о признании незаконным приказа о перемещении



    Дело № 2-2377/2010

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе:

    председательствующего Зебровой Л.А.

    при секретаре Косяченко К.О.

    рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Ленинске-Кузнецком

                                                                            « 01 » октября    2010 года

Гражданское дело по иску Пинигина О.В. к Открытому акционерному обществу (далее по тексту ОАО) «СУЭК-Кузбасс» о признании незаконным приказа о перемещении,

У С Т А Н О В И Л:

     Истец Пинигин О.В. обратился в суд с иском и просит суд признать незаконным приказ <номер> от <дата> о перемещении его, Пинигина О.В., <данные изъяты> на шахту <номер>. Свои требования мотивирует тем, что на основании трудового договора <номер> от <дата> он был принят на работу в <данные изъяты> <данные изъяты>; <дата> с ним было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым определено место его работы – шахта <номер> ОАО «СУЭК-Кузбасс». Приказом от <дата> <номер> он без его письменного согласия был переведен на участок <номер> шахты <данные изъяты>. Считает приказ о его перемещении незаконным, т.к. его в данном случае он был фактически переведен из одного структурного подразделения в другое, что является изменением существенных условий труда, и допускается только с письменного согласия работника.

       В судебных заседаниях 24.09.10 г. и 01.10.10 г. истец Пинигин О.В. и его представитель Р.., действующая на основании нотариальной доверенности от <дата> исковые требования поддержали, указывая в письменных пояснениях, что в трудовом договоре Пинигина было определено его рабочее место – шахта <номер>, а потому перемещение его в другое структурное подразделение является переводом. А в силу требований ст. 72.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку структурное подразделение, из которого Пинигин был переведен, было указано в его трудовом договоре, то перевод возможен только с его письменного согласия и в этом случае должно заключаться дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе в другое структурное подразделение.

Между Пинигиным и ОАО «СУЭК - Кузбасс» было заключено дополнительное соглашение от <дата> к трудовому договору <номер> от <дата> с указанием конкретного структурного подразделения - ОАО «СУЭК - Кузбасс» <данные изъяты>

Согласно п.1.3. дополнительного соглашения: «Место работы Работника находится в помещениях Работодателя в <адрес>. В случае необходимости Работник может быть перемещен на другое рабочее место, в другое структурное подразделение Работодателя, расположенное в той же местности, если это не влечет за собой изменения условий трудового договора».

    Однако условия труда в шахте <данные изъяты> значительно хуже, чем в шахте <номер>, поэтому производительность труда ниже, что повлекло снижение заработной платы.

Кроме того, положение об оплате труда Шахты <данные изъяты> не предусматривает премирование <данные изъяты>, в отличие от положения об оплате труда <данные изъяты>, где предусмотрено 100% премирование.

Также в приказе <номер> «О перемещении» от <дата> указано «в связи с производственной необходимостью». Однако производственная необходимость - это заранее не предвиденная ситуация, которая бывает в исключительных случаях в работе конкретного производства. Но ответчиком не было указано доводов того, в чем заключалась производственная необходимость перевода Пинигина.

    Считают, что перемещение выполнено с нарушением требований ст.72.1. ТК РФ, так как оно повлекло изменение установленных трудовым договором обязательных условий.

      Представитель ответчика ОАО «СУЭК-Кузбасс» Н.., действующая на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия до <дата> (лд.201) исковые требования не признала и поясняла в судебных заседаниях 24.09.10 г. и 01.10.10 г., что трудовым договором, заключенным <дата> между ОАО <данные изъяты> и Пинигиным, было оговорено его место работы – ОАО <данные изъяты> дополнительным соглашением от <дата> были предусмотрены следующие условия:

- место работы – ОАО «СУЭК-Кузбасс» шахта <номер> (структурное подразделение ОАО «СУЭК-Кузбасс»;

- трудовая функция – прохождение горных выработок, управление механизированными комплексами, агрегатами и комбайнами, возведение постоянной крепи;

- должность – на <дата> - <данные изъяты>;

- режим рабочего времени и времени отдыха;

- условие об обязательном социальном страховании;

- условия оплаты труда, в т.ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты; так размер дневной тарифной ставки был определен данным соглашением и составлял <номер> рублей; на <дата> размер дневной тарифной ставки <данные изъяты> составляет <номер> рублей.

    Перемещение Пинигина не повлекло изменение установленных трудовым договором условий об оплате труда, так как трудовым договором с дополнительным соглашением гарантированной оплатой является ежемесячная заработная плата в размере дневной тарифной ставки <номер> рублей, которая подлежит ежеквартальной индексации; к заработной плате выплачивается районный коэффициент в размере 30 %. Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, полагающиеся работнику, определены в коллективном договоре, и в трудовом договоре есть отсылка к соответствующему коллективному договору, и Пинигин был ознакомлен с содержанием коллективного договора. Все иные стимулирующие выплаты и надбавки не носят постоянный характер и не являются обязательными выплатами.

