Дело № 2- 2328 Именем Российской Федерации Г. Ленинск- Кузнецкий 16 сентября 2010 года Ленинск- Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тихоновой Т.В. при секретаре Доровенко Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Прокопьевского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО », 3 лицо Киселевский территориальный отдел горного надзора Южно-Сибирского управления Ростехнадзора о принуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчику о принуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что с 24 на 25.05.2010 года при проведении внеплановой проверки специалистами Южно-Сибирского управления Ростехнадзора установлено, что на сопряжении конвейерного штрека 5207 ОАО имеет место превышение на 2, 5 % выше нормы уровня метана (4, 5 % при допустимом значении - 2 %), что является нарушением п. 268 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03. По мнению специалистов Южно-Сибирского управления Ротсехнадзора, проводивших проверку в ночь с 24 на 25.05.2010 года, это нарушение, а также ряд иных нарушений, представляли угрозу для жизни и здоровья людей. Их мнение отражено в предписании № 06-06-001 от 25.05.2010 года: предписано в связи с угрозой жизни и здоровью людей Прокурорской проверкой установлено, что система водоотлива на Шахте - не автоматизирована, поэтому на данном участке работ обязательно необходимо присутствие работников для контроля за насосами. Это обусловлено тем, что на шахте возможны перепады с электричеством, и в этом случае, насосные установки могут отключиться, что потребует их включения вручную. В том случае, если бы на водоотливе не осталось работников, могло бы произойти затопление шахты. Даже при превышении уровня метана в шахте, работники водоотливных установок были вынуждены находиться в шахте и производить контроль за водоотливными установками (чтобы шахту не топило), подвергая риску свою жизнь. При проведении проверки 16.07.2010г. должностными лицами Киселевского ТОГН Южно-Сибирского управления Ростехнадзора выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: главный водоотлив гор. + Ом., по проекту должен быть оснащен девятью агрегатами ЦНСА 300-540, а по факту установлено восемь агрегатов ЦНСА 300-540; на главном водоотливе не эксплуатируется аппаратура ВАВ 3.1М для дистанционного управления работой насосов, и отображения сигналов на пульт горного диспетчера. Таким образом, как отражено в предписании № 72 от 16.07.2010 года, выданном должностными лицами Киселевского ТОГН, выявленные на главном водоотливе нарушения, нарушают требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 36 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03, а также паспорта № 241 на эксплуатацию главного водоотлива пл. 52. Проверкой установлено, что в настоящее время главный водоотлив ОАО « эксплуатируется с грубыми нарушениями проектной документации, не позволяющими дистанционно управлять оборудованием водоотлива, что ставит под угрозу жизни и здоровье трудящихся. Необходимость оборудования главного водоотлива ОАО дистанционным управлением работой насосов, а также автоматизации данного участка, вытекает из следующих положений действующего законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Так, в соответствии с п. 1, ч.1, ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997г. № ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116) предусмотрены требования для организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ № 116 отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объектане допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В соответствии с п. 6 «Правил безопасности в угольных шахтах», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50 (далее -ПБ 05-618-03, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации шахты является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденной Госгортехнадзором России или его территориальным органом. В силу п.7 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03 отклонения от проектной документации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном Госгортехнадзором России порядке. В соответствии с п. 28 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03, деятельность организаций, эксплуатирующих угольные шахты, должна осуществляться на основании нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов по промышленной безопасности. Работы на шахте должны выполняться в соответствии с проектами, паспортами, схемами. В соответствии с п. 36 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03 на каждой шахте должен иметься утвержденный проект ее строительства (реконструкции). Строительство шахт, вскрытие и подготовка выемочных полей, горизонтов, блоков, панелей, проходка и капитальный ремонт стволов, установка стационарного оборудования должны осуществляться по проектам, утвержденным владельцем (собственником). В силу п. 37 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03 эксплуатация выемочных участков, проведение и капитальный ремонт горных выработок должны осуществляться по паспортам, составляемым в соответствии с проектами, установка механизмов - по схемам, которые утверждаются техническим директором (главным инженером) шахты. Паспорта выемочных участков, проведения и крепления подземных выработок составляются в установленном Госгортехнадзором России порядке. В применяемой в настоящее время проектной документации «Дополнение к «Корректировке проекта строительства шахты » с увеличением производственной мощности до 5 млн.тонн в год», выполненной в 2007 году ОАО » и получившей 30.05.2008 года положительное заключение государственной экспертизы № 234 -08/КРЭ-0115/06 ФГУ «Главгосэкспертиза России» в главе «Общие указания» предусмотрено, что главный водоотлив состоит из насосной камеры, в которой устанавливаются 9 насосов ЦНСА 300-560, сеть трубопроводов с автоматизацией водоотлива. Электроснабжение насосов, освещение и средств автоматизации осуществляется из ЦПП водоотлива, расположенного в камере ЦПП. Так же в проекте указано, что автоматизация управления работой насосов главного водоотлива предусматривается взрывобезопасной аппаратурой автоматизации водоотливных установок ВАВ 3.1М. Аппаратура ВАВ.3.1.