Дело № 2-116
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
В составе судьи Тимониной Л.А.
При секретаре Чернявской М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Л-Кузнецком 25 августа 2010 года
дело по иску Гизатуллиной Г.Н. к УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью.
У С Т А Н О В И Л :
Истица обратилась в суд с требованием о признании незаконным отказа Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе в назначении ей досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью, мотивируя свои требования тем, что она 25.05.2009 года обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с тем, что проработала в медицинских учреждениях более 30 лет. Однако решением комиссии по пенсионным вопросам УПФ РФ в г. Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе № 1197 от 21.08.2009 года, в назначении ей досрочной пенсии было отказано в связи с недостаточностью необходимого стажа работы, поскольку из подсчета стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, как она считает, исключили период работы с 12.08.1980 года по 01.12.1980 год, с 15.12.1996 года по 31.01.2008 год, с 01.02.1983 года по 03.07.1984 год ( период ухода за ребенком до 1.5 лет), с 12.08.1980 года по 01.12.1980 год и период с 15.12.1996 года по 31.01.2008 год02.04.90 года по 30.11.95 года, все указанные периоды она работала в должности медицинской сестры, с учетом указанных периодов ее специальный стаж составляет более 30 лет, а потому считает данный отказ незаконным, нарушающим её права.
В судебном заседании истица свои требования уточнила, указав, что просит проверить и включить в специальный стаж только период с 03.01.1997 года по 31.01.2008 год, который с учетом коэффициента 1/3 составляет более 13 лет, и пояснила, что отказ Пенсионного Фонда в назначении ей досрочной пенсии считает незаконным, нарушающим ее права и свободы, добровольно пенсионный фонд включил в специальный стаж указанные ранее периоды, она согласна, что период ухода за ребенком до 1.5 лет с 01.02.1983 года по 03.07.1984 год должен быть включен в стаж в календарном порядке, а потому стаж, включенный ответчиком в добровольном порядке, действительно составляет 16 лет 4 месяца 6 дня, период который она просит проверить также должен быть включен в специальный стаж, поскольку она работала в должности медсестры здравпункта, медсестры предрейсового контроля, медсестры предрейсового контроля в здравпункте и медсестры фельдшерского здравпункта в <данные изъяты> доводы ответчика, что данного учреждения - здравпункта нет в Списках № 781, а потому этот период не может считаться медицинской деятельностью не законен, т.к работая в должности медсестры здравпункта на разрезе она занималась лечебной деятельностью, оказывала медицинскую помощь пострадавшим, делала прививки, проводила медосмотры трудящихся, связанных с профессиональной вредностью, ставила уколы, занималась медицинскими процедурами необходимыми для поддержания здоровья работающих, т.е. непосредственно выполняла обязанности связанные с медицинской деятельностью. Поскольку данное предприятие находиться в сельской местности, то стаж должен быть учтен с коэффициентом 1/3 и составит 13 лет 10 месяцев 7 дней. Считает, что необходимый стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью она выработала.
Представитель УПФ РФ в г. Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе Голубева Н.Ю., действующая на основании доверенности, уточненные требования не признала и пояснила, что на момент обращения заявительницы в Пенсионный фонд стаж работы по медицинской специальности у истицы составлял 16 лет 4 месяца 6 дней, действительно указанные ранее истицей периоды были зачтены пенсионным фондом в специальный стаж добровольно, но считает, что УПФ правомерно исключило из стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии период работы истицы на <данные изъяты> с 03.01.1997 года по 31.01.2008 год, в должности медсестры здравпункта, поскольку, хотя они и не оспаривают, что должность медсестры относиться к медицинской деятельности дающей право на пенсию по выслуге лет, однако учреждение, а именно здравпункт, где работала истица, не предусмотрено Списком утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года за №781.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Судом установлено, что с 1980 года истица трудится на медицинских должностях. Как видно из протокола заседания комиссии по пенсионным вопросам № 1197 от 21.08.2009 года из периода работы, необходимого для назначения досрочной пенсии у истицы был исключен период : с 15.12.1996 года по 31.01.2008 год когда она работала в должности медицинской сестры в здравпункте <данные изъяты>, фактически в специальный стаж действительно не был включен период который оспаривает истица с 03.01.1997 года по 31.01.2008 год, работа в должности медсестры, медсестры предрейсового контроля в здравпункте <данные изъяты>». Работа в данной должности и на данном предприятия подтверждается копией трудовой книжки (л.д.11-13).
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.01 года (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Указанное право было предусмотрено также и ст. 81 Закона РФ « О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до принятия ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».
ФЗ №173 устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возрасти (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7), предусматривает также периоды сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В связи с введением настоящего ФЗ Управлением Пенсионного Фонда осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации ( преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В соответствии СП. п.10 ст.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.12 с.т.30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В спорный период работы истицы до 22.09.1999 года действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, в котором указывалось, что право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал ( независимо от наименования и должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всей форм собственности. Поскольку конкретный перечень наименований лечебно-профилактических учреждений в Списке 1991 года не приводится, то на практике при отнесении учреждений здравоохранения к лечебно-профилактическим в целях пенсионного обеспечения за выслугу лет следует руководствоваться Номенклатурой учреждений образования, которая утверждается приказами Минздрава РФ.
