статья 20.4



Дело № 12-394/11

Р Е Ш Е Н И Е

10 октября 2011 года г. Ижевск, ул. Клубная, 70, корпус 5

Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.С.,

при секретаре Кузьминой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дорониной Е.К. на постановление по делу об административном правонарушении № 03/440 (ПБ) государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. от 8 августа 2011 года в отношении Дорониной Е.К., привлеченной к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением о назначении административного наказания № 03/440 (ПБ) государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. от 8 августа 2011 года Доронина Е.К. являясь должностным лицом - руководителем предприятия ООО «<данные изъяты>» была признана виновной в нарушении требований пожарной безопасности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным постановлением, Доронина Е.К. подала в суд жалобу, в которой просит отменить вынесенное постановление, прекратив производство по делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В качестве основания жалобы указала следующее. Государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. при проведении внеплановой выездной проверки противопожарного состояния территории и помещений ОАО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: г, Ижевск, <адрес>, было установлено, что в арендуемых ООО «<данные изъяты>» помещениях также имеет место нарушение требований пожарной безопасности, которые нашли отражения в протоколах об административном правонарушении № 03/440 (ПБ), № 03/441 (ПБ), № 03/442 (ПБ) от 02.08.2011 года.

Отметила,что согласно статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. Однако в нарушении указанной статьи Закона ООО «<данные изъяты>» не было вручено распоряжение или приказ о проведении в отношении него проверки. Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило нарушение требований пожарной безопасности при проведении внеплановой выездной проверки помещений ОАО «<данные изъяты>».

В нарушении нормы статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводимая в отношении ООО «<данные изъяты>» внеплановая выездная проверка помещений с органами прокуратуры не согласовывалась.

В соответствии с пунктом 16 статьи 10 Федерального закона « 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Однако в адрес ООО «<данные изъяты>» никаких уведомлений о проведении внеплановой выездной проверки не направлялось.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В судебное заседание Доронина Е.К. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

Суд в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть жалобу Дорониной Е.К. на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель заявителя Щербаков А.И. доводы жалобы поддержал, суду дополнительно пояснил, что ООО «<данные изъяты>» было привлечено к административной ответственности по части 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>. На постановление по делу об административном правонарушении № 03/443(ПБ) от 08.08.2011 года была подана жалоба в Арбитражный суд УР. Решением Арбитражного суда УР от 22 сентября 2011 года постановление по делу об административном правонарушении № 03/443(ПБ) от 08.08.2011 отменено. Решение Арбитражного суда УР от 22 сентября 2011 года в порядке апелляционного производства не обжаловано, вступило в законную силу. Соответственно, в отношении должностного лица дело также подлежит прекращению.

Государственный инспектор Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что действительно проверка проводилась в отношении ОАО «<данные изъяты>» в целях выполнения выданного 06.08.2010 года предписания, срок исполнения которого истек 01.07.2011 года.О предстоящем проведении проверки был уведомлен генеральный директор ОАО «<данные изъяты>». В ходе данной проверки были выявлены нарушения в помещениях у ООО «<данные изъяты>»,арендуемых ООО «<данные изъяты>». В связи с выявленными нарушениями были возбуждены административные дела, виновные привлечены к административной ответственности. Директор ООО «<данные изъяты>» была уведомлена о вызове для составления протокола об административном правонарушении, она присутствовала при составлении протоколов об административном правонарушении и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, никаких возражений не высказывала.

Суд, изучив жалобу, выслушав доводы представителя заявителя Щербакова А.И., государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И., изучив и исследовав оригиналы материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении заявителя приходит к следующим выводам.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из указанных принципов законодательства об административных правонарушениях, обязанность по доказыванию законности примененного административного взыскания, в том числе, и соблюдение установленного законом порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, возложена на административный орган, вынесший обжалуемое постановление. Данная обязанность судом была разъяснена и возложена на государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору, вынесшего оспариваемое постановление.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судом установлено, что 25 июля 2011 года в 13 часов 00 минут государственным инспектором Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И. проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния территории и помещений ОАО «<данные изъяты>», расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено нарушение требований пожарной безопасности в арендуемых помещениях ООО «<данные изъяты>», за которые предусмотрена административная ответственность по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. В отношении должностного лица– директора ООО «<данные изъяты>» Дорониной Е.К. составлены протоколы № 03/440 (ПБ), 03/442 (ПБ), 03/441 (ПБ) об административном правонарушении. Должностное лицо – директор ООО «<данные изъяты>» Доронина Е.К. на основании Постановления № 03/440 (ПБ) от 08.08.2011 года государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электоустановкам зданий, сооружений и строений, электотехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность отдельно за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