М выполняет следующие функции: (Л Отображение сигналов диспетчеру об уровне воды, работе насосов, неисправности установки, времени и начала и окончания максимума энергопотребления. В п.8 ст.9 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Автоматизированная система ВАВ 3.1.М, в частности, обеспечит отображение на диспетчерский пункт ряда факторов, обеспечивающих контроль за производственными процессами на водоотливе. Так же в п. 6 ч. 1, ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; В связи с этим, техническим персоналом шахты разработан паспорт по эксплуатации главного водоотлива. В паспорте № 241 на эксплуатацию главного водоотлива гор. ±0м на период отработки лавы 5203 пласта 52, утвержденном первоначально главным инженером Б 01.02.2007г., в главе 11 «Электроснабжение главного водоотлива» предусмотрено, что автоматизация управления работой насосов главного водоотлива предусматривается взрывобезопасной аппаратурой автоматизации водоотливных установок ВАВ.3.1 М. Главный водоотлив на горизонте +0м оснащается 9 агрегатами ЦНСА 300-540. Аппаратура ВАВ.3.1М. предназначена для автоматизации трех насосных агрегатов с высоковольтными двигателями и двумязадвижками с электроприводами на каждый насосный агрегат. Поэтому принимается три комплекта аппаратуры ВАВ.3.1М. Проверкой установлено, что на участке «Главный водоотлив» ОАО при строительстве данной шахты допущено отступление от проектной документации, а также паспорта по эксплуатации главного водоотлива, а именно: фактически автоматизация управления работой насосов главного водоотлива не организована, установка взрывобезопасной аппаратурой автоматизации водоотливных установок ВАВ.3.1М. не осуществлена, так же из девяти положенных агрегатов ЦНСА 300-540, установлено восемь агрегатов ЦНСА 300-540, чем нарушаются требования действующего законодательства. Подобные нарушения ведут к тому, что при эксплуатации шахты фактически невозможно обеспечить эффективное ведение аварийно-спасательных работ, так как люди, занятые на водоотливе, не могут покинуть шахту при возникновении взрывоопасной ситуации (например, как в случае превышения уровня метана в шахте, выявленном 24.05.2010 - 25,05.2010) Выявленные обстоятельства эксплуатации водоотлива свидетельствуют и о нарушении п. 51 абз. 4 «Правил безопасности в угольных шахтах» ПБ 05-618-03, в той части, что проектирование, строительство и эксплуатация шахт должны вестись с учетом обеспечения эффективного ведения аварийно-спасательных работ. Прокуратура в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц - работников ОАО », поскольку установленные нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, напрямую влияют на вопросы, связанные с обеспечением охраны труда работников данной шахты. Таким образом, данный иск направлен прежде всего на защиту трудовых правоотношений работников Шахты ОАО », круг которых, вследствие постоянных кадровых перемещений, установить невозможно. Просят суд: Обязать Открытое акционерное общество » совершить действия по оборудованию главного водоотлива Шахты аппаратурой Обязать Открытое акционерное общество совершить В судебном заседании истец Голушко Е.М. поддержала уточненные исковые требования и дополнила требования по второму пункту : Обязать Открытое акционерное общество » совершить 3лицо- представитель Киселевского территориального отдела горного надзора Трокман А.А. согласился с уточненными исковыми требованиями. Представитель ответчика Морозова А.С. уточненные исковые требования в судебном заседании признала в полном объеме, и суд считает возможным принять его признание иска, поскольку оно не затрагивает чьих либо интересов и не нарушает права и обязанности других лиц. В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом. Руководствуясь ст.194- 198, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования и.о. прокурора Прокопьевского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО », 3 лицо Киселевский территориальный отдел горного надзора Южно-Сибирского управления Ростехнадзора о принуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать Открытое акционерное общество » совершить действия по оборудованию главного водоотлива Шахты аппаратурой Обязать Открытое акционерное общество » совершить действия по оснащению главного водоотлива Шахты девятым агрегатом ЦНСА 300-540 согласно Дополнения к «Корректировке проекта строительства шахты », установив срок для исполнения всех действий до 15.01.11 года. Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна. Судья: Тихонова Т.В.
вывести людей из горных выработок шахты «Котинская», применить временный
запрет деятельности по выемке угля в лаве 5207 с 4 час. 25.05.2010 года.
резервным насосом;
работе;
ВАВ.3.1М для дистанционного и автоматического управления работой насосов; обязать Открытое акционерное общество » совершить действия
по приведению аппаратуры автоматизации водоотливных установок ВАВ.3.1М главного водоотлива Шахты Котинская в рабочее состояние.
действия по оснащению главного водоотлива Шахты девятым агрегатом ЦНСА 300-540. В порядке ст. 206 ГПК РФ установить разумный срок для совершения вышеуказанных действий.
действия по оснащению главного водоотлива девятым агрегатом ЦНСА 300-540 согласно Дополнения к «Корректировке проекта строительства шахты », установив срок для исполнения всех действий до 15.01.11 года.
ВАВ.3.1М для дистанционного и автоматического управления работой насосов; обязать Открытое акционерное общество » совершить действия
по приведению аппаратуры автоматизации водоотливных установок ВАВ.3.1М главного водоотлива Шахты в рабочее состояние.