ст. 111 ч 4 УК Рф



Дело № 1-68

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий                                                    19 мая 2011 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Тихонова Т.В.

с участием государственного обвинителя Лозгачева С.И.

защитника Гавриловой Т.Н., предоставившей удостоверение <номер>

при секретаре Доровенко Н.М.

с участием потерпевшей Г.

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Нарышева Н.Н. в г. Ленинске-Кузнецком, регистрации не имеющего,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.111ч.4 УК РФ

У С Т А Н О В И Л:

       Подсудимый Нарышев Н.Н. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей при следующих обстоятельствах:

       28.08.2010 года в период времени с 17 часов до 22 часов, находясь в <адрес> в г. Ленинске-Кузнецком Нарышев Н.Н. на почве личных неприязненных отношений с Кз., после совместного распития спиртного, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, умышленно нанес последней не менее 5 ударов руками по голове, не менее 10 ударов по телу и конечностям и 1 удар по груди и животу, всего не менее 16 ударов, в результате чего причинил ей: сочетанную тупую травму головы, грудной клетки, живота: ссадину груди справа, семь кровоподтеков груди справа и слева, кровоподтек боковой поверхности груди слева на уровне 5-6 ребер, девять кровоподтеков правого плеча, правого предплечья, правого локтевого сустава, правой кисти, двенадцать кровоподтеков левого плечевого сустава, левого предплечья, ссадину с кровоподтеком на тыле левой кисти, пять ссадин в области спины справа и слева, четырнадцать кровоподтеков правого бедра, правого коленного сустава, правой голени, девять кровоподтеков левого бедра, левой голени, кровоподтек на тыле правой стопы, которые как каждое в отдельности, так и в совокупности, не влекут за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека; закрытую черепно-мозговую травму: левосторонняя острая субдуральная гематома( кровоизлияние под твердую мозговую оболочку левого полушария головного мозга), пять кровоизлияний в мягкие ткани головы, лица: лобную область слева, по ходу век правого глаза, с переходом на скуловую область лица, левой скуловой области лица, на верхней губе, в затылочной области головы слева, кровоподтек в лобной области спереди слева, ссадина на верхней поверхности теменной области справа, кровоподтек на веках правого глаза с переходом на скуловую область лица, ссадина правой скуловой области лица, ссадина у внутреннего края левой надбровной дуги, кровоподтек левой скуловой области лица, четыре ссадины в области левого крыла носа, верхней губы слева, у углов рта, ушибленная рана на кайме и слизистой верхней губы слева, с кровоподтеком вокруг, два кровоподтека нижней губы справа и слева, ссадина с кровоподтеком подбородка, которые расцениваются как вред здоровью средней тяжести по признаку длительности расстройства его; тупую травму груди, живота: не осложненные переломы левых ребер 11,12 по лопаточной линии, с кровоизлияниями в мягкие ткани груди, кровоподтек в области грудной клетки на уровне 7-12 ребер, со ссадинами, два разрыва капсулы и ткани селезенки, с кровоизлиянием под капсулу, в ткань селезенки, кровоизлияние в области ворот селезенки, гемоперитонеум, обильная кровопотеря, малокровие внутренних органов, данные повреждения квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

        От причиненных Нарышевым телесных повреждений Кз. в ночь на 29.08.10 года скончалась в <адрес> в г. Ленинске-Кузнецком. Смерть Кз. наступила от тупой сочетанной травмы груди, живота: не осложненных переломов левых ребер 11,12 по лопаточной линии, с кровоизлияниями в мягкие ткани груди, кровоподтека в области грудной клетки на уровне 7-12 ребер, со ссадинами, двух разрывов капсулы и ткани селезенки, с кровоизлиянием под капсулу, в ткань селезенки, кровоизлиянием в области ворот селезенки, с кровотечением в брюшную полость, что привело к обильной кровопотере- развития малокровия внутренних органов. Между телесными повреждениями и причиной смерти имеется прямая причинная связь.

       Нанося удары Кз., Нарышев не предвидел возможности наступления смерти от его действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть ее наступление.

