решение по заявлению о признании незаконными действий должностных лиц



Дело №2-1762/2010

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                               Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд в составе председательствующего Калашниковой О.Н.при секретаре Мерзляковой М.С.,

рассмотрев    в открытом судебном    заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                                     12 октября 2010 года

заявление Исыповой В.Л. о признании незаконными действий Г

У С Т А Н О В И Л:

         Исыпова В.Л. обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий Г., мотивируя свои требования тем, что 16.12.2009 года она обратилась в Л с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства в Едином государственном реестре, о выдаче кадастрового паспорта на объект индивидуального жилищного строительства для регистрации права собственности в соответствии с Федеральным законом №93-ФЗ от 30.07.2006 года с изменениями от 13.05.2008г., 17.07.2009 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества». 19.01.2009 года она получила письмо от <дата> <номер> за подписью Г с отказом в постановке на учет и предоставлении кадастрового паспорта со ссылкой на обращение в Б, а в свою очередь отдел Л отказал в приеме заявления и документов на регистрацию права собственности объекта недвижимости по упрощенной форме регистрации в соответствии с ФЗ №93-ФЗ- рекомендовал    обратиться за кадастровым паспортом в Р Неправомерные действия Г., нарушающие ее права и ущемляющие законные интересы связаны с отказом (уклонением) в постановке на кадастровый учет недвижимого имущества для совершения юридически значимых действий. Созданные Г препятствия лишили возможности полностью осуществить ее права, предоставленные законом и зарегистрировать права собственности на объект недвижимого имущества, что подтверждается следующим:    предоставленная в письме от <дата> информация не соответствует Указу Президента РФ от 25.12.2008 года №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», постановлению Правительства РФ №457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и их полномочиям, а также приложению, изменению к Постановлению Правительства РФ, перечня утратившим силу актов Правительства РФ. В Положении Минэконом развития РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года №437 в пункте «слова: «Ф» заменить словами «Ф». К полномочиям данной службы в том числе относятся: п. <номер>- государственный кадастровый учет, п. <номер>- государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним. На основании ст.1-3, ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, в соответствии с ФЗ №93 от 30.07.2006 года с изменениями от 13.05.2008г., 17.07.2009 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество в порядке упрощенной формы регистрации», постановления Правительства РФ №457 от 01.06.2009 года, №1847 от 25.12.2008 года, изменений 05.06.2008г. №437 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», просит признать незаконными действия Г, обязать Г восстановить допущенное нарушение ее прав, поставить на кадастровый учет объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, выдать кадастровый паспорт по данному адресу, осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по адресу: <адрес>.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на момент рассмотрения дела Г, действия которого Исыпова В.Л. оспаривает, уже не является должностным лицом, в полномочия которого входит решение вопросов о постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, в связи с чем, определением Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата> к участию в деле привлечено У

Возражая против привлечения к участию в деле У, Исыпова В.Л. в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении ее требований, мотивируя тем, что ее права были нарушены в результате неправомерных действий Г, который и должен восстановить    допущенное нарушение ее прав, поставить на кадастровый учет объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, выдать кадастровый паспорт по данному адресу, осуществить государственную регистрацию    прав на недвижимое    имущество по адресу: <адрес> Свою позицию о подтверждении    заявленных требований Исыпова В.Л. дополнительно отразила в письменном ходатайстве (л.д.103-106).

В судебное заседание 12.10.2010 года Исыпова В.Л. не явилась, о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 257 ГПК РФ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Исыповой В.Л.