25 июля 2011 года государственным инспектором Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И. с целью проверки исполнения предписания № 224/1/1-14 от 6.08.2010 г проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния территории и помещений ОАО «<данные изъяты>», расположенных по адресу: <адрес>, собственником которых является эта организация. В ходе поверки помещений и сооружений, собственником которых является ОАО «<данные изъяты>», выявлены нарушения требований и норм пожарной безопасности.

Между ООО «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты> заключены договоры аренды недвижимого имущества № 04/030/2008-520 от 1.10.2008 г и № 06-08/21-1 от 1.02.2009 г с дополнительным соглашением к ним, согласно которым часть зданий и сооружений собственник ОАО «<данные изъяты>» - арендодатель сдает в аренду ООО «<данные изъяты>» - арендатору.

В протоколах об административном правонарушении № 03/440(ПБ), 03/441 (ПБ), 03/442 (ПБ) от 2.08.2011 г. не указано в каких конкретно арендуемых помещениях обнаружены административные правонарушения, не установлено принадлежат ли на праве аренды арендатору ООО «<данные изъяты>» те помещения, сооружения, в которых обнаружены административные правонарушения.

Проверка была назначена и проведена как неплановая выездная в отношении ОАО «<данные изъяты>» для проверки исполнения им ранее вынесенного предписания, а не в отношении ООО «<данные изъяты>». В отношении ООО «<данные изъяты>» не было вынесено распоряжение руководителем надзорного органа на проведение ни плановой, ни внеплановой выездной проверки в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пункту 73 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а так же должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, являющихся в соответствии с подпунктом 2 пункта 46 настоящего Административного регламента основаниями для проведения внеплановой проверки, лицами фактически осуществляющими деятельность на объекте надзора, но в отношении которых не проводится проверка, государственным инспектором по пожарному надзору, осуществляющим проверку, готовится мотивированный рапорт на имя начальника орана ГПН о необходимости проведения внеплановой проверки.

Государственный инспектор Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И., проверяя исполнение предписания обществом ОАО «<данные изъяты>» на его объектах, обнаруживший нарушение правил и норм пожарной безопасности на арендуемых ООО «<данные изъяты>» объектах обязан был подать мотивированный рапорт своему руководителю – начальнику отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска и только после его рассмотрения, получив распоряжение о проведении какой-либо проверки, начать мероприятия государственного надзора (контроля).

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Государственный инспектор Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И. не был уполномочен руководителем в соответствии с законом на проведение проверки в ООО «<данные изъяты>», следовательно, полученные им доказательства административного правонарушения получены с нарушением закона.

Постановление по делу об административном правонарушении № 03/443 (ПБ) от 08.08.2011 г., вынесенное государственным инспектором Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И. в отношении ООО «<данные изъяты>» Решением Арбитражного суда УР от 22.09.2011 г. признано незаконным и отменено. Решение Арбитражного суда УР от 22.09.2011 г. в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.

Поскольку вина ООО «<данные изъяты>» в нарушении правил и требований пожарной безопасности не доказана, постановление по делу об административном правонарушении № 03/443 (ПБ) от 08.08.2011 г., вынесенное государственным инспектором Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И. в отношении ООО «<данные изъяты>» решением Арбитражного суда УР от 22.09.2011 г. признано незаконным и отменено, Постановление № 03/440 от 08.08.2011 года о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. в отношении должностного лица также подлежит отмене, производство по делу в отношении Дорониной Е.К. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ- прекращению.

Руководствуясь статьями 30.4-30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу Дорониной Е.К. на постановление № 03/440 от 08.08.2011 года о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. удовлетворить.

Постановление № 03/440 от 08.08.2011 года о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И. отменить, производство по делу в отношении Дорониной Е.К. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.С. Петрова