        Подсудимый Нарышев Н.Н. в судебном заседании свою вину признал полностью и пояснил, что сожительствовал с Кз. около 2 лет. 28.08.10 года он совместно с Кз., К., О. и своей матерью Нарышевой распивал спиртное, а после их ухода в 17 часов они с Кз. остались дома по <адрес> и между ними произошла ссора, в ходе которой он разозлился на Кз. за то, что она унизила его мужское достоинство, он ударил ее в подбородок, затем в лоб, затем в бок, других ударов он не помнит, но допускает, что их могло быть и больше, после этого он ничего не помнит. Когда очнулся, у Кз. на губах была кровь, он вытер ее рукой, после чего они выпили и он уснул. Проснулся ночью, Кз. хрипела, разбудил К., пытались оказать ей первую помощь, вызвали скорую помощь, которая констатировала смерть Кз., он раскаивается в содеянном, он не желал наступления ее смерти, преступление совершил на почве употребления спиртного. Хотя он не говорил следователю о том, что нанес потерпевшей более 10 ударов, но он согласен, что от его действий потерпевшей был причинен тяжкий вред здоровью, от которого она умерла, признает, что все повреждения, обнаруженные на трупе Кз., причинил именно он, но в силу сильного опьянения помнит лишь три удара. Исковые требования потерпевшей признает в полном объеме.

      Кроме признания вины подсудимым, его виновность подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей и другими доказательствами по делу.

      Так, потерпевшая Г. пояснила, что погибшая доводилась ей родной сестрой по матери. Сестра периодически сожительствовала с Нарышевым, жили они по <адрес>, сестра вместе с Нарышевым злоупотребляла спиртным, не работала, сестра ей жаловалась, что ее избивает сожитель. Последний раз она видела сестру у их матери 16 или 17.08.10 года, у нее был синяк под глазом, она сказала, что подралась с сожителем, а 29.08.10 года от брата Ку. ей стало известно, что сестра умерла, из-за того, что в ночь с 28 на 29 августа 2010 года сестра с сожителем поссорились и он ее избил.

     Она просит суд взыскать с подсудимого материальные затраты на похороны сестры в размере 15900 рублей и компенсировать ей моральный вред в размере 100000 рублей, она настаивает на строгом наказании подсудимому.

       Свидетель О. пояснила, что после смерти Кз. стала проживать с Нарышевым по <адрес> В августе 2010 года Нарышев жил с Кз. и постоянно ее избивал, об этом ей рассказала Кз.. 27.08.10 года она была в гостях у Кз. и Нарышева, распивали спиртное, но в 17 часу с К. и Нарышевой ушли из дома, Кз. с подсудимым остались дома одни. Позднее Нарышев ей рассказал, что после их ухода они с Кз. поссорились, и он ее избил, а ночью обнаружил, что она хрипит, вызвали скорую помощь, но она умерла.

     По предложению государственного обвинителя и согласия всех участников процесса, в судебном заседании были оглашены показания не явившихся свидетелей ФИО2, К., Х. и Т.

      Так из показаний свидетеля ФИО2 на л.д.102-106 видно, что подсудимый ее сын, он сожительствовал с Кз., жили вместе с ней и К.. 28.08.10 года все распивали спиртное, затем она с подругами ушла, дома остались сын и Кз.. Возвратились они с К. в 22 часу и легли спать, ночью ее сын разбудил и попросил вызвать скорую, которая констатировала смерть потерпевшей.

      Свидетель К. на л.д.42-46 пояснила, что около 7 лет проживает на квартире у ФИО2 по <адрес>2, в августе 2010 года там же проживали сын хозяйки- подсудимый со своей сожительницей Кз.. Днем они распивали спиртное, затем ушли с ФИО2, подсудимый и потерпевшая оставались одни, когда вернулись, легли спать, ночью она проснулась, увидела,как ФИО2 давит руками на грудь Кз., она поняла, что он оказывает ей помощь, они вызвали скорую, но Кз. умерла.

