Решение по иску о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ



Дело№2-1458/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Калашниковой О.Н.

с участием адвоката Яковлевой Е.Л., действующей на основании удостоверения и ордера от (дата),

при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                           09 августа 2010 года

гражданское дело по иску Слесарева А.В., Слесарева С.В. к А, третьему лицу - М о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ,

                                                              У С Т А Н О В И Л :

Слесарев А.В., Слесарев С.В. обратились в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к А о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ, мотивируя требования тем, что (дата) их отец В.И. по договору купли-продажи приобрел в собственность 1/2долю в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. Право собственности В.И. было зарегистрировано в учреждении Ю (дата) № регистрации . (дата) В.И. умер. После его истцы, являясь наследниками первой очереди, приняли оставшееся после смерти отца наследство в равных долях. (дата) им выдано свидетельство о праве на наследство по закону Н Л.А. (дата) право собственности истцов зарегистрировано в У, каждым истцом получены свидетельства о праве собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой одноэтажный дом, общей площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Земельный участок, на котором расположен жилой дом, подработан в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «К» и попадает в санитарно-защитную зону от объектов угледобывающих предприятий, что влечет за собой опасность обрушения дома, в связи с чем, жилой <адрес> но <адрес> непригоден для проживания по критериям безопасности и подлежит сносу. При жизни В.И. по вышеназванным основаниям был включен в список граждан на переселение из ветхого жилья, находящегося на подработанной территории горными работами шахты. После оформления наследственных документов истцы стали проживать в доме, (дата) зарегистрировались в указанном жилом доме, а в декабрей 2009 года подали необходимые документы в А для включения их в список граждан на переселение из ветхого жилья, находящегося на подработанной территории горными работами шахты, как наследников собственника В.И., включенного в данный список.

Письмом А от (дата) истцам было отказано во включении их в список граждан на переселение из ветхого жилья, находящегося на подработанной территории горными работами шахты в связи с тем, что не предусмотрено специальными нормативно-правовыми актами включение в списки на переселение наследников, фактически не проживающих в жилых помещениях до перехода права собственности на имущество в порядке наследования.

С указанными доводами истцы не согласны и считают, что А должна им оказать содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядку их финансирования, утвержденным постановлением П от (дата) Просят обязать А включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ.

В ходе судебного разбирательства истцы уточнили заявленные требования, просят признать за каждым из них право на предоставление социальной выплаты как одиноко проживающему гражданину для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по адресу: <адрес> за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, обязать А включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.

В судебном заседании представитель истцов - адвокат Яковлева Е.Л. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель А Петров Д.В., действующий на основании доверенности от (дата), исковые требования не признал, просил в иске отказать, мотивируя тем, что истцы являются сособственниками, в равных долях по 1/4 доли жилого дома расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Согласно Списка жильцов, проживающих в домах, находящихся на горном отводе ликвидируемой К» О, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности были включены: В.И., М.В., С.А. и В.И. Считают требования истцов необоснованными, так как на момент ликвидации организации угольной промышленности истцы в указанном жилом доме не проживали, не проживают до настоящего времени, а лишь зарегистрированы в доме с (дата), чем совершили умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к слишь зарегистрированы в доме с (дата)

<данные изъяты>

Представитель третьего лица- М в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив отзыв на исковые требования Слесаревых из которого следует, что в составе проекта ликвидации К имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке в доме по адресу: <адрес> значатся; В.И., М.В., С.А. и В.И. Граждане Слесарев А.В. и Слесарев С.В. являются наследниками В.И. Согласно статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Гарантии, связанные с отселением из ветхого жилья, ставшего непригодным вследствие ведения горных работ предоставляются на основании соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, гражданам, непосредственно проживающим в жилых помещениях в качестве меры социальной поддержки. Считают, что право на отселение лиц, включенных в соответствующие списки, как связанное непосредственно с личностью, в состав наследства включено быть не может, а потому считают, что требования Слесарева А.В. и Слесарева С.В. о включении их в список на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности, неправомерны и подлежат отклонению.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи жилого дома от (дата) (л.д.7-9), жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности В.И. и М.В. по 1/2 доли в праве собственности каждому, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата) № регистрации ( л.д.10-11).

В соответствии с домовой книгой (л.д.31-33), после перехода права собственности к В.И. и М.В., в жилом доме по <адрес> были зарегистрированы по месту жительства В.И., М.В., С.А., В.И..

