приговор по ст.191 ч.1 УК РФ



Дело № 1-8

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе

судьи                     Гориной И.Ю.

при секретаре             Кирсановой А.А.

с участием прокурора         Коневой С.А.

защитника                 Просвиркиной А.В. -

<данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинск-Кузнецкий 14 января 2011 года

материалы уголовного дела в отношении

БАРСУКОВА В.В., <данные изъяты>, осуждённого: 01.07.2008 года Саткинского городского суда Челябинской области по ст.73 УК РФ – с испытательным сроком 1 год,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.191 ч.2 п.б УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

    Барсуков совершил незаконное хранение природных драгоценных камней, при следующих обстоятельствах.

    <данные изъяты>

    Подсудимый Барсуков В.В. в судебном заседании свою вину признал полностью. Пояснил, что он не является индивидуальным предпринимателем и не имеет лицензии на продажу драгоценных камней и изделий из них. Около трех лет назад он был на выставке драгоценных камней, в том числе и изумрудов, поэтому имел о них представление. Осенью 2008 г. он взял в долг у своей матери 30 тысяч рублей и одолжил их У по его просьбе. У пообещал вернуть через неделю 50 тысяч рублей. Однако У деньги не вернул. 10 апреля 2009 г. он с У прибыли в <адрес> по делам и устроились на квартиру, а утром 11 апреля 2009 г. они должны были ехать каждый по своим делам, но У употребил большое количество спиртного, и утром ехать не смог. Он возмутился по поводу того, что У не зарабатывает деньги, чтобы возместить ему долг, тогда У показал ему контейнера с зелёными камнями и сказал, что он продаст данные камни и вернёт ему долг. Опасаясь того, что в нетрезвом состоянии У может утратить камни и не вернёт ему долг, он забрал у него камни, при этом он предполагал, что если У не вернёт ему долг, то он, возможно, заберёт их себе в счёт долга. Он точно не знал, являются ли камни драгоценными, но предполагал, что это природные изумруды. Утром 11.04.2009 г. он, О и И на такси выехали в <адрес> для того, чтобы договориться о покупке черного металла, который нужен был ему по работе. С собой он взял все камни, они находились у него в левом внутреннем кармане куртки. На въезде в г.Ленинск-Кузнецкий их автомобиль остановили сотрудники милиции, которые досмотрели его и в присутствии понятых изъяли все изумруды.

    Свидетель Б показала, что Барсуков В.В. - <данные изъяты>. Ей известно, что у Барсукова есть знакомый по имени М, который осенью 2008 г. неоднократно звонил сыну и просил у него денежные средства в долг. У сына денег не было, и она дала ему в долг 30 тысяч рублей. Сын сказал, что через неделю вернет 50 тысяч рублей, но не вернул. Летом 2009 г. ей позвонил М и сказал, что рассчитался с её сыном драгоценными камнями, поэтому ей ничего не должен /том 1 л.д.130-134/.

    Свидетель М показала, что сожительствует с Барсуковым В.В. Со слов матери Барсукова ей известно о том, что у Б были деньги от продажи дачного участка, и она передавала Барсукову деньги для одного из его друзей, однако долг ей не вернули /том 1 л.д. 125-129/.

    Свидетель И показал, что в начале апреля 2009 г. он, О и Б выехали из <адрес> в <адрес> на такси для приобретения металла. По дороге Б сказал, что у него с собой гарнитур из камней для супруги, и сказал, что если у него не хватит денег, чтобы заплатить за металл, то он продаст камни. В этот же день перед въездом в <адрес> автомобиль, в котором они двигались, остановили на стационарном милицейском посту, всех досмотрели. У Барсукова обнаружили и изъяли камни /том 1 л.д.100-102/.

    Свидетель Т показал, что 11 апреля 2009 г. И познакомил его и Г с Барсуковым, который рассказал о том, что он проживает на Урале, и у него на посту ГИБДД в <адрес> изъяли изумруды, которые он приобрел с целью продажи. Кроме того, Барсуков пояснил, что у него есть связи с гражданами из-за рубежа, которые и собирались купить у него изумруды /том 1 л.д. 81-86/.

    Свидетель Г показал, что в конце марта или начале апреля 2009 г. Т познакомил его с мужчиной по имени В, который приехал в <адрес> и сообщил, что он приехал в <адрес> со своим товарищем но имени М, и что они с собой привезли изумруды; 11 апреля 2009 г. он выехал из <адрес> и вез с собой семь изумрудов весом около 10 карат, которые собирался продать каким-то иностранным гражданам; на посту ГИБДД на въезде в <адрес> их остановили сотрудники милиции и изъяли у него все камни /том 1 л.д. 87-90/.