       Свидетели Х.на л.д.137-140 и Т. на л.д.171-174 пояснили, что присутствовали в качестве понятых при проверке показаний на месте ФИО2. Последний, добровольно согласился показать и рассказать об обстоятельствах избиения им потерпевшей Кз. 28.08.10 года по <адрес>. Он пояснил, что распивал спиртное с Кз. и они поссорились и он нанес сидящей на диване Кз. три удара кулаком: один удар по лбу, второй- по подбородку, третий- по спине в область левой лопатки, показал данные удары на манекене. При проведении следственного действия на Нарышева никто не оказывал воздействия на него, он добровольно все показывал и рассказывал.

       Вышеизложенные показания потерпевшей и свидетелей обвинения достаточно последовательны и не содержат существенных противоречий; заинтересованности в исходе дела допрошенных лиц и оснований для оговора ими подсудимого судом не выявлено.

       Кроме изложенного, вина подсудимого подтверждается протоколом осмотра места происшествия и трупа л.д.12-18, из которого видно, что при осмотре места происшествия по <адрес> в г. Л-Кузнецком на диване в зале обнаружен труп Кз.,1982 года рождения, на трупе обнаружены многочисленные ссадины и кровоподтеки;

Протоколом выемки л.д.51-52,53-57 согласно которого у Нарышева изъята одежда, в том числе мужская рубашка;

Протоколом осмотра предметов л.д. 111-115,

Протоколом проверки показаний на месте л.д.36-41, из которого видно, что подозреваемый Нарышев подтвердил данные им в качестве подозреваемого показания и показал и рассказал об обстоятельствах совершенного им преступления в отношении Кз. в присутствии понятых, показав на манекене каким образом он причинял телесные повреждения Кузнецовой;

заключением судебно-биологической экспертизы л.д.94-97 установлено, что в пятнах на рубашке ФИО2 обнаружена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшей Кз. и не могла произойти от Нарышева;

заключением судебно-медицинской экспертизы на л.д.64-75 установлено, что причиной смерти Кз. явилась тупая сочетанная травма груди, живота: не осложненных переломов левых ребер 11,12 по лопаточной линии, с кровоизлияниями в мягкие ткани груди, кровоподтека в области грудной клетки на уровне 7-12 ребер, со ссадинами, двух разрывов капсулы и ткани селезенки, с кровоизлиянием под капсулу, в ткань селезенки, кровоизлиянием в области ворот селезенки, с кровотечением в брюшную полость, что привело к обильной кровопотере- развитию малокровия внутренних органов. Между телесными повреждениями и причиной смерти имеется прямая причинная связь и данные повреждения являются опасными для жизни и квалифицируются как тяжкий вред здоровью;

из пояснений эксперта СМЭ Д. на л.д.80-83 усматривается, что характер и локализация телесных повреждений, от которых наступила смерть потерпевшей, исключает их образование от удара кулаком в область спины слева на уровне левой лопатки. Образование черепно-мозговой травмы возможно как от каждого ударного воздействия, так и от совокупности ударных воздействий, нанесенных в область головы, лица и ее образование не исключается при обстоятельствах, указанных при проверке показаний на месте подозреваемым Нарышевым. Телесные повреждения, обнаруженные на трупе Кз. возникли в небольшой период времени, прижизненно, незадолго до смерти;

заключением комиссии экспертов Кемеровской областной клинической психиатрической больницы л.д.263-265 установлено, что Нарышев каких-либо признаков временного болезненного расстройства психической деятельности не обнаруживал и мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, находился в состоянии простого не патологического опьянения. Нарышев душевнобольным не является и в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается, в момент совершения инкриминируемого ему деяния Нарышев в состоянии физиологического аффекта не находился, а поэтому суд в отношении инкриминируемого ему деяния признает его вменяемым.

      Учитывая все перечисленные доказательства, совокупность которых суд считает достаточной, суд полагает, что все эти доказательства собраны, исследованы и проанализированы по делу в установленном законом порядке, а потому основания, предусмотренные ст.75 УПК РФ для признания каких-либо доказательств недопустимыми, по делу отсутствуют.