     Перемещение Пинигина в шахту <данные изъяты> было вызвано производственной необходимостью, в связи с нехваткой рабочих на этой шахте. Такая ситуация периодически происходит на шахтах ОАО «СУЭК-Кузбасс», что связано с уровнем добычи угля и состоянием производства на шахтах.

     В отношении Пинигина имело место перемещение, а не перевод, поскольку не изменились определенные трудовым договором условия, а именно: не изменились ни его трудовая функция, ни должность, ни размер и условия оплаты труда, ни режим рабочего времени и времени отдыха; а размер премий не предусмотрен условиями трудового договора, он зависит от степени выполнения плана и других производственных показателей.

Кроме того, обе шахты находятся в пределах административно-территориальных границ <адрес>. Просит в иске Пинигину О.В. отказать.

    Заслушав стороны, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

     Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно приказа генерального директора ОАО <данные изъяты> от <дата> <номер> Пинигин О.В. был принят на работу на участок <номер> шахты <номер> <данные изъяты> с дневной тарифной ставкой <номер> руб., с испытательным сроком 3 месяца (л.д.5-7) на основании трудового договора <номер> от <дата> (л.д.8-9).

    <дата> ОАО <данные изъяты> реорганизовано в ОАО «СУЭК-Кузбасс» (приказ л.д.23, запись в трудовой книжке л.д.20).

    Согласно данным трудовой книжки Пинигина О.В. и приказу от <дата> <номер>, с <дата> ему присвоен <данные изъяты> с тарифной ставкой <номер> руб. (л.д.20,43).

      Дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору от <дата> в связи с реорганизацией ОАО <данные изъяты> в ОАО «СУЭК-Кузбасс» Пинигину О.В. определено место его работы – шахта <номер> ОАО «СУЭК-Кузбасс» (л.д.10-11).

    Приказом от <дата> <номер> «О перемещении» Пинигин О.В. в связи с производственной необходимостью перемещен на участок <номер> шахты <данные изъяты> (л.д.12).

Согласно ст.72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса. Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Таким образом, допускается перемещение работника без его согласия лишь постольку, поскольку работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются.

Согласно статьи 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым оговорены права и обязанности сторон по договору.

Обязательными условиями трудового договора, в соответствии со ст. 57 ТК РФ, являются, в том числе: место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; условия оплаты труда (в том числе, размер тарифной ставки или оклада работника; доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Пунктом 1.3 Дополнительного соглашения к Трудовому договора Пинигина О.В. с ОАО «СУЭК-Кузбасс», место его работы находится в <адрес>; в случае необходимости работник может быть перемещён на другое рабочее место, в другое структурное подразделение работодателя, расположенное в той же местности, если это не влечёт за собой изменения условий трудового договора, без согласия работника (л.д.10).

Таким образом, хотя трудовым договором и определено рабочее место Пинигина О.В. - структурное подразделение ОАО «СУЭК-Кузбасс» шахта <номер>, находящаяся в <адрес>, однако сама возможность перемещения в другое структурное подразделение в пределах одной местности без согласия работника, как видно, является условием трудового договора.

Сторонами не оспаривается и как следует из коллективных договоров шахт, оба структурных подразделения ОАО «СУЭК-Кузбасс» - шахта <номер> и шахта <данные изъяты> – находятся в пределах административно-территориальных границ <адрес>, т.е. в одной местности (л.д.44).

Проверяя обоснованность доводов истца о том, что в результате его перемещения в другое структурное подразделение изменились условия трудового договора, в том числе ухудшились размер и условия его оплаты, судом были проанализированы локальные нормативные акты ОАО «СУЭК-Кузбасс» и установлено следующее:

Трудовая функция истца определена Дополнительным соглашением от <дата> (лд.10-11) – прохождение горных выработок, управление механизированными комплексами, агрегатами и комбайнами, возведение постоянной крепи; его должность истца на <дата><данные изъяты> (п.1.2);

В Дополнительном соглашении оговорены и Условия оплаты труда, в т.ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Так, в п.6.1 определен размер дневной тарифной ставки, он составляет <номер> рублей. Сторонами не отрицается тот факт, что на <дата> размер дневной тарифной ставки <данные изъяты> составляет <номер> руб.

