Дело № 2-660/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 июля 2012 года Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре Блиновой О.В., с участием прокурора Салахова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-660/12 по иску прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики к Муханову М.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения, у с т а н о в и л: Прокурор Устиновского района г. Ижевска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Первомайский районный суд г. Ижевска с иском к Муханову М.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб., из них в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб., в доход бюджета УР – <данные изъяты>. На основании определения Первомайского районного суда г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики к Муханову М.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения направлено по подсудности в Ленинский районный суд г. Ижевска по месту регистрации ответчика. В обосновании заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой Устиновского района г. Ижевска установлено, что между Мухановым М.И. и ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия предпринимательской деятельности (Договор о предоставлении бюджетных средств), согласно которому Муханову М.И. предоставлены бюджетные средства для организации предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты> руб. – средства федерального бюджета, <данные изъяты> руб. – средства бюджета УР. Указанные денежные средства были перечислены Муханову М.И. ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. № Договора о предоставлении бюджетных средств Муханов М.И. обязан предоставить в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет о затратах, произведенных в соответствии с бизнес-планом, на организацию предпринимательской деятельности. Вместе с тем, от Муханова М.И. сведений о расходовании денежных средств по целевому назначению в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» не поступало, денежные средства в бюджет не возвращены, что свидетельствует о нецелевом использовании предоставленных бюджетом РФ и бюджетом УР средств. Своими противоправными действиями ответчик причинил ущерб бюджету РФ и бюджету УР. В судебном заседании помощник прокурора Салахов И.С. исковые требования поддержал, просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> руб., из них в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб., в доход бюджета УР – <данные изъяты> коп. Представитель истца - ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» Наймушин И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Ответчик Муханов М.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту его регистрации по месту жительства, о причинах неявку суду не сообщил, доказательства уважительности причин неявки не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Судебное извещение о времени и месте судебного заседания возвращено обратно в суд в связи с истечением срока хранения, неоднократную неявку адресата за почтовым отправлением суд расценивает как умышленное уклонение от получения судебного извещения, что свидетельствует об отказе ответчика от получения судебной корреспонденции в порядке ст. 117 ГПК РФ. При таких обстоятельствах ответчик считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав доводы сторон, изучив и исследовав материалы гражданского дела, усматривает основания для удовлетворения исковых требований исходя из следующего. Постановлением Правительства УР от 24.02.2009 № 33 утверждена Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год. Порядок и условия предоставления бюджетных средств на реализацию Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики установлен Постановлением Правительства УР от 16.03.2009 № 50 «Об утверждении Положения о порядке предоставления бюджетных средств на реализацию Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год». В соответствии с п. 1 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 реализация мероприятий Программы обеспечивается за счет средств, поступающих из федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики в виде субсидии, а также за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Согласно п. 5, п. 6 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 к исполнителям Программы относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане из числа безработных и ищущих работу. Условия получения бюджетных средств по каждому мероприятию Программы установлены в разделах II - V Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50. В соответствии с разделом V Постановления Правительства УР от 16.03.2009г. № 50 безработному гражданину, организующему собственное дело с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, и безработному гражданину, организующему собственное дело путем создания юридического лица предоставляются бюджетные средства на возмещение затрат, связанных с развитием малого предпринимательства и самозанятости. Согласно п. 20 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 Бюджетные средства предоставляются исполнителю Программы на основании договора, заключаемого между исполнителем Программы и центром занятости населения. В свою очередь п. 63 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 № 50 предусмотрено, что для осуществления контроля за целевым использованием бюджетных средств, а также исполнением обязательств, предусмотренных договором о предоставлении бюджетных средств, исполнитель Программы представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом в сроки, предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств. В ходе проведения проверки прокуратурой Устиновского района г. Ижевска установлено, что между безработным гражданином, организующим собственное дело с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя №) Мухановым М.И. и ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия предпринимательской деятельности. Согласно указанного договора Муханову М.И. предоставлены бюджетные средства для организации предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты>. – средства федерального бюджета, <данные изъяты>. – средства бюджета УР). Указанные денежные средства перечислены Муханову М.И. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается личной карточкой безработного №, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту № Договора о предоставлении бюджетных средств Муханов М.И. обязан представить в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет о затратах, произведенных в соответствии с бизнес-планом, на организацию предпринимательской деятельности. Вместе с тем, Мухановым М.И. сведений о расходовании денежных средств по целевому назначению в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлено, что свидетельствует о нецелевом использовании предоставленных бюджетом РФ, бюджетом УР денежных средств. Решением Устиновского районного суда г. Ижевска от 5 июля 2011 года на Муханова М.Н. возложена обязанность по предоставлению в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств в соответствии с бизнес-планом, выделенных по Ведомственной целевой программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда УР. Сведений о расходовании денежных средств по целевому назначению Мухановым М.И. в ГУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» на момент обращения прокурора Устиновского района г. Ижевска с иском в суд, не представлено. Не предоставление отчета по расходованным денежным средствам свидетельствует об их нецелевом использовании, что существенным образом нарушает интересы Российской Федерации, Удмуртской Республики. Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Согласно ст. 63 Постановления Правительства УР от 16.03.2009 года № 50, если исполнитель Программы добровольно не возвратит полученные бюджетные средства, бюджетные средства подлежат взысканию в судебном порядке. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. С учетом изложенного, суд считает, что ответчик своими противоправными действиями причинил ущерб бюджету Российской Федерации и бюджету Удмуртской Республики, исковые требования Прокурора Устиновского района г. Ижевска УР, действующего в защиту интересов Российской Федерации, Удмуртской Республики к Муханову М.Н. о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2 БК РФ государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов. Согласно ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 года № 17-РЗ «Об установлении границ муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории г. Ижевска УР» муниципальное образование «город Ижевск» наделен статусом городского округа. Прокурор Устиновского района г. Ижевска, обратившийся в суд с иском в защиту интересов РФ, УР на основании п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК освобожден от уплаты государственной пошлины. Исковые требования удовлетворены в полном объеме. Государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований по правилам п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты> руб. С ответчика Муханова М.Н. в бюджет муниципальное образование «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. ….. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации, Удмуртской Республики к Муханову М.Н. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить. Взыскать с Муханова М.Н. сумму неосновательного обогащения (бюджетные средства на оказание содействия предпринимательской деятельности) в размере <данные изъяты> руб., из которых - в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> коп, в доход бюджета Удмуртской Республики в размере <данные изъяты>., в доход местного бюджета муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2012 года. Судья Л.В. Москалева