Дело №2-2343
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего Турлюк А.Б.
при секретаре Пузиковой О.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком
01 октября 2010 года
гражданское дело по исковому заявлению Баюршина И.А. к Управлению социальной защиты населения г. Ленинска-Кузнецкого, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязании выдачи удостоверения установленного образца,
УСТАНОВИЛ:
Баюршин И.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации г. Ленинска-Кузнецкого, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязании выдачи удостоверения установленного образца, мотивируя свои требования тем, что он обратился в Управление социальной защиты населения администрации г. Ленинска-Кузнецкого с заявлением об оформлении удостоверения единого образца, подтверждающего право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренные ФЗ №2 от 02.01.2002г. «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», но получил отказ. Считает отказ в выдаче удостоверения ему незаконным, поскольку согласно ст.1 Федерального закона №2-ФЗ от 02.01.2002г. «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», меры социальной поддержки предоставляются гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр). В соответствии с п.4 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004г. №634, граждане предоставляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам. Он предоставил в УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого необходимые документы. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в пункте 3 Определения от 04.12.2007г. №960-О-П, само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, ч.1 ст.1 ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционному смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949г. и 07.08.1962г., проживая в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в соответствующий перечень. Вследствие отказа УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого в принятии у него документов, он лишен права на получение мер социальной поддержки, которое наступает только с момента предъявления удостоверения. Истец просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать ответчика УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого устранить в полном объеме нарушение его прав, обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области совершить предусмотренные действующим законодательством действия, необходимые для оформления удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 02.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать на его имя удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, но уточнил их, просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать ответчика УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого устранить в полном объеме нарушение его прав, а именно, принять документы у него и направить их в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, обязать Департамент социальной защиты населения Кемеровской области совершить предусмотренные действующим законодательством действия, необходимые для оформления удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ от 02.01.2002г. №2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать на его имя удостоверение единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Истец также пояснил, что <дата> он обратился в УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого с заявлением о выдаче ему удостоверения единого образца, подтверждающего право граждан на получение мер социальной поддержки, предусмотренные ФЗ №2 от 02.01.2002г. «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», но получил отказ, поскольку г. Семипалатинск не включен в перечень населенных пунктов, жители которых получили дозу радиации, а поскольку у него справки выданы Казахстаном, а нужно Российские справки о получении дозы облучения. Он с этим не согласен, так как считает, что отсутствие г. Семипалатинска в списке не может служить отказом в выдаче ему удостоверения, поскольку это заложено в Определении Конституционного суда РФ №960-О-П от 04.12.2007г. При этом справки у него оформлены надлежащим образом, в них указано, что он проживал в зоне радиации и получил суммарную дозу облучения <данные изъяты>, и он не считает необходимым проходить обследование в г. Барнауле и получать другие справки, так как у него уже есть подтверждение того, что он получил дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Обратился он не в Департамент социальной зашиты населения Кемеровской области, а в УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого, потому что так делала его теща, которая также получила дозу облучения в г. Семипалатинске, хотя он согласен, что в законе написано, что обращаться нужно в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Представитель Управления социальной защиты населения г. Ленинска-Кузнецкого Фискова Е.Ю., действующая по доверенности, требования истца не признала в полном объеме и пояснила, что во-первых, истцу нужно было обращаться с заявлением не к ним, а в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, поскольку согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ №634 от 15.11.2004г., граждане предоставляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ документы, необходимые для решения вопроса о выдаче удостоверения, и таким органом является именно Департамент социальной защиты населения Кемеровской области. В своем ответе от <дата> они написали истцу, что он может обратиться в Департамент. Во-вторых, истец предоставил им справки о получении им дозы облучения Казахские, но в России нужны российские справки, поэтому ему было рекомендовано обратиться в научно-исследовательский институт в г. Барнауле, но истец туда не обратился. С имеющимися у истца справками он может получать льготы только в республике Казахстан. Кроме того, г. Семипалатинск вообще не включен в Список населенных пунктов, население которых получило дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр). Считает их отказ в принятии документов у истца обоснованным и просит в удовлетворении требований истцу отказать.