Таким образом, в трудовом договоре с дополнительным соглашением гарантированной оплатой является ежемесячная заработная плата в размере дневной тарифной ставки <номер> руб., которая подлежит ежеквартальной индексации; к заработной плате выплачивается районный коэффициент в размере 30%. (лд. 10)

П. 6.5 дополнительного соглашения к трудовому договору от <дата> <номер> установлено, что работодатель в зависимости от выполненных объемов и достигнутых результатов работы, а также финансовых возможностей в соответствующем периоде работодатель имеет право выплачивать работнику стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в соответствии с локальными нормативными актами. Размеры, условия и порядок выплат устанавливаются работодателем в соответствии с «Положением об оплате труда и премирования работников ОАО «СУЭК-Кузбасс».(лд. 10)

До перемещения на шахту <данные изъяты> на Пинигина О.В. распространяло действие «Положения об оплате труда работников <данные изъяты>», действующее с 01.01.2010 г. (лд.139-162).

П. 1.6 указанного «Положения» (лд.140) установлены следующие виды доплат:

- доплата за работу в вечернее время в размере 20%, за работу в ночное время в размере 40% часовой тарифной ставки за каждый час работы в соответствующей смене;

- доплата за передвижение к месту работы при доставке до <адрес>;

- доплата за время передвижения от ствола до рабочего места и обратно из расчета тарифной ставки <данные изъяты>;

- доплата за работу в выходные и праздничные дни;

- доплата за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

- доплата за работу сверх установленного режимом времени работы (сверхурочно);

- доплата за руководство бригадой (звеном) при условии не освобождения от основной работы;

- доплата за расширение зоны обслуживания и совмещение профессий.

После перемещения на шахту <данные изъяты> на Пинигина О.П. распространяются условия об оплате труда и премировании в соответствии с «Положением об оплате труда работников шахты <данные изъяты> действующего с 01.04.2009 г. (лд.121-138).

П. 1.6 указанного «Положения» установлены следующие виды доплат(лд.122):

- доплата за работу в вечернее время в размере 20%, за работу в ночное время в размере 40% часовой тарифной ставки за каждый час работы в соответствующей смене;

- доплата за передвижение к месту работы при доставке до <адрес>;

- доплата за время передвижения от ствола до рабочего места и обратно из расчета тарифной ставки <данные изъяты>

- доплата за работу в выходные и праздничные дни;

- доплата за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

- доплата за работу сверх установленного режимом времени работы (сверхурочно);

- доплата за руководство бригадой (звеном) при условии не освобождения от основной работы;

- доплата за расширение зоны обслуживания и совмещение профессий.

Данные доплаты производятся в соответствии с действующим законодательством РФ и размер таких доплат на всех структурных подразделениях одинаковый.

Разделом «Положений о премировании рабочих» в вышеуказанных «Положениях об оплате труда работников» предусмотрены следующие показатели, условия и размеры премирования рабочих»:

- на шахте <номер> – премирование <данные изъяты> за выполнение и перевыполнение плана подготовительных работ в размере 50% и премирование проходчиков за выполнение и перевыполнение плана производительности труда в размере 50%. Максимальный размер премии не может быть больше установленного уровня заработной платы, который составляет <номер> рублей (раздел 3 подраздел 2 п.2.1 -лд.145, приложение 3 лд.146, приложение № 7 «Нормативные нагрузки и уровни заработной платы <данные изъяты> – лд.161).

- на шахте <данные изъяты> – премирование <данные изъяты> зависит от количества <данные изъяты>. Максимальный размер премии не может быть больше установленного уровня заработной платы, который составляет <номер> рублей (раздел 2 п.2.2 лд.124)

Таким образом, условия премирования на шахте <номер> и шахте <данные изъяты> практически не отличаются, и размер ежемесячной премии зависит от количества пройденных метров для подготовки добычи угля.

Кроме того, данные стимулирующие выплаты и надбавки не носят постоянный характер и не являются обязательными выплатами, что следует из вышеуказанного п.6.5 Дополнительного соглашения к трудовому договору (лд.10).

В связи с вышеизложенным, суд пришел к выводу о том, что у Пинигина О.В. не изменились определенные трудовым договором условия, а именно: не изменились ни трудовая функция, ни должность, ни размер и условия оплаты труда, ни режим рабочего времени и времени отдыха, а потому имеет место перемещение в соответствии с требования, предусмотренными ст. 72.1 ТК РФ.

      Таким образом, суд считает приказ от <дата> <номер> «О перемещении» Пинигина О.В., <данные изъяты> шахты <номер> на шахту <данные изъяты> <данные изъяты>, - правомерным, оснований для признания данного приказа незаконным – не имеется.

         В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

        Исходя из вышеизложенного, с учетом доказательств, представленных истцом и ответчиком, и согласным на окончание рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам, суд считает исковые требования Пинигина О.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Отказать Пинигину О.В. в удовлетворении иска к Открытому акционерному обществу «СУЭК-Кузбасс» о признании незаконным приказа от <дата> <номер> «О перемещении» Пинигина О.В., <данные изъяты> шахты <номер> на шахту <данные изъяты>.

        Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                               Л.А.Зеброва