Дело № 12-372/11 Р Е Ш Е Н И Е 21 сентября 2011 года гор. Ижевск, ул. Клубная, 70, корпус 5 Судья Ленинского районного суда гор. Ижевска УР Петрова Людмила Сергеевна при секретаре Кузьминой Татьяне Петровне, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Ижевский машиностроительный завод»(далее по тексту- ОАО «Ижевский машзавод») на постановление министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики И. №-рд/2011 от 28 июня 2011 года о привлечении ОАО «Ижевский машзавод» к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, у с т а н о в и л: Постановлением министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики И. №-рд/2011 от 28 июня 2011 года ОАО «Ижевский машзавод» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде предупреждения. Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «Ижевский машзавод» А., действующий на основании доверенности № 1Д от 11.01.2011 года подал в суд жалобу, в которой просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ОАО «Ижевских машзавод» вмененного состава административного правонарушения. Свою жалобу мотивировал тем, что в соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ состав административного правонарушения состоит в нарушении требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.13 КоАП РФ, состоит в невыполнении или нарушении законодательно установленных требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия. В постановлении по делу об административном правонарушении от 28.06.2011 года отсутствует указание на законодательно установленные требования, которые были нарушены ОАО «Ижевский машзавод». Охранное обязательство № 123 от 10.03.2005 года, заключенное с ОАО «Ижевский машзавод», так же не содержит каких-либо требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия. Более того, данное обязательство не соответствует действующим нормативным требованиям, заключено без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия. Данный вывод так же подтвержден в ходе проверки, проводимой в отношении ОАО «Ижевский машзавод» Управлением Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу в период с 23.05.2011 г. по 17.06.2011 г. По результатам проведенной проверки главным государственным инспектором Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу К. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ОАО «Ижевский машзавод» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. Постановление прокурора Ленинского района г. Ижевска о возбуждении производства об административном правонарушении от 20.05.2011 года так же не содержит ссылки на нормы права, нарушенные ОАО «Ижевский машзавод». В частности, согласно постановлению прокурора Ленинского района г. Ижевска в действиях ОАО «Ижевский машзавод» содержатся нарушения, предусмотренные пунктами 12, 26, 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года. Однако, в соответствии со статьей 63 Федерального Закона РФ от 26.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, но не позднее 31.12.2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года. Следовательно, на момент возбуждения прокурором Ленинского района г. Ижевска производства об административном правонарушении в отношении ОАО «Ижевский машзавод» указанное Положение не действовало и ссылка в постановлении прокурора Ленинского района г. Ижевска на пункты данного Положения неправомерна. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Полагает, что вина ОАО «Ижевский машзавод» не доказана. В судебном заседании представители заявителя Г., действующая на основании доверенности № Д от ДД.ММ.ГГГГ,О. действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснили, что в 2005-2008 годах ОАО «Ижевский машзавод» выполнены ремонтно-восстановительные работы на кровле памятника с заменой стропильных ферм,обрешетки восстановлением кирпичной кладки наружных стен на уровне чердака. Также письмом № 03-182/52 от -05.06.08 г., адресованному министру культуры УПР, заявитель направлял заявку на реставрацию памятника федерального значения «Главный корпус оружейного завода» на 2009 год. В настоящее время ОАО «Ижевский машзвод» находится в процессе выполнения работ, указанных в Актах Управления Росохранкультуры по Приволжскому округу и Министерства культуры, печати и информации УР. Так,ОАО «Ижевский машзавод» был проведен открытый конкурс на право заключения договора подряда на выполнение ремонтно-реставрационных работ на памятнике. По результатам проведенного конкурса (протоколы от 03.06.11 г. и 14.06.11г.) единственным участником конкурса явилось ООО «Ижевская строительная компания». Письмом от 24.06.11 г. заявитель