приговор по ст.111 ч.4 УК РФ



Дело № 1- 42/2011 (10130778)

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий29 марта 2011 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Лозгачева С.В.

при секретаре Быкасовой Е.В.

с участием государственного обвинителя Ивановой И.М.,

подсудимых: Жарикова, Царькова

защитников-адвокатов Лисун Е.А., удостоверение <номер> и ордер <номер> от <дата>, Визило В.Л., удостоверение <номер> от <дата> и ордер <номер> от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Царькова А.В., <данные изъяты>

Жарикова Р.В., <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимые Жариков Р.В., Царьков А.В. совершили умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах:

11 апреля 2010 года в период времени с 12 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, в доме, расположенном по адресу: <адрес> Жариков группой лиц с Царьковым, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве возникших личных неприязненных отношений с целью причинения тяжкого вреда здоровью Б., умышленно нанесли потерпевшей: Жариков ногами не мене 3 ударов в область груди, 1 удар в область лица, после чего Царьков А.В. продолжая осуществлять преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью Б. умышлено нанес потерпевшей не менее 3 ударов ногой в область головы, 1 удар металлической кочергой в область головы.

Своими совместными действиями Жариков Р.В. и Царьков А.В. причинили потерпевшей:

- закрытые, неосложненные переломы 3-го ребра справа и 2-го ребра слева по средне-ключичным линиям с кровоизлиянием в мягкие ткани груди на уровне переломов. Данные телесные повреждения расцениваются как вред здоровью средней тяжести.

- закрытую черепно-лицевую травму: субдуральные гематомы справа, слева, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки на уровне левых теменной, височной и затылочной долей, правой лобной доли, миндалин мозжечка, ушиб вещества мозга левых височной и затылочной долей, правой височной доли, два очаговых кровоизлияния в мягкие ткани лобной области справа и слева, закрытый фрагментарно-оскольчатый перелом костей спинки носа, закрытый перелом левой скуловой дуги, кровоизлияния в мягкие ткани лица на уровне переломов, ушибленная рана лобной области, кровоподтеки в области подбородка с переходом на область шеи, лобной области справа с переходом на правую височную область. Данные телесные повреждения состоят в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти, по признаку опасности для жизни человека, квалифицируется как ТЯЖКИЙ вред здоровью.

В период времени с 18 часов 00 минут 11 апреля 2010 года до 10 часов 00 минут 14 апреля 2010 года от причиненных Жариковым Р.В. и Царьковым А.В. совместными действиями телесных повреждений Б. скончалась в доме, расположенном по адресу: <адрес> смерть Б. наступила от закрытой черепно-лицевой травмы в виде кровоизлияний под оболочки и в вещество головного мозга, перелома костей лицевого скелета, с развитием отека головного мозга.

В момент нанесения ударов Б., Жариков Р.В. и Царьков А.В. не предвидели возможность наступления смерти потерпевшей от их совместных действий, однако, в силу своего жизненного опыта, при необходимой внимательности и предусмотрительности, могли и должны были предвидеть данные последствия, поскольку наносили удары по жизненно важным органам потерпевшей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исходя из требований закона, в соответствии с правилами оценки доказательств, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, руководствуясь ст.87, ст.88 УПК РФ, суд, исследовав и проверив все предложенные стороной обвинения и защиты доказательства приходит к твердому убеждению, что вина подсудимых Жарикова Р.В., Царькова А.В. в совершении инкриминируемого им деяния, бесспорно установлена и подтверждается, кроме собственных признательных показаний подсудимых, данными ими в ходе предварительного и судебного следствия, так и показаниями потерпевшей, свидетелей не доверять которым у суда нет оснований, а так же письменными материалами дела, составленными в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, которые суд признает в качестве допустимых

доказательств.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Кроме изложенного вина подсудимых подтверждается протоколом осмотра места происшествия (л.д.5-15 т.1), из которого видно, что объектом осмотра является <адрес> и участок местности во дворе, где обнаружены труп Б., со следами насильственной смерти и изъяты следы папиллярных линий на дактопленку и вещи со следами пятен бурого цвета.

