решение по делу об административном правонаршении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ



12-491/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года город Ижевск

Судья Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики Юдина Е.В., при секретаре Мельниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера ОАО «Ижленпрод» Шутов О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ижевска, проживающего по адресу: гор. Ижевск, ул. <адрес>, на постановление Государственного инспектора Ленинского района г.Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. № 03/564(ПБ) от 5 октября 2011 года, в отношении Шутова О.Ю., привлеченного к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания № 03/564 (ПБ) государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. от 5 октября 2011 года Шутов О.Ю. являясь должностным лицом - главным инженером ОАО «Ижленпрод» был признан виновным в том, что нарушил требования пожарной безопасности, то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи чем подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Шутов О.Ю. подал в суд жалобу, в которой просил признать постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. № 03/564 (ПБ) от 5 октября 2011 года незаконным, ссылаясь на то, что внеплановая выездная проверка, проведенная 30 сентября 2011 года в отношении ОАО «Ижленпрод» с целью проверки исполнения предписания органа государственного пожарного надзора № 236/1/1-20 от 31.08.2010 года, проведена с нарушением закона, а именно: ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце 3 пункта 3 части 5 настоящей статьи может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Внеплановая выездная проверка юридического лица была проведена по распоряжению № 176 от 16.09.2011 г. заместителя главного государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору К.Р.Р. без согласования с органом прокуратуры, надзорным органом не было направлено извещение в прокуратуру Ленинского района г. Ижевска.

Шутов О.Ю. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, с участием представителя по доверенности А.М.И.

В судебном заседании представитель Шутова О.Ю. – А.М.И., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы, а также письменные пояснения Шутова О.Ю., из которых следует, что постановление государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. № 03/564 (ПБ) от 5 октября 2011 года является незаконным поскольку вопросы соблюдения обязательных требований пожарной безопасности не могли быть предметом (основанием) внеплановой выездной проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска 30.09.2011 года в ОАО «Ижленпрод». Вопросы соблюдения обязательных требований пожарной безопасности согласно ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» являются основанием только плановой проверки. Согласно ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» плановые проверки проводятся на основании разработанных органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов. Отдел надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска 30 сентября 2011 года провел в ОАО «Ижленпрод» плановую проверку, не включенную в ежегодный план проведения проверок по вопросам соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Согласно п. 7 подпункта 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям относятся нарушения требований, предусмотренных ч. 3 ст. 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).

Государственный инспектор Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что 30 сентября 2011 года проводилась внеплановая выездная проверка противопожарного состояния территории и помещений ОАО «Ижленпрод» в целях выполнения, выданного 31.08.2010 года предписания, срок исполнения которого истек. В ходе данной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом – главным инженером ОАО «Ижленпрод» Шутовым О.Ю. В связи с выявленными нарушениями были составлены протоколы об административном правонарушении, возбуждено административное дело, главный инженер ОАО «Ижленпрод» Шутов О.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 руб. Шутов О.Ю. присутствовал при составлении протоколов об административном правонарушении и при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, никаких возражений не высказывал. Внеплановая проверка проведена по распоряжению № 176 от 16.09.2011 г. в связи с истечением срока выполнения предписания органа госпожнадзора от 31.08.2010 г. № 236/1/1.

Выслушав доводы представителя Шутова О.Ю., государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г., изучив и исследовав оригиналы материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении заявителя приходит к следующим выводам.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из указанных принципов законодательства об административных правонарушениях, обязанность по доказыванию законности примененного административного взыскания, в том числе, и соблюдение установленного законом порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, возложена на административный орган, вынесший обжалуемое постановление. Данная обязанность судом была разъяснена и возложена на государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору, вынесшего оспариваемое постановление.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Судом установлено, что 30 сентября 2011 года в 11 часов 00 минут государственным инспектором Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния территории и помещений ОАО «Ижленпрод», расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что должностное лицо – главный инженер ОАО «Ижленпрод» Шутов О.Ю. в помещениях и на территории нарушил требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. В отношении должностного лица – главного инженера ОАО «Ижленпрод» Шутова О.Ю. составлены протоколы № 03/561 (ПБ), 03/562 (ПБ), 03/563 (ПБ) об административном правонарушении. Должностное лицо – главный инженер ОАО «Ижленпрод» Шутов О.Ю на основании Постановления № 03/561 (ПБ) от 05.10.2011 года государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 1500 рублей, на должностных лиц – от 6000 до 15000 рублей, на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц – от 6000 до 15000 рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей, на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность отдельно за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 рублей до 4000 рублей, на должностных лиц – от 15000 до 20000 рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей, на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статья 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязывает граждан соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает ответственность должностных лиц в пределах их компетенции за нарушение требований пожарной безопасности

Согласно п. 1 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно пункта 53 подпункта 1 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а так же должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Согласно пункта 56 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а так же должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех требований в области гражданской обороны, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок исполнения которого, согласно ранее выданному предписанию по устранению нарушений, истек.

16 сентября 2011 года заместителем главного государственного инспектора Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору К.Р.Р. вынесено распоряжение о проведение внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «Ижленпрод» с целью проверки исполнения предписания органа государственного пожарного надзора № 236/1/1-20 от 31.08.2010 г., срок исполнения которого истек. 30 сентября 2011 года в 11 часов 00 минут государственным инспектором Ленинского района города Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния территории и помещений ОАО «Ижленпрод», расположенных по адресу: <адрес>, в целях выполнения, выданного 31.08.2010 года предписания, срок исполнения которого истек, в ходе которой установлено, что должностное лицо – главный инженер ОАО «Ижленпрод» Шутов О.Ю. в помещениях и на территории нарушил требований пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Суд признает несостоятельными доводы заявителя о не направлении извещения надзорным органом в прокуратуру, поскольку внеплановая проверка проведена не основанию, указанному в абзаце 3 пункта 3 части 5 ст.6.1 Закона № 69-ФЗ, а по основанию, предусмотренному п.1 части 5 ст.6.1 Закона № 69-ФЗ. Кроме того, из смысла пункта 49 Административного регламента следует, что при проведении проверки, основанием которой явилось истечение срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, согласование проведения внеплановой выездной проверки с органов прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц не требуется.

Также несостоятельными являются доводы представителя заявителя о том, что незаконности обжалуемого постановления, поскольку вопросы соблюдения обязательных требований пожарной безопасности не могли быть предметом (основанием) внеплановой выездной проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска 30.09.2011 года в ОАО «Ижленпрод».

Законодательством о пожарной безопасности, являющимся специальными нормами по отношению к Закону № 294-ФЗ, и в частности пунктом 70 Административного регламента установлена обязанность проверяющего выдать предписание по устранению нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения.

Следовательно, выявление новых нарушений требований пожарной безопасности в ходе проведения внепланового мероприятия, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение, не запрещено действующим законодательством.

Таким образом, оценивая в совокупности исследованные в суде доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности постановления № 03/561(ПБ) от 05.10.2011 года о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г., действия Шутова О.Ю. квалифицированы по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ верно, наказание назначено в соответствии с законом в пределах санкции статьи.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении от 5 октября 2011 года и прекращении производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.4-30.7 КоАП РФ, судья

Р е ш и л:

Жалобу Шутова ОЮ, на постановление Государственного инспектора Ленинского района г.Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. № 03/561(ПБ) от 5 октября 2011 года, о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности оставить без удовлетворения.

Постановление № 03/561(ПБ) от 05.10.2011 года о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, вынесенное государственным инспектором Ленинского района г. Ижевска по пожарному надзору И.М.Г. оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья : Юдина Е.В.