Дело № 2-286/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 марта 2012 года Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Кузьминой Т.П., с участием прокурора Нуркаева З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № №, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад № № детский сад № № Центр развития ребенка - детский сад № № детский сад комбинированного вида № №; муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № № о признании бездействия по несозданию и неведению сайта в сети «Интернет» незаконным, возложении обязанности на ответчиков по созданию сайта в сети «Интернет» и размещении на нем информации в соответствии с законом, возложении обязанности на Администрацию муниципального образования г.Ижевск по надлежащему финансированию расходов по созданию официального сайта в сети «Интернет» детскими садами, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г. Ижевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям детским садам общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № №, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям детским садам № №, муниципальному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № №, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад № № муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № <адрес>, Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, а именно просил признать бездействие вышеуказанных дошкольных учреждений по не созданию и не ведению официального сайта в сети «Интернет» незаконным, и обязать дошкольные учреждения в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем следующую информацию: в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года, 2) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг, на Администрацию МО «Город Ижевск» возложить обязанность по надлежащему финансированию расходов по созданию официального сайта в сети «Интернет» указанных дошкольных учреждений. Исковые требования прокурора мотивированы следующими обстоятельствами. Прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения дошкольными образовательными учреждениями, находящимися на территории Ленинского района г.Ижевска, требований федерального законодательства об образовании, в ходе которой были выявлены их нарушения в деятельности указанных дошкольных учреждений. Так пунктом 25 части 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относятся создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет», в свою очередь по результатам проверки установлено отсутствие у указанных дошкольных учреждений официального сайта, в связи с чем не соблюдается требование доступности и открытости информации. Поскольку Учредителем дошкольных учреждений является Муниципальное образование «город Ижевск» в лице Администрации города, то последний при недостаточности средств у дошкольных учреждений на создание официального сайта в сети «Интернет» обязан обеспечить финансирование указанных расходов. В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил обязать дошкольные образовательные учреждения создать официальный сайт в сети «Интернет» в срок до 1 сентября 2012 года, требования к Администрации МО «Город Ижевск» в отношении дошкольных учреждений №№ № не поддержал. Представитель муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений детских садов Клепцова К.С., действующая на основании доверенностей от 19.12.2011 г. сроком на 1 год, уточненные исковые требования прокурора о понуждении дошкольных образовательных учреждений №№ № создать официальный сайт в сети «Интернет» в срок до 1 сентября 2012 года признала в полном объеме. Правовые последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) ответчику разъяснены и понятны. Суд принимает признание представителем ответчика исковых требований прокурора Ленинского района г. Ижевска, поскольку данное признание не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, кроме того, у суда нет сомнений в том, что данное признание сделано не с целью сокрыть действительные обстоятельства дела, либо под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения. Признание представителем ответчика исковых требований прокурора Ленинского района г. Ижевска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика. Представитель ответчика Администрации МО «Город Ижевск» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - Администрации МО «Город Ижевск» в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ). Выслушав прокурора, учитывая признание иска представителем ответчика Клепцовой К.С., изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения дошкольными образовательными учреждениями требований федерального законодательства об образовании, в ходе которой выявлены их нарушения, выразившиеся в не создании и не ведении официального сайта в сети «Интернет». Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, В связи с тем, что детские дошкольные образовательные учреждения являются публичными местами, интерес к деятельности которых может проявить любой гражданин при выборе дошкольного учреждения для своего ребенка, либо заинтересованный в устройстве на работу, данный круг лиц нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них. Таким образом, в целях защиты прав неопределённого круга лиц В соответствии с Уставами дошкольных учреждений, данные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законом РФ «Об образовании» и другими законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и т.д. Пунктом 25 части 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» установлено, что к компетенции образовательного учреждения относятся создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет». За невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательного учреждения, последнее несет ответственность в установленном законодательством Российской федерации порядке. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно обеспечивать открытость и доступность следующей информации: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года, 2) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" вышеуказанная информация, подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети "Интернет" и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений. Порядок размещения в сети "Интернет" и обновления информации об образовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации. Обязанность по созданию официального сайта дошкольного образовательного учреждения была введена Федеральным законом №293-ФЗ от 8.11.2010 года, который вступил в действие с 1.01.2011 года. Следовательно, после вступления в силу закона РФ № 293-ФЗ, то есть с 1 января 2011 года федеральным законом установлена обязанность образовательного учреждения создать и вести официальный сайт в сети Интернет, на котором учреждение обязано размещать информацию, указанную в п. 4 ст. 32 Закона РФ № 3266-1 и обновлять ее. