Дело №2-1456/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Калашниковой О.Н., при секретаре Мерзляковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком 28 июня 2010 года гражданское дело по иску Фенцель С.А. к Администрации (адрес) о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Фенцель С.А. обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к Администрации (адрес) о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован по адресу: (адрес), (адрес)(номер), однако, указанный дом в 1996 году сгорел, иного жилья на праве собственности либо закрепленного за ним по договору социального найма не имеет. В настоящее время он обучается на бюджетной основе в Т, временно зарегистрирован в общежитии по адресу: (адрес), (адрес) (номер). (дата) года заканчивается срок обучения в образовательном учреждении. Просит обязать муниципальное образование (адрес) в лице Администрации (адрес) предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее установленным требованиям в черте (адрес). Определением суда от 11.06.2010 года к участию в деле по иску Фенцель С.А. к Администрации (адрес) о предоставлении жилого помещения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена (адрес). В судебном заседании 28.06.2010 года истец и его представитель Панфилова В.П. поддержали исковые требования, просили обязать Администрацию (адрес) предоставить Фенцель С.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте (адрес). Фенцель С.А. в суде пояснил, что 30.06.2007 года он окончил обучение в Г (номер)», после его окончания ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. 30.06.2010 года у него заканчивается срок обучения в Т, в связи с чем, он вынужден освободить общежитие по адресу: (адрес), (адрес) (номер), где он временно был зарегистрирован, другого жилого помещения он не имеет. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации (адрес). В отзыве на исковое заявление Фенцель С.А. представитель Администрации (адрес) Ибрагимова Р.Р., действующая на основании доверенности, просила в иске Фенцель С.А. отказать, мотивируя тем, что Администрация (адрес) является ненадлежащим ответчиком, так как предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Возложенные на муниципальное образование (адрес) полномочия в части обеспечения жилищных прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме, а направлять средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недопустимо. Администрация (адрес) о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представитель Администрации (адрес) в судебное заседание 28.06.2010 года не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив в суд отзыв на исковое заявление Фенцель С.А., из которого следует, что отсутствуют правовые основания для возложения ответственности на Администрацию К, так как жилой фонд находится в муниципальной собственности, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления. Заслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Фенцель С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом установлено, что Фенцель С.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Н.А. умерла (л.д.7), а отец - А.Р. был лишен родительских прав л.д.8-9). Из материалов дела следует, что Фенцель С.А. зарегистрирован по месту жительства адресу: (адрес), (адрес)5 л.д.13), однако, как следует из решения Ленинск-Кузнецкого городского суда от (дата) года по делу по иску Управления образования (адрес) к А.Р. о лишении родительских прав и взыскании алиментов, вступившего в законную силу, уже на момент решения вопроса о лишении родительских права, Фенцель С.А. по указанному адресу не проживал, так как дом по (адрес)(номер) сгорел. Суду не представлено доказательств, что за Фенцель С.А. было закреплено жилое помещение. Судом установлено, что истец обучался на бюджетной основе в Т, на период обучения временно зарегистрирован в общежитии по адресу: (адрес), (адрес) (номер). (дата) года заканчивается срок его обучения в образовательном учреждении. Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Исходя из изложенного, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей. Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Судом установлено, что в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст.37 Устава г.Ленинска-Кузнецкого именно Администрация города (исполнительно-распорядительный орган) наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области. В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется вышеуказанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в соответствии со ст.2 указанного Закона, принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. Статья 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что жилые помещения предоставляются по месту постановки на учет органами местного самоуправления. Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации (адрес) от (дата) года (номер) Фенцель С.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на момент рассмотрения дела жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Из постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете, по договорам социального найма должны соответствовать норме предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, а также санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта. В соответствии с Постановлением от 30 июня 2005 г. N 18 «О норме предоставления площади жилого помещения» в г.Ленинске-Кузнецком установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13,0 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Фенцель С.А. по договору социального найма на администрацию (адрес), поскольку судом установлено нарушение права истца на внеочередное обеспечение жилым помещением. Доводы ответчика о недостаточности денежных средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлиять на выводы суда об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования Фенцель С.А.. Обязать Администрацию (адрес) предоставить Фенцель С.А., (дата) года рождения, уроженцу (адрес) (адрес), по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте (адрес). Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья: О.Н.Калашникова