятельствах, суд усматривает основания для признания права собственности на <адрес> за истцом Банниковым О.Ю., поскольку остальные члены семьи от участия в приватизации отказались.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Банникова О.Ю. к Центральному региональному управлению жилищным обеспечением Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Банниковым О.Ю. право собственности на жилое помещение, расположенного по адресу <адрес> <адрес>

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав собственности на данное жилое помещении за истцом.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем принесения кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 марта 2012 года.

Судья Е.В. Юдина