о признания бездействия незаконным



Дело № 2-1145/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалевой Л.В.,

с участием прокурора Кандалинцева А.В.,

при секретаре Мельниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1145/11 по иску прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Российской Федерации, к МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей г.Ижевска, Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести изменения в Устав путем приведения его пунктов 1.10, 3.2.1, 5.1, 7.5., 7.6., 2.19 в соответствии с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ижевска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей г.Ижевска (далее по тексту – МДОУ г.Ижевска), Администрации МО «Город Ижевск» о признании незаконным бездействия по не приведению Устава МДОУ г.Ижевска, утвержденного Приказом Администрации г.Ижевска от 26.10.2009г. в соответствии с требованиями федерального законодательства, возложении обязанности по внесению изменений в Устав МДОУ г.Ижевска путем приведения его пунктов 1.10, 3.2.1, 5.1, 7.5., 7.6., 2.19 в соответствии с действующим законодательством РФ. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения дошкольными образовательными учреждениями, находящимися на территории Ленинского района г.Ижевска, требований федерального законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии, в ходе которой были выявлены их нарушения в деятельности МДОУ г. Ижевска. 29.06.2010 года прокурором района учредителю ответчика Администрации г.Ижевска, внесен протест с требованием о приведении Устава МДОУ г.Ижевска в соответствие с требованиями федерального законодательства. Однако, не смотря на ответ об удовлетворении указанного протеста прокурора, до настоящего времени его требования фактически не исполнены. Устав МДОУ г.Ижевска является основным документом, которым данное учреждение руководствуется при осуществлении своей деятельности. Его несоответствие федеральному законодательству затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку он регулирует правоотношения, отнесенные Конституцией РФ к компетенции последней.

В судебном заседании прокурор требования и доводы, изложенные в заявлении не поддержал, поскольку ответчиком в судебное заседание представлены «Изменения и дополнения к Уставу МДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей », принятые в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель ответчика МДОУ г.Ижевска Клепцова К.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что на сегодняшний день Устав МДОУ соответствует действующему законодательству.

Представитель ответчика Администрации МО «Город Ижевск» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствии в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проверки соблюдения дошкольными образовательными учреждениями, находящимися на территории Ленинского района г.Ижевска, требований федерального законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии, были выявлены нарушения требований закона в деятельности МДОУ г. Ижевска.

Приказом Администрации г. Ижевска от 26.10.2009г. утвержден устав МДОУ г.Ижевска. Отдельные положения устава не соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 27.12.2009) и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» - деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В п.п. 1.10, 3.2.1, 5.1 устава указано, что МДОУ в своей деятельности руководствуется Законом Удмуртской Республики «Об образовании».

Между тем, решением Государственного Совета УР от 16.06.2009 года – Закон УР от 06.04.2004г. № 22-РЗ «Об образовании» признан утратившим силу, следовательно ссылка на исполнение требований недействующего нормативно-правового акта является некорректной.

Пунктом 7.5 предусмотрено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, расходуются в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Учет доходов и расходов по приносящей доход деятельности учитывается на отдельном счете, кроме того, в п. 7.6 указано, что МДОУ самостоятельно распоряжается денежными средствами, переданными ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, а также средствами от приносящей доход деятельности МДОУ согласно смете доходов и расходов.

Действительно, согласно ч. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ - если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Формулировка указанной статьи позволяет отнести к рассматриваемой деятельности учреждения и некоммерческую деятельность, в том числе фандрайзинг - деятельность по привлечению дополнительных источников финансирования (пожертвований, грантов и иных безвозмездных поступлений). В этой связи к числу доходов учреждения относятся не только доходы от предпринимательской деятельности, но также и безвозмездные поступления. В связи с чем, исходя из норм ст. 251 Налогового кодекса РФ пожертвования и иные безвозмездные поступления представляют собой доход получателя. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2003 № 3-01-01/12-43 «О средствах, полученных федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности отражаются в соответствующей группе классификации доходов бюджета Российской Федерации. Таким образом, пожертвования, дары и иные безвозмездные поступления в пользу образовательной организации, созданной в организационно-правовой форме учреждения, поступают в собственность учредителя (ч. 2. ст. 298 ГК РФ).

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и иные неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

В силу статьи 62 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе и МДОУ от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым доходам местного бюджета.