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" вводит понятие официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Под ним понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления (ст. 1). Вместе с тем под ним следует понимать совокупность связанных между собой страниц (электронных документов, файлов) частного лица или хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя, организации), объединенных в компьютерную сеть под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). В то же время указанный закон не регулирует правоотношения с муниципальными бюджетными и казенными учреждениями. Согласно письма Муниципального учреждения «Центр дошкольного образования и воспитания» Ленинского района г.Ижевска следует, что на официальном сайте МО «Город Ижевск» www.izh.ru созданы страницы дошкольных образовательных учреждений Ленинского района г.Ижевска, дошкольные учреждения подключены к сети «Интернет», имеется электронная почта. Тем не менее, действующим Законом РФ «Об образовании» предусмотрено создание сайта непосредственно образовательным учреждением, использование же сайтов иных государственных и муниципальных органов для размещения информации о своем учреждении законом не предусмотрено. Таким образом, заполнение страницы на сайте www.izh.ru и размещение на ней информации, не является в полной мере соблюдением требований открытости и доступности в полном объеме информации об образовательном учреждении согласно требованиям закона. Создание такого сайта органом местного самоуправления не подменяет обязанность по созданию детскими дошкольными учреждениями отдельного официального сайта, не обеспечивает полное использование Интернет ресурса, его динамичность и интерактивность в целях получения полной, достоверной и своевременной информации родителями, а также любым пользователем об учреждении, педагогическом составе, его квалификации, образовательных программах, наличии лицензии на осуществлении образовательной деятельности, размере платы за оказываемые платные услуги, об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся, о материально-техническом обеспечении детского сада и другом, возможности онлайн-общения с администрацией и педагогами-воспитателями о ребенке и т.п. Кроме того, согласно представленных в материалах дела распечаток страниц дошкольных образовательных учреждений (скриншота) следует, что последние в полном объеме информацию, предусмотренную частью 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» об образовательном учреждении для открытого доступа граждан не содержат. Так, отсутствуют сведения о структуре дошкольного образовательного учреждения, о персональном составе педагогических работников с указанием образования и квалификации, дата создания образовательного учреждения, сведения о материально-техническом обеспечении, копии документов, подтверждающих наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, отчеты о результатах самообследования, перечень платных услуг и тарифы на оказываемые платные услуги и др. Таким образом, имеются основания для удовлетворения требований прокурора. Поскольку в соответствии со статьей 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества, а также учитывая, что учредителем муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № № является Муниципальное образование «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска, то требования прокурора о возложении обязанности по финансированию расходов по созданию официального сайта в сети «Интернет» при недостаточности собственных средств у дошкольного образовательного учреждения детский сад IV вида № № являются подлежащими удовлетворению в части: возложения субсидиарной ответственности на Администрацию города Ижевска по обязательствам данного казенного учреждения по созданию сайта в сети «Интернет». Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При таких обстоятельствах и учитывая, что прокурором исковые требования в части возложения субсидиарной ответственности в отношении бюджетных учреждений в судебном заседании не поддержаны, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Администрацию МО «Город Ижевск» по надлежащему финансированию расходов по созданию официального сайта сети «Интернет» для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие по не созданию и не ведению официального сайта в сети «Интернет» муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад № № детский сад № №, Центр развития ребенка - детский сад № № детский сад комбинированного вида № № муниципальным казенным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № № Обязать муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № № детский сад № № детский сад № № Центр развития ребенка - детский сад № № детский сад комбинированного вида № № муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № № в срок до 1 сентября 2012 года создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем следующую информацию в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»: 1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям); об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года, 2) копии документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг. При недостаточности собственных денежных средств у муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида №, возложить субсидиарную ответственность по его обязательствам по созданию официального сайта в сети «Интернет» на Администрацию Муниципального образования «<адрес>». Отказать в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Администрацию МО «<адрес>» по надлежащему финансированию расходов по созданию официального сайта сети «Интернет» для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №, детский са<адрес>, детский са<адрес>, Центр развития ребенка - детский са<адрес>, детский сад комбинированного вида №; Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2012 года. Судья: Л.В.Москалева
неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.