Согласно протоколов выемки, из которых видно, что у подсудимых была изъята их одежда. Согласно протокола осмотра, предметы изъятые в ходе осмотра и выемки были осмотрены, признаны вещественными доказательствами и приобщены к делу (том <номер> л.д. <номер>).

Согласно заключения эксперта <номер> (том <номер> л.д. <номер>), установлено, что причиной смерти гр. Б. явилась закрытая черепно-лицевая травма в виде кровоизлияний под оболочки и в вещество головного мозга, перелома костей лицевого скелета, с развитием отека головного мозга, что подтверждается морфологическими признаками, а также гистологическими данными. Учитывая стадию выраженности трупных явлений, следует полагать, что смерть наступила, в срок, не менее 1-х суток до исследования трупа. При исследовании трупа имела место: - закрытая черепно-лицевая травма: субдуральные гематомы справа массой 5гр, слева массой 7гр (кровоизлияния под твердую мозговую оболочку), кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки на уровне левых теменной, височной и затылочной долей, правой лобной доли, миндалин мозжечка, ушиб вещества мозга левых височной и затылочной долей, правой височной доли, два очаговых кровоизлияния в мягкие ткани лобной области справа и слева, закрытый фрагментарно-оскольчатый перелом костей спинки носа, закрытый перелом левой скуловой дуги, кровоизлияния в мягкие ткани лица на уровне переломов, ушибленная рана лобной области, кровоподтеки в области подбородка с переходом на область шеи, лобной области справа с переходом на правую височную область. Данная травма образовалась прижизненно, незадолго до наступления смерти, от не менее 5-ти воздействий тупого твердого предмета (предметов), находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти и расценивается как ТЯЖКИЙ вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Также при исследовании трупа обнаружены: закрытые, неосложненные переломы 3-го ребра справа и 2-го ребра слева по средне-ключичным линиям с кровоизлиянием в мягкие ткани груди на уровне переломов, которые образовались прижизненно, незадолго до наступления смерти, могли образоваться как от одного, так и более воздействий тупого твердого предмета (предметов), в причинной связи со смертью не состоят, применительно к живым лицам расцениваются как вред здоровью СРЕДНЕЙ тяжести;

В момент причинения телесных повреждений потерпевшая и нападавший могли находиться в любом положении, при условии, что области локализации повреждений (голова, грудь, левая нижняя конечность) были доступны для их нанесения.

Причинение ушибленной раны, перелома костей носа могли сопровождаться незначительным наружным кровотечение, однако фонтанирование крови при этом исключается, образование кровоподтеков наружным кровотечением не сопровождалось.

Учитывая множественность и различную локализацию повреждений, образование всех повреждений при падении с высоты собственного роста исключается, однако образование части повреждений при падении с высоты собственного роста не исключается.

Клинические варианты подобных черепно-лицевых травм допускают возможность совершения активных действий, что зависит от ряда объективных факторов (потери сознания, степени нарастания подоболочечных кровоизлияний, индивидуальных особенностей организма), совершала ли потерпевшая активные действия и сколько времени в данном случае объективно судить не представляется возможным.

При судебно-химическом исследовании трупной крови этилового спирта не обнаружено.

Согласно заключения эксперта <номер> (том <номер> л.д. <номер>), установлено, что на десяти отрезков прозрачной липкой ленты с перекопированными следами папиллярных линий, изъятыми <дата> по <адрес> выявлено два следа пальцев и один след ладони рук, пригодный для идентификации личности. Один след пальца руки под <номер> оставлен большим пальцем правой руки Жарикова Р.В.. След пальца руки под <номер> и след ладони руки под <номер> оставлен не Жариковым Р.В., Царьковым А.В., а кем-то другим.