Положениями ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» предусмотрено, что до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение на основе закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им вышеперечисленные средства на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения. Заключение и оплата бюджетными учреждениями договоров, подлежащих исполнению за счет указанных средств, производится в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Пунктом 19 Решения Городской думы г. Ижевска от 18.12.2009 № 578 (ред. от 16.03.2010) «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2010 год» установлено, что до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, средств бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города Ижевска, полученные от приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений, отражаются на лицевых счетах, открытых в Управлении финансов Администрации города Ижевска и расходуются этими учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями, оформленными главными распорядителями средств бюджета города Ижевска в установленном Управлением финансов Администрации города Ижевска порядке, и сметам доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными главными распорядителями средств бюджета города Ижевск, в пределах остатков средств на их лицевых счетах.

Таким образом, порядок расходования бюджетных средств МДОУ от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, установленных п.п. 7.5, 7.6 Устава не соответствуют порядку, установленному действующим законодательством.

Помимо этого, п. 2.19 устава предусмотрено, что питание детей в МДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, рекомендованным Институтом питания АМН и технико-технологическими картами для организации питания в дошкольных образовательных учреждениях, согласованными с Территориальным Управлением Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР и Администрацией города Ижевска.

Однако, в соответствии со ст. 2 и 5 Федерального закона от 30.03.1999
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается
посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, относящегося к полномочиям Российской Федерации.

Таким образом, установление санитарно-эпидемиологических норм и правил относится к компетенции Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно регулировать и устанавливать санитарно-эпидемиологические нормы и правила.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях независимо от форм собственности и их подчиненности устанавливаются и регламентируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 (вместе с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03»).

Поскольку указанные санитарно-эпидемиологические нормы и правила имеют прямое действие на территории Российской Федерации, оснований для дополнительной их регламентации локальными актами не имеется, а нормы, содержащиеся в положении пункта 2.19 устава дублируют нормы и правила, закрепленные в нем.

Кроме того, в соответствии с пунктом «г» статьи 71 Конституции РФ регулирование порядка организации и деятельности федеральных органов власти, относится к предмету ведения Российской Федерации.

В силу п.п. 5,6 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» структура
органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический
надзор, их функции, порядок осуществления деятельности и назначения
руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи, функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

Таким образом, локальным правовым актом, утвержденным органом местного самоуправления, на федеральные органы государственной власти (Управление Роспотребнадзора по УР) не могут возлагаться какие-либо обязанности, в том числе по согласованию меню и технико-технологических карт для организации питания в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, пункты 1.10, 3.2.1, 5.1, 7.5, 7.6, 2.19 Устава МДОУ г.Ижевска противоречат требованиям закона и подлежат приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

29.06.2010 года прокурором района учредителю ответчика Администрации г.Ижевска, внесен протест с требованием о приведении Устава МДОУ г.Ижевска в соответствие с требованиями федерального законодательства. Однако, не смотря на ответ об удовлетворении указанного протеста прокурора, до настоящего времени его требования фактически не исполнены.

Устав МДОУ г.Ижевска является основным документом, которым данное учреждение руководствуется при осуществлении своей деятельности. Его несоответствие федеральному законодательству затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку он регулирует правоотношения, отнесенные Конституцией РФ к компетенции последней.

Данные обстоятельства следуют из заявления, материалов дела и сторонами не оспаривались.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела в пункты 1.10, 3.2.1, 5.1, 7.5, 7.6, 2.19 Устава МДОУ г.Ижевска внесены изменения и дополнения, принятые в соответствии с требованиями действующего законодательства. В регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В уставе ответчика в пунктах 1.10, 3.2.1, 5.1 слова «Закон Удмуртской Республики» «Об образовании» исключены, п.7.6 исключен, в пункты 2.19, 7.5 внесены изменения и они изложены в новой редакции, соответствующей требованиям действующего законодательства и исполняющей требования прокурора. Указанные изменения прошли государственную регистрацию, о чем ИФНС Ленинского района гор.Ижевска выдано свидетельство о государственной регистрации от 17 мая 2011 года. Данное обстоятельство прокурором не оспаривается.

При таких обстоятельствах, поскольку заявленное прокурором изначально требование по приведению пунктов 1.10, 3.2.1, 5.1, 7.5, 7.6, 2.19 Устава МДОУ г. Ижевска в соответствие с требованиями действующего законодательства. на момент рассмотрения дела в суде исполнено, что свидетельствует о добровольном удовлетворении требований истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Российской Федерации, к МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей г.Ижевска, Администрации МО «Город Ижевск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности внести изменения в Устав путем приведения его пунктов 1.10, 3.2.1, 5.1, 7.5., 7.6., 2.19 в соответствии с действующим законодательством, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с подачей жалобы через районный суд.

Судья: Л.В.Москалева