направил в адрес ООО «Ижевская строительная компания» договор подряда на выполнение ремонтно-реставрационных работ, подписанный со стороны ОАО «Ижевский машзавод». Более того,письмом от 21.06.1 г. № 03-17/164 ОАО «Ижевский машзавод» направило в адрес министра культур, печати и информации УР заявку на участие в ФЦП «Культура России 2006-2011 годы» на 2011 год, то есть со стороны заявителя принимались все возможные действия для поддержания памятника культуры и архитектурного наследия в надлежащем состоянии. Вместе с тем, данная заявка не была удовлетворена, ввиду того, что последний не относится к объектам федеральной собственности. Именно по этой причине с 2009 года отсутствует финансирование из федерального бюджета на поддержание сохранности памятника. Также отметили, что указанные в предписаниях Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу и Министерства культуры, печати и информации УР сроки для устранения выявленных нарушений в настоящее время не истекли. В связи с чем, по результатам проведенной в отношении ОАО «Ижевский машзавод» в период с 23 мая по 17 июня 2011 года проверки, Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу вынесло определение, в соответствии с которым отказало в возбуждении административного дела по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ОАО «Ижевский машзавод». Суд, выслушав доводы представителей заявителя, пояснения специалиста министерства культуры, печати и информации УР, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, не усматриваю оснований для отмены оспариваемого постановления исходя из следующего. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Главный корпус оружейного завода, 1808-1815, 1834-1843 гг., архитектор Д.», расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Собственником Главного корпуса оружейного завода является ОАО «Ижевский машзавод». Министерством культуры Удмуртской Республики ОАО «Ижевский машзавод» выдано охранное обязательство № 123 от 10.03.2005 года на указанный объект культурного наследия. В соответствии с пунктом 26 Положения об охране и использовании памятников культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР №865 от 16.09.1982 года, а так же статьей 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 года, общей нормой статьи 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания своей собственности, в том числе, если он является объектом культурного наследия. Пунктом 2 охранного обязательства предусмотрено, что ОАО «Ижевский машзавод», как собственник Главного корпуса оружейного завода, обязуется обеспечить режим содержания памятника, а так же проводить ремонтно-реставрационные работы, консервационные и иные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с охранным обязательством. Пунктом 12 охранного обязательства предусмотрено, что ОАО «Ижевский машзавод» обязан своевременно производить поддерживающий, текущий, капитальный ремонт памятника и благоустроительные работы независимо от сезона, а так же ремонтно-реставрационные работы в сроки, предусмотренные в прилагаемом акте технического состояния. В соответствии с актами технического состояния объекта культурного наследия от 10.03.2005 г, от 28.08.2007 г., от 03.06.2008 г., от 03.06.2010 г. общее состояние объекта культурного наследия является аварийным. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ижевска 6 мая 2011 года, совместно с главным специалистом-экспертом отдела по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики В. и директором ООО «<данные изъяты>» С. привлеченным в качестве аккредитованного эксперта, был произведен технический осмотр центрального корпуса (корпус с башней) объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения Главный корпус оружейного завода. В ходе осмотра установлено, что на крыше с южного фасада центрального корпуса (корпус с башней) частично отсутствует кровельное покрытие. Период отсутствия кровельного покрытия на крыше – с 2008 года. Работы по покрытию крыши кровельным покрытием не завершены с 2008 года ввиду отсутствия финансовых средств. С северного и южного фасадов здания имеются разрушения кирпичной кладки, наблюдается выкрашивание кирпича, раствора, штукатурного слоя, разрушение архитектурных элементов (межэтажных карнизов, рустовки первого, второго этажей). Состояние отделочного слоя фасадов ограниченно работоспособное. С северной и южной стороны фасадов на цоколе имеются поверхностные разрушения кирпичной кладки, состояние аварийное. Требуется замена окон и дверей с деревянным заполнением. В наиболее худшем состоянии находится южный фасад здания. Также наблюдается