Согласно заключения эксперта <номер> (том <номер> л.д. 73-75), согласно выводов которого, установлено, что на поверхности фрагмента фанеры изъятой <дата> по <адрес> выявлено два следа обуви, пригодных для сравнительного исследования по общим признакам.

Согласно заключения эксперта <номер> (том <номер> л.д. 84-86), установлено, что два следа обуви, обнаруженные на поверхности фрагмента фанеры изъятой <дата> <адрес>, оставлены подобными левым ботинком, которые изъяты у Царькова А.В. и левой туфлей, которые изъяты у Жарикова Р.В..

В судебном заседании государственный обвинитель изменил обвинение в отношении Жарикова, Царькова в сторону смягчения, поскольку пришел к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение подсудимым в части совершения ими преступления беспричинно, из хулиганских побуждений, установлен личный мотив совершения преступления, а именно предположение, что Б. совершена кража у Жарикова, в связи с чем из предъявленного обвинения считает необходимо исключить данный квалифицирующий признак.

Суд, пришел к выводу, что в ходе судебного следствия достоверно установлено, что подсудимые Жариков, Царьков, действуя группой лиц, совместно и согласованно, с учетом длительности происходящего, последовательности и целенаправленности действий, с косвенным умыслом, в отношении причинения тяжкого вреда здоровью, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, однако безразлично к ним относясь, о чем свидетельствуют, характер, локализация, количество и механизм нанесения подсудимыми ударов, нанесение множества ударов по различным частям тела, в том числе и в жизненно важный орган – голову, причинили тяжкий вред здоровью потерпевшей опасный для жизни человека. Отношение подсудимых к наступлению смерти потерпевшей выражается в неосторожности. Мотивом совершения преступления явились личные неприязненные отношения, возникшие у подсудимых к потерпевшей, которую они подозревали в краже имущества у Жарикова.

Таким образом, суд считает вину подсудимых полностью установленной в ходе судебного разбирательства, с учетом позиции государственного обвинителя суд находит необходимым исключить из обвинения подсудимых Жарикова и Царькова, квалифицирующий признак причинение тяжкого вреда, опасного для жизни человека из хулиганских побуждений.

Давая правовую оценку, с учетом отказа государственного обвинителя от обвинения и анализа всех обстоятельств события преступления, суд считает, что действия подсудимых Жарикова и Царькова следует квалифицировать по ч.4 ст. 111 УК РФ (в редакции ФЗ от 07.03.2011 года №26) как совершение ими умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

При решении вопроса о способности подсудимыми нести ответственность за содеянное суд исходит из того, что <данные изъяты> В связи с чем, суд считает Жарикова и Царькова лицами, не лишенным способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими, и признает их в отношении инкриминируемого им деяния вменяемым.

При решении вопроса о виде и мере наказания подсудимым, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенных ими преступления, обстоятельств его совершения, их поведения в период и после совершенного преступления, а также данные о личности подсудимых, мнение потерпевшей, не настаивающей на суровом наказании.

В качестве смягчающих вину обстоятельств в отношении Жарикова и Царькова суд учитывает признание вины и раскаяние в содеянном, положительные характеристики, состояние здоровья Жарикова.

В качестве отягчающего вину обстоятельства в отношении Царькова, на основании ч.2 ст.68 УК РФ.

По мнению суда, Жариков и Царьков, заслуживают определенного снисхождения, однако в целях исправления подсудимых, а так же для предупреждения совершения ими новых преступлений, исходя из принципа справедливости, с учетом требований ч. 1 ст.6 УК РФ, наказание подсудимым необходимо назначить только в виде лишения свободы с учетом роли каждого при совершении преступления.

Оснований для применения ст.64 УК РФ суд не находит, поскольку исключительных обстоятельств по делу не установлено.

Судом установлено, что подсудимые совершили преступление в период условно-досрочного освобождения, Царьков по приговору <данные изъяты> суда от <дата>, Жариков по приговору <данные изъяты> суда от <дата>, в связи с чем окончательное наказание им должно быть назначено согласно ст.70 ч.1 УК РФ.