    Свидетель О показал, что в апреле 2009 г. в <адрес> мужчины из <адрес> Барсуков и М предложили ему и И выехать в <адрес> с целью покупки металла. Они согласились, и в начале апреля 2009 г. он, Б и И выехали из <адрес> и <адрес> на такси. М с ними выехать не смог, так как был пьян. В этот же лень около 14 часов их задержали на указанном автомобиле, на стационарном милицейском посту при въезде в <адрес>. У Барсукова обнаружили и изъяли камни. Барсуков В.В. сказал, что эти камни ему передал М, который с ним приехал из <адрес> /том 1 л.д. 103-107/.

    Свидетель Д показал, что работает таксистом на автомобиле <данные изъяты> в <адрес>. 11 апреля 2009 г. около 07.00 часов он повёз одного из своих клиентов по имени А и с ним еще двоих мужчин - М и Б в <адрес>. На въезде в указанный город па посту ГИБДД автомобиль остановил сотрудник милиции, попросил предъявить документы, после этого Б попросили выйти из автомобиля, затем по просьбе сотрудника милиции из автомобиля вышли М и А. Сотрудники милиции осмотрели его автомобиль /том 1 л.д.97-99/.

    Факт изъятия у Барсукова В.В. драгоценных камней и показания об этом свидетелей подтверждаются также письменными доказательствами.

    Согласно рапорту об обнаружении признаков преступления от 11 апреля 2009 г. и протоколу личного досмотра Барсукова В.В., 11 апреля 2009 г. в 14.00 час оперуполномоченным УВД по г.Ленинск-Кузнецкому в присутствии участвующих лиц К и А в помещении стационарного милицейского поста <данные изъяты> при въезде в <адрес> был произведен личный досмотр Барсукова, в левом кармане куртки которого был обнаружен и изъят сверток из полиэтилена с тремя контейнерами, в которых находились небольшие камни зеленого цвета /том 1 л.д.15,23/.

    Свидетели К и А показали, что 11 апреля 2009 г. около 14 часов они принимали участие в качестве понятых при личном досмотре пассажиров автомобиля <данные изъяты> с тремя пассажирами и водителем. Мужчина по фамилии Барсуков достал из внутреннего кармана куртки пакет, в котором было три небольших пластмассовых контейнера, сквозь пленку было видно, что внутри находятся светло-зеленые камни, 7 штук. Мужчина пояснил, что приобрел камни где-то на Урале и собирался подарить их жене. Перед началом досмотра Барсукову был задан вопрос, имеются ли у него при себе запрещенные для хранения и оборота предметы, на что он ответил отрицательно /т.1 л.д.91-92, 93-96/.

    Согласно заключению эксперта <номер> от 2 июля 2008 г., изъятые у Барсукова камни в количестве 7 штук являются драгоценными камнями - ограненными изумрудами природного происхождения, массой 1,96 карат, 1,38 карат, 1,61 карат, 1,4 карат, 0,34 карат, 0,40 карат и 3,75 карат и не имеют признаков крепления в ювелирных и бытовых изделиях /том 1 л.д. 149-158/.

    Суд полагает, что для квалификации действий подсудимого следует принимать во внимание стоимость драгоценных камней, установленную в соответствии с заключением эксперта <номер> от 01.12.2010 г. Экспертное заключение <номер> от 2 июля 2008 г. о рыночной стоимости камней в 280396,04 руб. /том 1 л.д. 149-158/ не может быть принято судом во внимание, т.к. данное заключение не содержит достаточных данных для оценки его обоснованности судом, в связи с чем по делу была назначена комиссионная геммологическая оценочная экспертиза.

    Согласно заключению комиссионной геммологической оценочной экспертизы <номер> от 01.12.2010 г., изъятые у Барсукова камни в количестве 7 штук являются драгоценными камнями - природными изумрудами, страны происхождение которых – Бразилия и Африканские страны, признаков облагораживания не имеют, пригодны для изготовления ювелирных изделий, имеют массу: 1,96 карат, 1,38 карат, 1,61 карат, 1,40 карат, 0,34 карат, 0,40 карат и 3,75 карат и не имеют признаков крепления, рыночная стоимость 7 изумрудов по наиболее низким ценам, действующим на 11.04.2009 г., по Российскому прейскуранту от 25.11.1996 г. составляет 237443,23 руб.

    Суд полагает, что при определении стоимости природных камней следует руководствоваться именно Российским прейскурантом, посколько по прейскуранту Michelsen Gemstone Index, т.к. по Российскому прейскуранту цены ниже. Наличие двух действующих прейскурантов с различными расценками порождает неустранимые сомнения, которые следует толковать в пользу подсудимого, в соответствии со ст.14 ч.3 УПК РФ.