       При таких обстоятельствах суд считает, что все приведенные доказательства в целом не только в достаточной степени согласуются между собой, но и соответствуют фактическим обстоятельствам происшествия, поэтому по результатам разбирательства по делу суд приходит к выводу, что вина Нарышева в совершении преступления бесспорно установлена и доказана.

       Так, суд считает установленным тот факт, что именно от действий подсудимого наступил тяжкий вред для здоровья потерпевшей, опасный для жизни последней и повлекший ее смерть, следовательно, действия подсудимого должны быть расценены, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего, то есть как преступление, предусмотренное ст.111ч.4 УК РФ в ред. ФЗ от 07.03.11 года №26ФЗ.

        При этом суд полагает, что действия подсудимого в части причинения потерпевшей тяжких телесных повреждений, опасных для ее жизни, носили умышленный характер потому, что Нарышев, будучи в состоянии алкогольного опьянения, и руководствуясь личной неприязнью к потерпевшей, в процессе ссоры, будучи злым на потерпевшую при нанесении последней более 10-ти ударов кулаком в область живота, головы, груди, спине, конечностям, не только осознавал общественную опасность своих действий, но предвидел возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускал эти последствия, поскольку нанесены им удары в область расположения жизненно важных органов человека, и эти удары были достаточно сильными, о чем свидетельствуют конкретные повреждения- разрыв селезенки, вызвавшей обильную кровопотерю и малокровие внутренних органов.

        Однако, по отношению к наступившей затем смерти потерпевшей действия подсудимого следует расценивать как неосторожные, поскольку он не предвидел возможности наступления смерти, хотя в силу возраста и достаточного жизненного опыта при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть такие последствия.

         При таких условиях оснований для переквалификации действий подсудимого по какой-либо другой статье закона суд не находит, поскольку никаких признаков какого-либо другого преступления по делу не имеется.

         Судом установлено, что конфликт между подсудимым и потерпевшей произошел на почве алкогольного опьянения обоих и в процессе обоюдного выяснения отношений, при этом потерпевшая не была вооружена и не причинила подсудимому никаких телесных повреждений.

         По мнению суда, на основании ст. 151, 1100, 1064 ГК РФ подлежат удовлетворению исковые требования гражданского истца Г. о компенсации ей морального вреда в размере 100000 рублей и взыскании материальных затрат на похороны в размере 15900 рублей. Определяя размер компенсации, суд учитывает физические и нравственные страдания потерпевшей, конкретные обстоятельства дела, имущественное и материальное положение подсудимого, а также принципы разумности и справедливости и считает приемлемой заявленную сумму компенсации.              Оба иска подсудимым признаны в судебном заседании.

           При назначении вида и меры наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность преступника.

           В качестве смягчающих его вину обстоятельств суд учитывает, что он свою вину признал, раскаялся в содеянном, юридически не судим, занимался общественно-полезным трудом, подробно и последовательно на протяжении предварительного и судебного следствия давал признательные показания, а также суд учитывает неправомерное поведение потерпевшей в момент совершения преступления.

          Отягчающих обстоятельств по делу суд не усматривает.

          Однако, оснований для применения к подсудимому ст. 73, 64 УК РФ суд не усматривает, наказание ему следует назначить без ограничения свободы.

          Вещественное доказательство по делу –мужскую рубашку- следует уничтожить.

         Руководствуясь ст. ст.307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

           Признать виновным Нарышева Николая Николаевича в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.4 УК РФ в ред. ФЗ от 07.03.11 года №26 ФЗ и назначить ему наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

           Взыскать с Нарышева Н.Н. в пользу Г. компенсацию морального вреда в размере по 100000 рублей и в возмещение ущерба 15900 рублей.

           Меру пресечения Нарышеву оставить прежней- заключение под стражей и срок наказания исчислять с 24.12.10 года.

           Вещественное доказательство по делу – мужскую рубашку Нарышева- уничтожить.

           Приговор может быть обжалован в Кемеровский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения копии приговора.

           В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, а также вправе ходатайствовать о своем участии в суде кассационной инстанции в тот же срок со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей его интересы и поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Согласовано

Судья:                                                                  Тихонова Т.В.