        Г в судебном заседании требования Исыповой В.Л. признал необоснованными и пояснил, что с <дата> он не работает в прежней должности, т.е. в должности Г, в настоящее время он является Н и в его компетенцию не входит решение вопросов, связанных с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относящиеся к исключительной компетенции У. Также в судебном заседании пояснил, что кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружении, помещений, объектов незавершенного строительства с <дата> осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в    соответствии со ст. 43 указанного Закона до 01.01.2013 года установлен переходный период применения настоящего Закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В данный период положения указанного Закона не применяются в отношении указанных объектов, а государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона «О государственном кадастре недвижимости» нормативными правовыми актами в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 44 Закона о кадастре до 01.01.2013 кадастровая деятельность в отношении объектов капитального строительства не осуществляется и подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета данных объектов недвижимости в ранее установленном порядке осуществления такого учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу Закона «О государственном кадастре недвижимости» нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и техническом инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Таким образом, до 01.01.2013 для целей учета объектов капитального строительства не подлежат применению положения ряда статей Закона, в том числе: статьи 16 (Основания осуществления кадастрового учета), ст.17 (Сроки осуществления кадастрового учета), ст. 20 (Лица, имеющие права на обращение с заявлением о кадастровом учете), ст.21 (Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета), ст. 22 (в части подготовки технического плана объектов капитального строительства) и других в соответствии со ст. 43 Закона «О государственном кадастре недвижимости». В связи с этим, в целях создания условий для осуществления Государственного технического учета объектов капитального строительства, с 01.07.2007 на территории К действуют Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 № 268 и Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от <дата> <номер>. Таким образом, особенности осуществления такого учета в переходный период установлены указанными правовыми актами.

Так, в соответствии с установленным порядком (п. 7 Правил ведения ЕГРОКС, п. 2.2.1. Административного регламента) с заявлением о внесении вЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства вправе обращаться только организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, аккредитованные Ф в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2005 № 70 «Об утверждении положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства». Пунктом 2.1.3.2 Административного регламента определен порядок заполнения заявления организациями О (в т. ч. заявление должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью О). Кроме того, установлено, что для внесения в реестр (ЕГРОКС) сведений об объектах учета О предоставляют в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов (п. 7 Правил ведения ЕГРОКС, п. 2.1.3.1 Административного регламента). Поэтому, в переходный период до 2013, участниками отношений, возникающими в сфере государственного учета объектов капитального строительства (т. е. в рамках административных процедур, предусмотренных параграфом III Административного регламента являются соответствующие органы кадастрового учета и О, аккредитованные в установленном порядке. Обращение Исыповой В.Л. в У не могло быть удовлетворено, так как у сотрудников отсутствовала как правовая, так и техническая возможность обеспечить ввод данных о возникновении нового объекта учета в АС ЕГРОКС на основании заявления Исыповой В.Л. от 30.11.2009 (вх. от <дата> <номер>) и приложенных к нему документов. В связи с этим У в адрес Исыповой В.Л. направил письмо от <дата> <номер>, разъясняющее правила осуществления государственного учета объектов капитального строительства в переходный период. Кроме этого, с учетом приложенных документов не представлялось возможным сформировать реестровое дело в соответствии с требованиями п. 9, 15, 16 Правил ведения ЕГРОКС и п. 3.1.8 Административного регламента.

    Также пояснил, что на основании заявления О от <дата> <номер> по результатам проверки в Ф по <адрес>) в соответствии с п. 3.1.3, 3.1.6 Административного регламента были обнаружены основания для отказа во внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>. В результате решение об отказе во внесении в ЕГРОКС указанного объекта было принято <дата> именно Ф по <адрес>), а У в порядке п. 3.1.7, 3.1.7.1 Административною регламента выдал лично заявителю, т.е. О, решение об отказе.

    В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона «О государственном кадастре недвижимости», Приказами У от <дата> <номер> (в редакции Приказов от <дата>, <дата> №№ <номер>), <дата> <номер> Ф делегировано часть полномочий в сфере осуществления кадастрового учета. В связи с этим, на день приема заявлении от Исыповой В.Л., принятие решений о постановке на учет объектов недвижимости (так и подготовка и удостоверение протоколов в АС ЕГРОКС) относилось к исключительной компетенции Ф. В настоящее время в соответствии с Распоряжением У от <дата> <номер> служащие территориального отдела имеют право осуществлять функции только по приему документов, необходимых для государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Таким образом, принятие решения о постановке на кадастровый учет объектов капитального строительства не относилось и не относится к полномочиям (компетенции) Г

    Также считает необоснованными требования Исыповой В.Л. о возложении на него обязанности выдать кадастровый паспорт, так как в силу ч. 3 ст. 43 Закона «О государственном кадастре недвижимости» в переходный период выдача кадастровых паспортов объектов капитального строительства относится к ведению (компетенции) О. При этом подготовку таких паспортов осуществляет Ф на основании заявления О о внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства.