    Оценивая исследованные доказательства каждое отдельно и в их совокупности, суд считает доказанным, что Б совершил незаконное хранение природных драгоценных камней. Совершение Барсуковым незаконной сделки с драгоценными камнями суд считает недоказанным. Факт приобретения Барсуковым драгоценных камней у У в счёт возмещения долга ничем не подтверждается, в связи с чем пояснения подсудимого в этой части не могут быть положены в основу обвинения. Показания свидетеля Б о том, что мужчина по имени М возместил Барсукову её долг драгоценными камнями также не подтверждают факта совершения Барсуковым сделки, поскольку показания Б неконкретны, в связи с чем не могут быть оценены судом на предмет относимости, кроме того, они опровергаются показаниями свидетеля М о том, что долг Б не вернули. Свидетели И,Т и Г показали, что Барсуков имел при себе драгоценные камни, которые намеревался продать. Из постановления начальника УМ <номер> УВД по <данные изъяты> от 18.02.2010 г. об отказе в возбуждении уголовного дела усматривается, что У драгоценные камни Барсукову не передавал, в возбуждении уголовного дела в отношении У отказано. Из показаний свидетелей О, Д, К и А (в совокупности с заключением эксперта) следует лишь факт того, что у Барсукова при себе находились драгоценные камни, которые были изъяты сотрудниками милиции.

    Таким образом, обстоятельства, а также время, место, способ приобретения Барсуковым природных драгоценных камней судом не установлены. Только лишь факт нахождения природных драгоценных камней у подсудимого не подтверждает совершение им незаконной сделки с ними, факт незаконного хранения природных драгоценных камней образует самостоятельный состав преступления. Признание Барсуковым в части совершения с У сделки в отношении указанных камней (изъятие их в счёт погашения долга) не подтверждается иными доказательствами и в этой связи, в соответствии со ст.77 ч.2 УПК РФ, не может быть положено в основу обвинения.

    Согласно ст.1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ в редакции от 24.07.2007 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", природные изумруды являются драгоценными камнями.

    Согласно заключению эксперта, изъятые у Барсукова камни являются природными изумрудами без признаков крепления, т.е. драгоценными камнями, к ювелирным и бытовым изделиям, а также и лому таких изделий не относятся.

    Незаконность хранения драгоценных камней следует из нарушения подсудимым требований ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" об операциях с драгоценными камнями, т.к. согласно статье 1 данного закона, хранение драгоценных камней представляет собой разновидность операций с драгоценными камнями.

    Квалифицирующий признак «в крупном размере» подлежит исключению из обвинения Барсукова, т.к. он незаконно хранил драгоценные камни в размере менее установленного законом для крупного размера (примечание к ст.169 УК РФ в редакции от 07.04.2010 г.).

    Действия подсудимого следует правильно квалифицировать по ст.191 ч.1 УК РФ как незаконное хранение природных драгоценных камней.

    При назначении Барсукову наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления. Также суд учитывает данные о личности подсудимого, который работает, положительно характеризуется, состояние его здоровья, признание подсудимым вины, раскаяние в содеянном – данные обстоятельства суд учитывает в качестве смягчающих наказание. Отягчающих наказание обстоятельств не имеется. Суд считает, что для исправления Барсукова назначение наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы либо ареста не является небходимым, следует назначить Барсукову наказание в виде штрафа. Совокупность смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает в качестве исключительных и считает возможным применить ст.72 ч.5 УК РФ Барсукова от наказания в виде штрафа полностью освободить.

    Барсуков совершил преступление небольшой тяжести в период испытательного срока по приговору Саткинского городского суда Челябинской области от 01.07.2008 года, однако с учётом личности подсудимого и содеянного им суд считает возможным не отменять условное осуждение Барсукова, а исполнять указанный приговор самостоятельно.

    Руководствуясь ст.ст.303-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

    Признать виновным БАРСУКОВА В.В. в совершении преступления предусмотренного ст.191 ч.1 УК РФ в редакции от 06.05.2010 г.

    Назначить Барсукову наказание с применением ст.64 УК РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.

    На основании ст.72 ч.5 УК РФ с учётом содержания Барсукова под стражей в период с 30.04.2009 г. по 08.04.2010 г. от назначенного наказания в виде штрафа Барсукова полностью освободить.

    На основании ст.74 ч.4 УК РФ приговор Саткинского городского суда Челябинской области от 01.07.2008 года в отношении Барсукова исполнять самостоятельно.

    До вступления приговора в законную силу мерой пресечения Барсукову оставить подписку о невыезде и надлежащем поведении, по вступлении приговора в законную силу меру пресечения отменить.

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

    Приговор может быть обжалован и принесено представление в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

    В случае рассмотрения дела судом кассационной инстанции осужденный вправе ходатайствовать о предоставлении ему защитника за счёт средств государства с последующим возмещением расходов за счёт осуждённого.

    

    Согласовано

    Судья -                                И.Ю.Горина