Приговор мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от <дата> по <данные изъяты> УК РФ в виде штрафа 1000 рублей,в отношении Жарикова, исполнять самостоятельно.

Суд считает необходимым, с учетом признания иска подсудимыми в полном объеме, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ удовлетворить требования гражданского истца Р. о взыскании с подсудимых материального ущерба в возмещение затрат на погребение в сумме 15000 рублей солидарно, компенсации морального вреда потерпевшей в связи с гибелью матери, то суд считает необходимым с учетом требований ст. 151, 1100. 1101 ГК РФ удовлетворить иск потерпевшей также в полном объеме, исходя из требований разумности и справедливости, физических и нравственных страданий в связи с потерей близкого человека, т.е. по 50000 рублей с каждого из подсудимых.

Вещественные доказательства по делу хранящиеся в камере вещественных доказательств следственного отдела по г. Ленинску-Кузнецкому следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Кемеровской области, по вступлении приговора в законную силу - вырез с матраса, вырез с обоев, кочерга, фрагмент фанеры – подлежат уничтожению; трико спортивное черного цвета, куртка кожаная черного цвета, ботинки черного цвета, принадлежащие Царикову передаче Н., проживающей <адрес>; туфли черного цвета, трико черного цвета, олимпийка темно-синего цвета, принадлежащие Жарикову передаче В., проживающей <адрес>, при невостребованности в течение 3 месяцев уничтожению.

Руководствуясь ст. ст.307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Царькова А.В. и Жарикова Р.В. признать виновными в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 (в редакции ФЗ от 07.03.2011 года <номер>).

Назначить наказание Царькову А.В. по ст.70 ч.1 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить не отбытую часть наказания, назначенную Царькову А.В. по приговору <данные изъяты> суда <данные изъяты> от <дата>, окончательно к отбытию назначить Царькову А.В. наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

До вступления приговора в законную силу меру пресечения Царькову А.В. оставить прежней в виде заключения под стражу.

Срок наказания Царькову А.В. исчислять с <дата>, зачесть в срок отбытия наказания время содержания Царькова А.В. под стражей по настоящему делу с <дата> по <дата>.

Назначить наказание Жарикову Р.В. по ст.70 ч.1 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить не отбытую часть наказания, назначенную Жарикову Р.В. по приговору <данные изъяты> суда <данные изъяты> от <дата>, окончательно к отбытию назначить Жарикову Р.В. наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от <дата> по <данные изъяты> УК РФ в виде штрафа 1000 рублей, исполнять самостоятельно.

До вступления приговора в законную силу меру пресечения Жарикову Р.В. оставить прежней в виде заключения под стражу.

Срок наказания Жарикову Р.В. исчислять с <дата>, зачесть в срок отбытия наказания время содержания Жарикова Р.В. под стражей по настоящему делу с <дата> по <дата>.

Взыскать с Царькова А.В. и Жарикова Р.В. солидарно в пользу Р. материальный ущерб в возмещение затрат на погребение в сумме 15000 рублей и компенсацию морального вреда в размере по 50000 рублей с каждого.

Вещественные доказательства по делу хранящиеся в камере вещественных доказательств следственного отдела по г. Ленинску-Кузнецкому следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Кемеровской области, по вступлении приговора в законную силу - вырез с матраса, вырез с обоев, кочерга, фрагмент фанеры – уничтожить; трико спортивное черного цвета, куртка кожаная черного цвета, ботинки черного цвета, принадлежащие Царикову передать Н., проживающей <адрес>; туфли черного цвета, трико черного цвета, олимпийка темно-синего цвета, принадлежащие Жарикову передать В., проживающей <адрес>, при невостребованности в течение 3 месяцев уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Кемеровский областной суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденными в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, а также вправе ходатайствовать о своем участии в суде кассационной инстанции в тот же срок со дня вручения им копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей их интересы и поручать осуществление своей защиты избранному ими защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Судья: подпись

Верно.

Судья:С.В.Лозгачева