    Считает необоснованными требования Исыповой В.Л. о возложении обязанности осуществления государственной регистрации    права на недвижимое    имущество по адресу: <адрес> так как до <дата> исполнение государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не входило в полномочия У.

    Представитель У Черникова М.Л., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, требования Исыповой В.Л. признала необоснованными, пояснила, что во исполнение приказа <дата> У <дата> реорганизовано в форме присоединения к У. В результате реорганизации У в У (пп. <номер>). В соответствии с Приказом У от <дата> <номер>Г принят на должность Г. В тоже время Приказом Управления от <дата> <номер> Г назначен Г по использованию и охране земель. В соответствии с Приказом от <дата> <номер> Г назначен заместителем Г по использованию и охране земель. Таким образом, с <дата> Г не работает в должности начальника Г. Свою деятельность Г осуществляет в соответствии с Положением <данные изъяты> В настоящее время вопросы, связанные с ведением Г относятся к исключительной компетенции У. Поддержала доводы Г об отсутствии оснований для удовлетворения требований Исыповой В.Л.

    Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Исыповой В.Л. по следующим основаниям.

    В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

           Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Судом установлено, что 16.12.2009 года Исыпова В.Л. обратилась с заявлением на имя Г о постановке на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства в Едином государственном реестре, о выдаче кадастрового паспорта на объект индивидуального жилищного строительства для регистрации права собственности    в У (л.д.8), при этом предоставила копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок <адрес> от <дата>, технический паспорт от <дата> на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>

    <дата> в адрес Исыповой В.Л. был направлен ответ <номер> за подписью Г., из которого следует, что с заявлением о внесении в Единый государственный реестр объектов капительного    строительства сведений об объекте капитального строительства вправе обратиться только организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (л.д.9).

    Судом установлено, что на момент обращения Исыповой В.Л. в У с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства в Едином государственном реестре, о выдаче кадастрового паспорта на объект    индивидуального жилищного строительства,    Г являлся Н (л.д.107).

    В соответствии с Должностным регламентом Н в его функции входило <данные изъяты>

    В соответствии с Положением о У с учетом изменений, внесенных П <номер> от <дата>    (л.д.53-59) У осуществлял функции <данные изъяты>

    Судом установлено, что в соответствии с приказом У приступило к ведению Единого государственного реестра объектов капитального     строительства с <дата>, при этом     ответственным за ведение    ЕГРОКС на территории <адрес> и <адрес> был назначен Г (л.д.67).

    В последующем, в соответствии с приказом У<номер> от <дата> «О передаче полномочий» с <дата> полномочия на принятие решений об отказе    и приостановлении в осуществлении кадастрового и технического учета были делегированы должностным лицам Ф ( л.д.91).

    На момент обращения Исыповой В.Л. с заявлением в У, полномочия по принятию решений о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений    характеристик объекта недвижимости, о снятии с учета объекта недвижимости, о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, об исправлении технических ошибок в кадастровых изменениях осуществляли должностные лица Ф (л.д.95).

Судом установлено, что <дата> в У с заявлением о внесении в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> обратился филиал <номер> «Б <адрес>» Г <адрес>» (л.д.96), в котором просил внести в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведения о вышеназванном объекте недвижимого имущества в связи с возникновением нового объекта учета.

     По результатам проверки в А <адрес> в связи с обнаружением расхождений сведений об объекте капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> в техническом паспорте бумажного и электронного вида Ф в пределах своих полномочий <дата> приняло решение об отказе внесения в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений об объекте капитального строительства (л.д.99,100).

Таким образом, решение об отказе во внесении в ЕГРОКС объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> было принято <дата> именно Ф <адрес> по заявлению Б.

Из буквального содержания ответа Г следует, что Исыповой В.Л. было отказано не в постановке на кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта на объект недвижимости, а отказано в приеме от Исыповой В.Л. заявления и документов для кадастрового учета.

