решение по иску прокурора о взыскании задолженности по платежам



Дело № 2-264

РЕШЕНИЕ

                                                Именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Турлюк А.Б.

при секретаре Пузиковой О.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком

                                               18 января 2011 года

гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования – г.Ленинск-Кузнецкий и прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецвтохозяйство» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду,

                                                              УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъекта РФ - Кемеровской области, муниципального образования – г.Ленинск-Кузнецкий и прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецвтохозяйство» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Свои требования мотивирует тем, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, платности природоиспользования и возмещения вреда окружающей среде.

Из содержания ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что за негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии с ч.2 ст.16 названного федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия.

Статьей 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» установление порядка определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Правительством РФ 28.02.1992г. принято постановление №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Указанный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации (производственная, непроизводственная или иная сфера), связанные с природоиспользованием. При этом платежи за загрязнение окружающей среды дифференцируются, и индивидуализируется в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, объема загрязнения. Кроме того, от уплаты данных платежей зависит и возможность продолжения деятельности, связанной с природоиспользованием.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 12.12.2002г. №284-О «По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» указанные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от воздействия хозяйственной деятельности человека на природу.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее ООО «Спецавтохозяйство») в процессе осуществления уставной деятельности по <данные изъяты> оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде <данные изъяты>. Осуществление ООО «Спецавтохозяйство негативного воздействия на окружающую среду подтверждается: выданными ответчику Разрешением на <данные изъяты>, формами государственного статистического наблюдения <номер> <данные изъяты>), <номер> (<данные изъяты>), содержащими сведения о количестве <данные изъяты>, количестве <данные изъяты>, расчетами сумм платы по объектам негативного воздействия.

Поскольку деятельность ООО «Спецавтохозяйство» связана с <данные изъяты>, ответчик обязан рассчитывать плату за негативное воздействие и в установленные сроки вносить ее в бюджет. Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды установлен «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (в ред. Госкомэкологии от 15.02.2000г. №77). Базой для расчета платежей являются: <данные изъяты>.

Согласно Приложению <данные изъяты> к ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с 01.01.2005г. являлась Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, администратор доходов бюджета осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ. В субъектах РФ функции администраторов платы за негативное воздействие, выполняющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платежей, были возложены на управление Ростехнадзора по субъектам РФ. В Кемеровской области полномочия администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы Южно-Сибирскому Управлению Ростехнадзора (приказ Минприроды России от 23.12.2008г. №342, приказ Ростехнадзора №274 от 16.04.2009г., №1035 в ред. от 26.06.2009г.). С 30.09.2010г. администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду закреплено за Росприроднадзором на основании Постановления Правительства РФ от 13.09.2010г. №717, вступившим в силу 30.09.2010г.

Приказом Ростехнадзора №204 от 05.04.2007г. утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок ее заполнения и представления администратору платежей. Согласно установленному порядку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями-плательщиками и представляется в управление Ростехнадзора не позднее <данные изъяты> числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

На основании представленного юридическим лицом администратору платежей расчета платы производится начисление природопользователю суммы, подлежащей уплате в бюджет. Приказом Ростехнадзора от 08.06.06г. №557 природопользователям установлены сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее <данные изъяты> числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; отчетным периодом признается календарный квартал.

ООО «Спецавтохозяйство» рассчитывало плату за негативное воздействие на окружающую среду и представляло Расчеты платы администратору платежей. Однако платежи за негативное воздействие своевременно и в полном объеме ответчиком в бюджет не перечислялись.

Согласно информации Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от <дата> и карточки лицевого счета ООО «Спецавтохозяйство», представленных в природоохранную прокуратуру, по состоянию на <дата> задолженность ООО «Спецавтохозяйство» по платежам за негативное воздействие на окружающую среду составила <данные изъяты> руб. Платежным поручением <номер> от <дата> ответчиком в счет погашения задолженности по платежам за <данные изъяты> внесено в бюджет <данные изъяты>. Размер платежей за негативное воздействие за <данные изъяты>., согласно произведенных расчетов составил <данные изъяты>. Задолженность по платежам за негативное воздействие за <данные изъяты> ответчиком была погашена по состоянию на <дата>, что подтверждается копиями платежных поручений от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, представленных ответчиком в прокуратуру <дата> На указанную дату иные суммы платежей за негативное воздействие в счет погашения задолженности по плате после <дата> ответчиком в бюджет не вносились. Таким образом, по состоянию на <дата> задолженность ООО «Спецавтохозяйство» по платежам за негативное воздействие на окружающую среду составила <данные изъяты>.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 10.12.2002г. №284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами, они носят индивидуально-возмездный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

В соответствии со ст.51,57,62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных районов и городских округов формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. В федеральный бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется по нормативу <данные изъяты>, в бюджеты субъектов РФ – по нормативу <данные изъяты>, в бюджеты муниципальных районов и городских округов плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению по нормативу <данные изъяты>.

Конституционный суд РФ в своем определении от <дата> <номер> указал на наличие признака, присущего только платежу за загрязнение окружающей природной среды, его компенсационный характер, согласно которому денежные средства, поступающие в счет этой платы в доход бюджета, направляются на возмещение ущерба окружающей среде и затрат на мероприятия по ее восстановлению. Данные платежи направляются на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей природной среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.      Таким образом, уклонение от уплаты указанных платежей нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленные ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», а также интересы государства и муниципального образования, заинтересованных в сохранении и восстановлении природной среды, обеспечении благоприятной среды обитания, факторы, которые не оказывают вредного воздействия на человека (абз.6 ст.3, абз.5 ст.6, ст.10 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Кроме того, невнесение природопользователями соответствующих платежей влечет за собой неисполнение доходной части бюджета. Поскольку платежи за негативное воздействие распределяются по уровням бюджетной системы, то исковые требования прокурора к ООО «Спецавтохозяйство» направлены также на защиту интересов РФ, субъекта РФ- Кемеровской области, муниципального образования – г.Ленинск-Кузнецкий.

          В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами. Ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право выступать в защиту интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и неопределенного круга лиц путем обращения в суд общей юрисдикции. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических правоотношений-отношений, связанных с воздействием хозяйственного субъекта на природную среду.

          Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор просит взыскать с ООО «Спецавтохозяйство» образовавшуюся по состоянию на <дата> задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: <данные изъяты>.

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

         Представитель ответчика ООО «Спецавтохозяйство» Бирт Н.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме.

         В соответствии со ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

         В соответствии со ст.198 ч.4 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, а суд вправе принять признание иска. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятии его судом.

            В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание иска ответчиком - ООО «Спецавтохозяйство».

          Взыскать с ООО «Спецавтохозяйство» образовавшуюся по состоянию на <дата> задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду: <данные изъяты>.

         Взыскать с ООО «Спецавтохозяйство» в местный бюджет госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                                         А.Б. Турлюк