Представитель ответчика Департамента социальной зашиты населения Кемеровской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Из представленного письменного возражения ответчика следует, что они просят в удовлетворении истцу в иске отказать, поскольку г. Семипалатинск не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949г. и 07.08.1962г. В связи с тем, что истец проживал в населенном пункте бывшей Казахской ССР, который не включен в Перечень, оснований для оформления и выдачи удостоверения единого образца у него отсутствуют. Справка Семипалатинской областной администрации от <дата>. №<номер> не может являться основанием для выдачи удостоверения единого образца, так как выдана в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной поддержке граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», поскольку удостоверения единого образца оформляются в соответствии с законодательством РФ, которым установленные единые обязательные на всей территории РФ правила оформления и выдачи удостоверений единого образца. Кроме того, между Департаментом и истцом отсутствуют спорные правоотношения, поскольку истцом не соблюден установленный порядок обращения граждан за получением удостоверения единого образца, поскольку истец в Департамент в установленном порядке не обращался.
Представитель ответчика Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Из представленного письменного отзыва ответчика следует, что они просят в удовлетворении исковых требований истцу отказать, поскольку г. Семипалатинск бывшей Казахской ССР отсутствует в перечне населенных пунктов, жители которых получили дозу облучения более 5сЗв (бэр) в соответствии с критериями, установленными национальной Научной комиссией по радиационной защите. Основанием для включения (не включения) того или иного населенного пункта в Перечень послужили научные отчеты ГУ НИИ региональных медико-биологических проблем 1997г. и 1998г., выполненные в соответствии с поручениями Президента РФ №ПР-469 от 04.04.1997г. и Правительства РФ №ВЧП9-10884 от 10.04.1997г. по договору на создание научно-технической продукции на основе архивных данных, представленных Минобороны России. По расчетам специалистов жителями г. Семипалатинска от всех произведенных на полигоне взрывов могло быть получено облучение ниже предела дозы, установленного указанным законом (5сЗв), то есть не подтверждены данные, указанные в справках, выданных в Казахстане. Согласно Отчета НИР максимальное радиационное воздействие на жителей г. Семипалатинска было оказано от ядерного испытания 07.08.1962г. и составило 0,1 сЗв (бэр). Кроме того, в Перечне населенных пунктов Республики Казахстан с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их сумм, полученных населением за период с 1949г. по 1992г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, подписанного Главным радиологом Минздрава Республики Казахстан, значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями г. Семипалатинска за весь указанный период- 43 года- составило 1,05 сЗв (бэр), то есть не превысило значение 5 сзв (бэр), установленное федеральным законодательством для включения механизма социальной защиты. Республика Казахстан является суверенным государством, а потому предоставлять в РФ меры социальной поддержки на основании справок Республики Казахстан возможно лишь в случае наличия международных договоров, однако международных договоров между РФ и Казахстаном о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, считает требования Баюршина И.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» №2-ФЗ от 10.01.2002г. (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, согласно данной норме закона перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ №356-р от 15.03.1995г. (с изменениями от 08.02.2002г.) утвержден такой Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В этом перечне отсутствует г. Семипалатинск.
В соответствии со ст.5 Федерального закона №2-ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 с3в (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ №634 от 15.11.2004г., отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв (бэр), определенных ст.1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Согласно п.3 указанных Правил, определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Согласно п.4 данных Правил, для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта РФ, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
В соответствии с пунктом 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №540 от 18.09.2009г.) гражданин для получения удостоверения должен предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, и документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
Согласно пункта 4 данного Порядка, уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в п.3 настоящего Порядка; в месячный срок со дня приема от граждан заявлений принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; создание комиссии для проверки документов; направление в Министерство РФ по делам ГО и ЧС в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по установленной форме; после получения от Министерства РФ по делам ГО и ЧС удостоверений проставление в них в графе «Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения» реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям.
