Дело № 2-1170/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июля 2012 года г. Ижевск Ленинский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи И.В.Савченковой, при секретаре Р.М. Салаховой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Н.В. о признании незаконным отказа Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, У С Т А Н О В И Л : Р.Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ Администрации г. Ижевска) № 01-07/65 от 19.01.2012г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи, возложении обязанности выдать разрешение на строительство. Требования мотивированы тем, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, общей площадью 918 кв.м. В связи с необходимостью возведения нового жилого дома на вышеуказанном участке, она обратилась в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, предоставив все необходимые для этого документы. 29.11.2011г. получен ответ из ГУАиГ Администрации г.Ижевска, что выдача разрешения на строительство индивидуального жилого дома взамен существующего не представляется возможным, поскольку земельный участок расположен в зоне Д1-1 –Зоне многофункциональной общественно-деловой застройки. Кроме того, ее земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Полагает данный отказ незаконным, поскольку он ограничивает ее права как собственника земельного участка на строительство дома, противоречит ст.ст. 13,209,260, 263 ГК РФ, ст.ст. 40, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Просит признать незаконным отказ ГУАиГ Администрации г. Ижевска №01-07/65 от 19.01.2012г., возложить на ГУАиГ Администрации г. Ижевска обязанность по устранению в полном объеме нарушенных прав путем выдачи разрешения на строительствоиндивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Определением суда от 14.02.2012 года привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике. Определением суда от 10.05.2012 года привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Федеральной бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» Заявитель Р.Н.В. в судебном заседании заявление поддержала, подтвердила доводы, изложенные в заявлении. Просила признать незаконным отказ ГУАиГ Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома № 01-07/65 от 19.01.2012г. Представитель ГУАиГ Администрации г. Ижевска А.А.С., действующий на основании доверенности от 23.01.2012г. сроком на один год, в судебном заседании пояснил, что считает отказ обоснованным и законным. Действующими правилами землепользования и застройки земельный участок заявителя находится на территориальной зоне Д1-1, для этой территории установлен регламент, где размещение жилых домов не предусмотрено. Санитарно-защитная зона была учтена при разработке Генерального плана г. Ижевска. Зона разрабатывалась для группы предприятий, находящихся на данной территории, класс опасности назвать нельзя. Сведения от предприятий не поступили, что прекращена их деятельность, сами предприятия за установлением класса опасности не обращались. Строительство зданий и сооружений предусмотрено и рассчитано генеральным планом, границы защитных зон определены согласно карте, конкретно к какому дому относится эта территория определить нельзя, земельный участок Р.Н.В. расположен на границе санитарно-защитной зоны. Представители заинтересованных лиц Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, Федеральной бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения Р.Н.В., представителя ГУАиГ Администрации г. Ижевска А.А.С., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании свидетельства о государственной регистрации права №, выданного 09.11.2009г. Р.Н.В. является собственником жилого дома, назначение: жилое, 1–этажный (подземных этажей-0), общей площадью 20,5 кв.м, инв.№ 33200, лит. А, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>. Указанный дом принадлежит ей на основании договора купли-продажи от 20.10.2009г. В соответствии со правкой ГУП УР «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» от 21.02.2012г. указанный жилой дом построен в 1976г. На основании свидетельства о государственной регистрации права №, выданного 09.11.2009г. Р.Н.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание жилого дома, общая площадь 918 кв.м, по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Р.Н.В. подано заявление в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с просьбой выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи по адресу: УР, <адрес>. 19.01.2012г. ГУАиГ Администрации г.Ижевска письмом №01-07/65 отказало Р.Н.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи по адресу: <адрес>, отказано, ввиду расположения земельного участка в зоне Д1-1 - многофункциональной общественно-деловой застройки. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевск, утвержденными решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Д1-1 строительство малоэтажных жилых домов для проживания одной семьи. Кроме того, указанный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» от 10.06.2010 № 64 участок для размещения жилых зданий должен находиться за пределами территорий санитарно-защитный зон предприятий, сооружений и иных объектов. Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами не оспариваются. В силу ч. 1 ст. 254 Главы 25 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. Статьей 255 главы 25 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявителем оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 19.01.2012г. С заявлением об оспаривании указанного решения Р.Н.В. обратилась в суд 02.02.2012 г., то есть в пределах установленного срока. Рассматривая требования заявителя по существу, суд исходит из нижеследующего. Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления. Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска. Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 (ред. от 26.10.2006) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска. Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство. Рассматривая вопрос о соответствии отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к нижеследующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику. Исходя из смысла ст.ст.2, 18, 51 Градостроительного кодекса РФ возведение индивидуального дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в рассматриваемом случае ГУАиГ Администрации гор. Ижевска в строгом соответствии с генеральными планами поселений и на основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории. В соответствии с п.3 ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГрК РФ) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Пункт 5 ст.85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Таким образом, для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ). В соответствии с п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Согласно п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст.209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В соответствии с положениями ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельных участков только в предусмотренных законом случаях. Так, Земельный кодекс РФ (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, подпункт 2 пункта 1 статьи 40 указанного Кодекса) устанавливает принцип целевого использования земельных участков. В соответствии с п.1 и п.п.4 п.2, пп. 3-6 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, и ограничение прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Системное толкование вышеперечисленных норм и статьи 280 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. В рассматриваемом случае, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав в период приобретения земельного участка в собственность не существовало, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 09 ноября 2009г., в котором имеется отметка об отсутствии зарегистрированного ограничения. К моменту разрешения спора в суде ответной стороной не представлено доказательств, подтверждающих введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку. В соответствии с Градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 18:26:041129:8 по <адрес> от 20.12.2011 земельный участок заявителя расположен в зоне Д1-1, что явилось основанием для отказа в предоставлении разрешения на строительство. В силу положений ст.44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника. Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27.11.2007 г. № 344 являются муниципальным правовым актом, не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами; определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон. В положениях ст.ст.2, 18 и 51 ГрК РФ также не содержится прямого запрета на осуществление и возведение жилого дома. Таким образом, само по себе нахождение земельного участка в зоне Д1-1 не может являться основанием для отказа в разрешении на строительство. Кроме того, заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с нахождением земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Нахождение участка в этой зоне отражено в Градостроительном плане земельного участка. В силу ст. 56 ЗК РФ в санитарно-защитных зонах устанавливаются особые условия земельных участков и режим хозяйственной деятельности. Согласно п. 2.2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории санитарно-защитных зон предприятий. По сообщению ГУАиГ Администрации г. Ижевска от 11.05.2012г. земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Центрального промышленного района г.Ижевска. Границы санитарно-защитных зон определялись специалистами научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» (г.Санкт-Петербург) в процессе подготовки проекта Генерального плана города на основании обработки исходных данных, предоставленных руководителями промышленных и коммунальных предприятий в период с 2003 по 2005г. Таким образом, границы санитарно-защитной зоны установлены не от отдельного промышленного предприятия, а от группы промышленных предприятий, расположенных на территории Центрального промышленного района города и прилегающих к нему территориях. После утверждения Генерального плана города и Правил землепользования и застройки города мониторинг действующих промышленных предприятий не проводился, предоставить информацию о классе опасности зоны не представляется возможным. Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что п. 2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 установлен запрет только на вновь предоставляемые земельные участки, отказ в разрешении на строительство по данному основанию также не может быть признан законным. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования Р.Н.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд полагает, что отказ ГУАиГ Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи заявителя является необоснованным, незаконным, поскольку нарушает права Р.Н.В., гарантированные ст.40 Конституцией РФ на жилище, в связи с чем обязывает Управление устранить допущенные нарушения, выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: УР, <адрес>. Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление Р.Н.В. о признании незаконным отказа Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство жилого дома, возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, удовлетворить. Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации гор. Ижевска от 19 января 2012 года № 01-07/65 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>. Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации гор. Ижевска устранить в полном объеме нарушение прав Р.Н.В. путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: УР, <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с подачей жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2012 года. Судья: И.В.Савченкова