разрушение кирпичной кладки стен, цоколя, отсутствует штукатурный слой на уровне первого и второго этажей здания. С северного фасада деформировано кровельное покрытие на корпусе, примыкающем с запада к центральному корпусу. Центральный корпус венчает круглая башня с колонной. Наблюдается деформирование облицовки шпиля – колонны и ее отклонение от оси. В соответствии со справкой о результатах проверки для предотвращения дальнейшего разрушения центрального корпуса необходимо выполнить следующие первоочередные работы: а) осуществить огнезащитную обработку деревянных обрешеток, огнезащитную обработку деревянных обрешеток, огнезащитную обработку металлических форм, осуществить покрытие крыши кровельным материалом; б) осуществить ремонт фасадов здания с вычинкой версты кладки стен фасадов, а так же осуществить усиление простенков стен фасадов; в) оштукатурить фасады с воссозданием архитектурных элементов фасада здания; г) осуществить ремонт оконных и дверных блоков; д) провести демонтажные и ремонтно-реставрационные работы шпиля-колонны с установкой орла с подкрестным шаром, ремонт ствола и крыши башни. Работы по сохранению Главного корпуса оружейного завода велись, начиная с 2005 года по 2008 год, по разработанной в 2007 году проектной документации «Проект реставрации памятника архитектуры Главного корпуса оружейного завода по <адрес>, 1821 г. (корпус №)» за счет средств ОАО «Ижевский машзавод» с привлечением средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики. В связи с принятием Федерального закона № 258-ФЗ от 29.12.2006 года полномочия по содержанию собственности (расходные обязательства) разграничены и финансирование из бюджетов прекращено. В связи с трудным финансовым положением у ОАО «Ижевский машзавод» собственные средства на дальнейшее проведение и завершение работ отсутствовали. Работы по сохранению объекта с 2009 года по настоящее время не велись. В результате центральный корпус (корпус с башней) объекта культурного наследия находится в аварийном состоянии. Меры, предпринимаемые ОАО «Ижевский машзавод» с 2005 года для сохранения Главного корпуса оружейного завода являются недостаточными, в результате чего возникает угроза утраты данного объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. Собственник объекта культурного наследия – ОАО «Ижевский машзавод» осуществил не в полном объеме работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством, заданием № 78, выданным Министерством культуры Удмуртской Республики на производство работ по сохранению объекта культурного наследия, ремонтно-реставрационные работы на 2008 год и решением № 61 от 10.12.2007 года, выданным Управлением Россвязьохранкультуры по Нижегородской области ввиду затруднительного финансового состояния ОАО «Ижевский машзавод». Данное обстоятельство негативно сказалось на состоянии памятника. На момент проверки и возбуждения производства по административному делу в окончательном виде объект культурного наследия «Главный корпус оружейного завода, 1808-1815, 1834-1843 гг., архитектор Д.» не отремонтирован и не отреставрирован. Право собственности ОАО «Ижевский машзавод» на данный объект не прекращено, охранное обязательство не признано недействительным. При таких обстоятельствах прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица, вынесшего справедливое постановление по делу без нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом. Наказание было назначено в соответствии с законом, в пределах минимальной санкции статьи, с учетом всех обстоятельств дела. Довод заявителя о том, что срок исполнения предписания Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу не истек, не свидетельствует об отсутствии в действиях ОАО «Ижевский машзавод» вмененного состава правонарушения по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, поскольку содержит иную объективную сторону нежели административный состав статьи 19.5 КоАП РФ, влекущий административную ответственность за невыполнений в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. С учетом изложенного полагаю необходимым постановление должностного лица Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики в отношении заявителя оставить без изменения, жалобу ОАО «Ижевский машзавод»-без удовлетворения. Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, суд р е ш и л : Постановление министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики И. в отношении ОАО «Ижевский машзавод», которое за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу ОАО «Ижевский машзавод» – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения копии решения. Судья Л.С. Петрова