Судом установлено, что Баюршин И.А. <дата> обратился в УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого с заявлением о внесении о нем сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и о направлении представления о выдаче удостоверения единого образца (л.д.8). Согласно ответа УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого <номер> от <дата> (л.д.9-10) г. Семипалатинск не включен в Перечень населенных пунктов, население которых в период радиационного воздействия получило суммарную дозу облучения больше 25 сзВ. Однако для решения вопроса о дозах облучения, полученных Баюршиным И.А., ему рекомендовано обратиться в г. Барнаул в «Алтайкомрадиация», а в случае несогласия с данным ответом, обратиться в Департамент социальной зашиты населения Кемеровской области.
Согласно предоставленных истцом справок, выданных Республикой Казахстан, истец проживал на территории Республики Казахстан в период с <дата> по <дата> (л.д.13) и находился в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний (л.д.10), и получил удостоверение Республики Казахстан, подтверждающее право на льготы (л.д.12), поскольку суммарная эффективная эквивалентная доза Баюршина И.А. составила <данные изъяты> Зв (<данные изъяты> сЗв) (л.д.11). Истец также предоставил копии трудовых книжек его родителей, согласно которых они работали в г. Семипалатинске с <дата>-х годов до <дата>-х годов (л.д.17-22).
Таким образом, судом установлено, что Баюршин И.А. в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, то есть в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ, с заявлением о получении удостоверения единого образца не обращался. Баюршин И.А. обратился в УСЗН г. Ленинска-Кузнецкого с таким заявлением, однако при этом документ, подтверждающий факт его проживания в населенном пункте, включенном в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия, истец не предоставил, поскольку из представленный истцом справки следует, что он проживал в г. Семипалатинске, однако г. Семипалатинск не включен в такой перечень.
Кроме того, истец не предоставил документов, подтверждающих получение им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расчет которой выполнен в соответствии с действующим Российским законодательством, пояснив, что у него имеются справки, выданные Казахской республикой, и он считает, что их достаточно для подтверждения факта получения им дозы облучения <данные изъяты> сЗв (бэр), и что нет необходимости подтверждать эти справки и обращаться куда-либо для выдачи российских справок. Однако, как установлено судом, истец предоставил лишь справки Казахской республики о том, что им было получено облучение <данные изъяты> сЗв (бэр), однако согласно отчета о НИР, как это следует из отзыва, предоставленного МЧС России, максимальное радиационное воздействие на жителей г. Семипалатинска было оказано от ядерного испытания 07.08.1962г. и составило 0,1 сЗв (бэр). Кроме того, предоставленная истцом справка Казахской республики о получении им дозы облучения <данные изъяты> сЗв (бэр), не соответствует не только данным Российских исследований и расчетов в этой области, но и данным самой Казахской республики о дозах облучения, полученных жителями республики. Так, согласно перечня населенных пунктов с указанием доз внешнего, внутреннего облучения и их суммы, полученных населением за период с 1949г. по 1992г. в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона, подписанного Главным радиологом Минздрава Республики Казахстан, значение суммарной накопленной дозы облучения, полученной жителями г. Семипалатинска за весь указанный период- 43 года- составило 1,05 сЗв (бэр), то есть не превысило значение 5 сзв (бэр).
В настоящее время истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина РФ (л.д.14-15), и проживает на территории РФ, а потому, по мнению суда, на него распространяются законы, действующие на территории РФ.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования истца необоснованными и считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Баюршину И.А. к Управлению социальной защиты населения г. Ленинска-Кузнецкого, Управлению социальной защиты населения г. Ленинска-Кузнецкого, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязании выдачи удостоверения установленного образца,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2010 года.
Верно Судья: А.Б. Турлюк