В судебном заседании было установлено, что В.И., а также М.В., С.А. и В.И., были включены в список лиц, подлежащих переселению из ветхих домов, подлежащих сносу в результате ведения горных работ, чем подтверждено их право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья. Данный список составлен на (дата) году, утвержден в 2001 году, других уточненных списков ответчик суду не предоставил.

Из копии представленного списка ветхих домов усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, <адрес> включен в список домов, находящихся на горном отводе ликвидируемой К О ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности.

В связи со смертью, с регистрационного учета по адресу: <адрес> были сняты : В.И. - (дата), С.А.- (дата).

(дата) умер В.И. (л.д.12).

(дата) умерла М.В.(л.д.30).

Судом установлено, что истцы, являясь наследниками В.И. первой очереди, приняли оставшееся после смерти отца наследство в равных долях.

(дата) истцам было выдано свидетельство о праве на наследство по закону (л.д.13). (дата) зарегистрировано право собственности истцов за каждым на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой одноэтажный дом, общей площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в У, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.15-18).

Согласно домовой книге, истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> с (дата).

На основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», действующего на момент составления вышеназванного Списка, средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, ранее направлялись непосредственно на угольные шахты. Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (в редакции от 14.11.2007 года № 428) «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций. В частности, согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Таким образом, списки не носят постоянный характер, а подлежат уточнению путем внесения изменений до момента сноса ветхого жилья.

      Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления им социальной выплаты в дальнейшем.

Представитель ответчика не оспаривал тот факт, что жилой дом по <адрес> не пригоден для проживания и подлежит сносу, что непригодность для проживания данного дома, обусловлена причиной ведения горных работ ликвидируемой К что дом по <адрес> до настоящего времени не снесен.

Судом установлено, что изменение состава собственников жилого дома по <адрес> до момента его сноса не повлекло за собой изменение списочного состава лиц, подлежащих переселению, между тем, в соответствии с п.11 вышеназванных Правил, субсидии предоставляются подлежащим переселению из ветхого жилья либо гражданину, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, либо гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Л.Г., В.А., Е.А. подтвердили, что истцы пользуются домом по <адрес>, надворными постройками, засаживают огород.

В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, став сособственниками жилого дома по <адрес>, истцы приобрели право на проживание в указанном жилом доме, однако, данный жилой

дом не пригоден для проживания и подлежит сносу, а потому, истцы, как собственники жилого дома, приобрели право на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства № 428.

Поскольку судом установлено, что истцы имеют право на предоставление им социальной выплаты, и предоставление данной социальной выплаты осуществляется согласно порядку, предусмотренному Постановлением Правительства № 428, на основании составленных списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления, истцы подлежат включению в данный список ответчиком.

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв.метра - для одиноких граждан; 42 кв.метра - на семью из двух человек; 18 кв.м. - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. Таким образом, норма площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, напрямую зависит от количества членов одной семьи.

Судом установлено, что истцы не ведут общего хозяйства, не имеют единого бюджета, а следовательно, не являются членами одной семьи.

Поскольку истцы не являются членами одной семьи, по мнению суда, каждый из них имеет право на предоставление социальной выплаты, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения для одинокого гражданина для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по адресу: <адрес>

Суд находит несостоятельными доводы представителя М, указанные в отзыве о том, что право на отселение лиц, включенных в соответствующие списки, как связанное непосредственно с личностью, в состав наследства включено быть не может.

Доля В.И. в праве собственности на жилой дом по <адрес> обосновано включена в состав наследства, открывшегося после его смерти, поскольку принадлежала наследодателю на день его смерти.

Правоотношения, связанные с принятием наследства, завершились выдачей истцам Свидетельства о праве на наследство. Право истцов на предоставление социальной выплаты возникло с момента возникновения у них права на проживание в указанном жилом доме, т.е. с момента государственной регистрации их права собственности на жилой дом.

Также несостоятельны доводы представителя А о возможности включения истцов в Список только по истечении 5 летнего срока, поскольку данные доводы не основаны на законе.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования истцов в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л :

Исковые требованияСлесарева А.В., Слесарева С.В. удовлетворить в полном объеме.

Признать за Слесаревым А.В., Слесаревым С.В. за каждым право на предоставление социальной выплаты как одиноко проживающим гражданам для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать А включить Слесарева А.В., Слесарева С.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого, непригодного по критериям безопасности для проживания жилья в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                     О.Н.Калашникова