Решение по иску об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата



Дело № 2-651РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Тихоновой Т.В.

при секретаре Доровенко Н.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком

31 марта 2010 года

гражданское дело по исковому заявлению П. в интересах Ж. к У. об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

П. обратился в суд с иском в интересах Ж. к У. об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Свои требования мотивирует тем, что Ж. 24.09.2009г. обратилась в У. с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив необходимые документы, в частности, документы, подтверждающие рождение детей,- справку о рождении (номер) Ж. (родилась 25.11.06 года. , но через несколько часов умерла, поэтому свидетельство о рождении не выдавалось) и копию свидетельства о рождении Ж. (родилась 06.07.2009г. и в настоящий момент воспитывается Ж.). Свидетельство о рождении или смерти первого ребенка ответчиком у Жеребцовой С.В. не запрашивалось, вопрос о возвращении заявления и приложенных документов не ставился. Решением У. от 30.09.2009г. Ж. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине того, что в качестве документа, подтверждающего рождение первого ребенка, была представлена справка о рождении вместо свидетельства о рождении. Отказы в выдаче государственных сертификатов па материнский (семейный) капитал другим заявителям имели те же основания. Прокурором по результатам данной проверки начальнику У. внесено представление об устранении нарушений закона, которое, однако, удовлетворено не было. Из анализа решения об отказе в выдаче государственного сертификата па материнский (семейный) капитал и ответа о результатах рассмотрения прокурора следует, что позиция У. сводится к тому, что единственным документом, удостоверяющим факт рождения ребенка, даже того, который умер на первой недели жизни, является
свидетельство о рождении; непредставление свидетельства о рождении препятствует внесению в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры
государственной поддержки, сведений о детях (в частности, реквизиты
свидетельств о рождении); дополнительные меры социальной поддержки в виде выдаче
государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
предназначены для семей, имеющих детей. Законодатель использует
формулировку «имеющим детей» в смысле того, что детей должно быть не
менее двух на момент обращения за получением дополнительных мер
социальной поддержки. Указанным обстоятельствам прокурором дана правовая оценка. На основании ст.3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ (с изм. и доп.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее- ФЗ №256) право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщины, имеющей гражданство Российской Федерации, родившей второго ребенка начиная с 1 января 2007г. При этом не учитываются дети, в отношении которых законные представители были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые па момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Других оснований прекращения права женщины на дополнительные меры государственной поддержки закон не указывает. Также закон определяет иных носителей указанного права (отец ребенка, сам ребенок) в случаях, предусмотренных названной статьей.

Для реализации своего права на получение этих мер поддержки гражданин подает заявление с предъявлением необходимых документов, в том числе, документов, подтверждающих рождение детей (п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 (ред. от 22.09.2008г.), далее- Правила).

Согласно ст.47 Гражданского кодекса РФ рождение подлежит государственной регистрации; регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 15.11.1997г № 143-ФЗ (ред. от 23.07.2008г.) «Об актах гражданского состояния» (далее- ФЗ №143) в числе актов гражданского состояния государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит рождение.

Согласно п.п.2-4 ст.6 ФЗ №143 государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния; сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом; в запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния; формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.2 ст.20 ФЗ №143 в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти; на основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. Этим документом является справка о рождении формы №26, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998г. №1274 (ред. от 02.02.2006г.). Пунктом 6 Правил установлено следующее. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, после чего в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами выносит письменное решение о выдаче сертификата или об отказе его выдаче, не позднее чем через 5 дней с даты вынесения решения о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче направляет лицу, подавшему заявление, уведомление. В случае отказа в выдаче сертификата в уведомлении приводятся основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. В случае если к заявлению не приложены документы или приложены не все документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения этих документов заявление и приложенные к нему документы.

Из анализа указанных норм следует вывод о том, что необходимым для предъявления вместе с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал документом, подтверждающим рождение ребенка, в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, является свидетельство о рождении формы №26.

ФЗ №256 не связывает прекращение права женщины на дополнительные меры государственной поддержки со смертью детей. Если следовать логике УПФР, то со смертью ребенка (детей) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал должен изыматься, а израсходованные средства- взыскиваться, что не практикуется, потому как является незаконным. ФЗ №256 устанавливает, что перечень документов, подтверждающих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, определяет Правительство РФ. Пункт 5 Правил, утвержденных Правительством РФ, в числе документов, которые подает гражданин вместе с заявлением на получение дополнительных мер государственной поддержки, указывает документы, подтверждающие рождение детей, не указывая их наименования (справка о рождении, свидетельство о рождении).

Статьей 4 ФЗ №256 определена информация, содержащаяся в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе, сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). Причем внесению в регистр подлежат сведения не обо всех юридических фактах, с которыми закон связывает возникновение и прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Цель ведения указанного регистра - обеспечение учета лиц, имеющих право па дополнительные меры государственной поддержки. Норма ст.4 ФЗ №256 не устанавливает права граждан, а определяет порядок осуществления уполномоченным органом его функций, носит технический, процедурный характер. Невыполнение формального требования о внесении в регистр реквизитов свидетельства о рождении в связи с отсутствием такового не может быть понимаемо как отрицание права на дополнительные меры государственной поддержки в тех случаях, когда в соответствии с законом такое свидетельство не выдается. Иное означало бы лишение права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, чьи дети умерли на первой неделе жизни, в то время как ФЗ №256 гарантирует его с момента рождения ребенка и не связывает прекращение этого права со смертью последнего. Отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в данном случае нарушает права не только матери ребенка, но и, прежде всего, воспитываемого ей одного ребенка, потому как полагающийся по Закону семье капитал мог быть направлен и на его нужды.