Согласно номенклатуре учреждений образования в ред. Приказа Минздрава РФ от 28.02.2000года №73 в п. 15 Примечаний включены здравпункты ( врачебные, фельдшерские), являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. П.16 примечаний Приказа Минздравоохранения СССР от 23.10.1978 года №1000 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения», действовавшего до апреля 1998 года, здравпункты организуются при предприятиях, учреждениях и организациях и входят в состав поликлиники или амбулатории и предназначенны для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Кроме этого письмом Минтруда РФ и ПФР от 29.09.2000 года №№ 3948/1-17 и 06-25/8625 указано, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» ( действовавшего в период работы истицы) применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года №377. В данной Номенклатуре в разделе «средний медицинский персонал» имеется должность – заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра)
Согласно ст.12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года к государственной системе здравоохранения относятся как подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, так и лечебно-профилактические учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, организациями помимо Минздрава РФ. Очевидно, что собственники таких учреждений вправе давать им наименования, не совпадающие с перечнем номенклатуры Минздрава, что, по мнению суда, не дает оснований исключать эти учреждения из числа лечебно-профилактических. Кроме того, утверждая номенклатуру учреждений Минздрав РФ учитывает действующую их систему, а значит, не включает в нее учреждения, существовавшие в прежние годы, когда могла иметь место работы лица, обращающегося за пенсией.
В п.15 Приказа Минздрава РФ от 3.11.1999 года № 395 указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
В период работы Гизатуллиной после 1999 года действовали Списки № 1066 и №781
утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года и 29.10.2002 года соответственно, в данных Списках работ, профессий, должностей работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в графе «наименование должности» имеется должность в которой работала Гизатуллина – медицинская сестра.
Доводы представителя ответчика в той части, что в Списках не имеется такого учреждения как здравпункт, суд считает не состоятельными, поскольку в данной графе указано, что право на пенсию по выслуге лет имеет медицинская сестра фельдшерским здравпунктом, в котором также работала Гизатуллина в спорный период, то, что ранее данный пункт назывался здравпунктом на предприятии, то как указывалось выше, лечебно-профилактические учреждения, могли создаваться министерствами, ведомствами, организациями помимо Минздрава РФ, а потому собственники таких учреждений вправе давать им наименования, не совпадающие с перечнем номенклатуры Минздрава, кроме этого в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв.Постановлением Правительства РФ 22.09.1999 года №1066 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (утв.Постановлением Правительства 29.10.2002 года №781), в п.1 предусматривается, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации указанными выше, помимо указанных учреждений в выслугу засчитывается работа и во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности, выводы суда о том, что доводы представителя ответчика в этой части не обоснованы, также подтверждаются приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.04.1981 года №350 «О здравпунктах при автотранспортных предприятиях и предприятиях связи» (не отмененным по настоящее время), которым постановлено об организации на указанных предприятиях именно здравпунктов и впредь до их организации сохранять ранее созданные в установленном порядке фельдшерские здравпункты при автопредприятиях, содержащиеся на хозрасчете или за счет специальных средств в целях улучшения организации медицинской помощи работникам автопредприятий и предприятий связи, проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспортных средств, кроме этого данные выводы подтверждаются и заключением Государственной экспертизой условий труда Департамента труда и занятости населения Кемеровской области №14 от 17.05.2020 года, которым характер работы Гизатуллиной в качестве медсестры здравпункта, медсестры предрейсового контроля, медсестры предрейсового контроля в здравпункте, медсестры фельдшерского здравпункта соответствует характеру работы медицинской сестры фельдшерского или врачебного здравпункта.
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункта 20 п.1 ст 27 названного Закона), периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", о том, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание гарантирует равенство пенсионных прав медицинских учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от ведомственной подчиненности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд считает, что, фактически, исключая, из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии истицы период ее работы с 03.01.1997 года по 31.01.2008 года в должности медицинской сестры здравпункта и медсестры фельдшерского здравпункта на <данные изъяты> (11 лет 28 дн.), который в соответствии с П.2. (указанных выше Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения), врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца и т.к. в на основании справки №545 от 17.08.2010 года выданной Администрацией <данные изъяты> сельской территории, подтверждается, что данное предприятие относиться к сельской местности, то стаж работы Гизатуллиной на данном предприятии должен исчисляться с коэффициентом 1/3, а потому специальный стаж составляет 13 лет 10 месяцев 7 дней, тем самым ответчик нарушает права и законные интересы Гизатуллиной, поскольку с данным периодом ее стаж работы по медицинской специальности на день обращения за пенсией составит 30 лет 2 месяца 13 дней
На основании изложенного суд считает, что требования заявленные истицей обоснованы, нашли свое подтверждение, а потому подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, а поэтому в пользу истицы следует взыскать с ответчика возврат госпошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ Управления Пенсионного Фонда РФ ( государственное учреждение) в г. Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе в назначении досрочной пенсии Гизатуллиной Г.Н. не соответствующим требованиям закона.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе назначить досрочную пенсию Гизатуллиной Г.Н. в соответствии со с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.01 года, со дня обращения, т.е. с 25.05.2009 года., включив в специальный стаж для назначения досрочной пенсии период ее работы с 03.01.1997 года по 31.01.2008 год ( с учетом коэффициента 1/3) в должности медсестры здравпункта, медсестры предрейсового контроля, медсестры предрейсового контроля в здравпункте и медсестры фельдшерского здравпункта в <данные изъяты>
Взыскать с УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Л-Кузнецком и Л-Кузнецком районе в пользу Гизатуллиной Г.Н. возврат госпошлины в сумме 200 рублей
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: Л.А.Тимонина.