Суд находит обоснованным отказ Г в приеме от Исыповой В.Л. заявления о постановке объекта недвижимости на учет в Едином государственном реестре объектов капитального строительства и документов для кадастрового учета, по следующим основаниям.

Кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружении, помещений, объектов незавершенного строительства с 01.03.2008 года осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч.2 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции от 24.07.2007 года были предусмотрены особенности осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период на срок до 01.01.2010 года, а в результате внесения изменений в ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в соответствии с ФЗ от 21.12.2009 N 334-ФЗ, срок течения переходного периода был установлен до 1 января 2013 года.

     В соответствии со ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в частности предусмотрено, что в переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета). Особенности осуществления такого учета в переходный период могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно ч.2 ст.44 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется и подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета данных объектов недвижимости в ранее установленном порядке осуществления такого учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности подготовки указанных документов могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Таким образом, обращение Исыповой В.Л. с заявлением в У имело место в переходный период, когда не подлежали применению положения ряда статей ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в том числе ст. 20 (Лица, имеющие права на обращение с заявлением о кадастровом учете), ст.21 (Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета).

Судом установлено, что в целях создания условий для осуществления Государственного технического учета объектов капитального строительства, с 01.07.2007 года на территории <адрес> действуют Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 № 268 и Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 26.04.2007 № 146.

            Таким образом, особенности осуществления такого учета в переходный период установлены указанными правовыми актами.

    Так, в соответствии с установленным порядком (п.7 Правил веденияЕГРОКС, п. 2.2.1 Административного регламента) в переходный период с заявлением о внесении в ЕГРОКС сведений об объекте капитального строительства вправе обращаться только организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2005 № 70 «Об утверждении положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства». Пунктом 2.1.3.2 Административного регламента определен порядок заполнения заявления организациями О (в т. ч. заявление должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью О). Кроме того, установлено, что для внесения в реестр (ЕГРОКС) сведений об объектах учета О предоставляют в соответствующее управление Роснедвижимости или его подразделение технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов (п. 7 Правил ведения ЕГРОКС, п. 2.1.3.1 Административного регламента). Поэтому, в переходный период до 2013 года, участниками отношений, возникающими в сфере государственного учета объектов капитального строительства, т.е. в рамках административных процедур, предусмотренных параграфом III Административного регламента, являются соответствующие органы кадастрового учета и О, аккредитованные в установленном порядке.

    Учитывая, что обращение Исыповой В.Л. в У имело место в переходный период, ввод данных о возникновении нового объекта учета в ЕГРОКС на основании заявления Исыповой В.Л. и приложенных к нему документов не мог быть осуществлен.

    Кроме того, судом установлено, что во исполнение приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 № П/41 «О некоторых территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» У <дата> реорганизовано в форме присоединения к У (л.д.149-153). В результате реорганизации У переименовано в Управление У (пп. 5 -10 Приказа № П/41).

    В соответствии с Приказом У по <адрес> от <дата> <номер>-к (л.д.154) Г был принят на должность Н. Таким образом, на момент рассмотрения дела, с <дата> Г не является должностным лицом, в компетенцию которого входит решение вопросов, связанных с <данные изъяты>

В соответствии с приказом У от <дата> <номер> право проведения административных процедур, предусмотренных разделом III Административного регламента исполнения Ф в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных, в том числе, на территории <адрес> (л.д.172-173).

Деятельность по приему заявлений и документов на проведение кадастрового учета объектов недвижимости, ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет на территории <адрес> с <дата> осуществляется У (п.1.2,2.2.6, 2.2.7 Положения о Ленинск-Кузнецком отделе от <дата> – л.д.167-171).

      Учитывая вышеизложенное, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Исыповой В.Л.

              Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л :

       В удовлетворении требований Исыповой В.Л. о признании незаконными действий Г., о возложении на него обязанностей по постановке на кадастровый учет объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, выдачи кадастрового паспорта, осуществления государственной регистрации    прав на недвижимое    имущество - объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> – отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна

Судья:                                                                                                  О.Н.Калашникова