Истец просит признать решение У. от 30.09.2009г. № 913 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Ж. незаконным, и обязать У. выдать Ж. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании Н. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Закон связывает выдачу сертификата с фактом рождения второго ребенка, а никто из участников процесса не отрицает, что Ж. родила двоих детей. При этом Закон не устанавливает в качестве основания прекращения права на получение сертификата смерть одного ребенка.
Истица Ж. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель ответчика Г., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Ж. обратилась к ним 24.09.2009г. с заявлением о выдаче ей сертификата на получение материнского капитала, в чем ей было отказано, поскольку по Закону положено предоставлять свидетельства о рождении детей, однако Ж. предоставила одно свидетельство о рождении и одну справку о рождении. Однако Закон не предусматривает предоставление справки вместо свидетельства о рождении ребенка. Она не отрицает, что Ж. родила двух детей, однако считает, что Закон предусматривает право на получение материнского капитала для семей, имеющих детей, то есть детей должно быть не менее двух, и семья должна иметь двух детей в наличии на дату обращения за выдачей сертификата на материнский капитал. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный Закон от 29.12.2006г. №256-ФЗ (в редакции от 25.12.2008г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии с п.1 ст.3 указанного закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1. женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2.женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3.мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с п.7 ст.3 данного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч.6.1 ст.7 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ (в редакции от 25.12.2008г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее- регистр), в который вносятся сведения о лице, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, перечень которых предусмотрен ст.4 настоящего Федерального закона и является исчерпывающим.
В соответствии со ст.5 указанного выше Федерального закона лица, указанные в частях 1,3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее- сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
В статье 6 данного закона перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата. Такими основаниями являются:
1. отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2. прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3,6 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3. представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4. прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Судом установлено, что 25.11.2006г. Ж. родила ребенка дочь Ж., которая умерла через несколько часов, и 06.07.2009г. Ж. родила ребенка дочь Ж., которую воспитывает в настоящее время.
Судом установлено, что 24.09.2009г. Ж. обратилась в У. с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал л.д.9), приобщив к данному заявлению копию паспорта, копию свидетельства о рождении 1 шт., справку о рождении 1 шт., согласие на обработку данных.
Судом также установлено, что решением ответчика за № 913 от 30.09.2009г. Ж. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка Ж., поскольку в соответствии с Федеральным законом №256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в качестве документа, подтверждающего рождение, предоставляется свидетельство о рождении, однако Ж. предоставлена справка о рождении (номер). , выданная Органом ЗАГС , о чем Ж. была уведомлена л.д.10).
Судом установлено, что Ж. обратилась в прокуратуру с заявлением с просьбой обратиться в суд в ее интересах, поскольку она не согласна с отказом У. в выдаче ей сертификата на получение материнского капитала л.д.11), в связи с чем прокурором в порядке ст.45 ГПК РФ был подан иск в суд г. Ленинска-Кузнецкого в интересах Г. к У. об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В соответствии со ст.63 Семейного Кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Согласно ст.1 Федерального Закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ (в редакции от 25.12.2008г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», данный Федеральный Закон относится к числу законодательства РФ, предусматривающего меры государственной поддержки семьям, имеющим детей. Данный Закон, исходя из его содержания, предусматривает дополнительные меры государственной поддержки для семей, имеющих, то есть воспитывающих, именно двух детей и более.
С учетом изложенного и, исходя из смысла Федерального Закона от 29.12.2006г. №256-ФЗ (в редакции от 25.12.2008г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» меры государственной поддержки предусмотрены именно для семей, имеющих двух детей и более, то есть тем семьям, которые родили и воспитывают не менее двух детей.
По мнению суда, дополнительные меры государственной поддержки предусмотрены именно для поддержания надлежащего уровня жизни таких семей, и направлены эти меры на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, поскольку являются элементом системы социальной защиты для семей, воспитывающих двух и более детей.
Таким образом, судом достоверно установлено, что хотя Ж. и родила двух детей, что не оспаривается сторонами, однако первый ее ребенок умер через несколько часов после рождения, в связи с чем Ж. и не получила свидетельство о рождении на данного ребенка, а получила лишь справку о его рождении. При этом суд считает, что отсутствие свидетельства о рождении ребенка является препятствием для получения сертификата, поскольку сведения о детях, вносимые в федеральный регистр вносятся на основании конкретно указанного в законе документа- свидетельства о рождении, следовательно, законодатель не предусмотрел иной вид документа, подтверждающего рождение детей.
Кроме того, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению еще и по тем основаниям, что, несмотря на то, что судом установлен факт рождения истицей двух детей, однако, на момент обращения к ответчику за получением сертификата Ж. воспитывала одного ребенка (второй ребенок умер). Следовательно, у Ж. отсутствуют основания для выдачи ей государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал и в удовлетворении требований прокурору следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требования П. в интересах Ж. к У. о признании незаконным решения от 30.09.2009г. № 913 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Ж.- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Тихонова Т.В.