решение по иску Прокурора в интересах лица из числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-78/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Лозгачевой С.В.,

с участием помощника прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Баженова А.А.

при секретаре Кель О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

                                                                                                24 января 2011 года

гражданское дело по иску прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах Г. из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ленинска-Кузнецкого обратился в суд с иском в интересах лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а именно в интересах Г., к Муниципальному образованию город Ленинск-Кузнецкий в лице Администрации г.Ленинска-Кузнецкого о предоставлении Г. жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что Г. с <дата> имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении. В связи с отсутствием закрепленного за Г. жилого помещения Распоряжением Администрации г.Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> она была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем, в предоставлении Г. жилого помещения ответчиком было отказано по мотивам отсутствия в наличии свободных жилых помещений, которые могут быть предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма. Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным и просит обязать ответчика предоставить Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Ленинска-Кузнецкого.

В последующем истец представил в суд уточненное исковое заявление с привлечением в качестве третьих лиц на стороне ответчика Управления образования Администрации г.Ленинска-Кузнецкого и Главного финансового управления Кемеровской области, без изменения основания и предмета иска, увеличения, уменьшения размера исковых требований.

Определением Ленинск-Кузнецкого городского суда от <дата> в деле заменен ненадлежащий ответчик надлежащим - Муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.

В судебном заседании представитель истца - прокурора г. Ленинска-Кузнецкого – Баженов А.А. поддержал исковые требования, просит обязать Муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Ленинска-Кузнецкого, пояснив, что согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В силу ст.4 вышеуказанного Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Однако федеральное законодательство не предусматривает каких бы то ни было условий, в том числе, финансового характера, позволяющих отказаться или ограничить реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации. То же относится и к межбюджетным трансфертам, предоставляемым из бюджета субъектов Российской Федерации, что указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.06.2004№ 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283Бюджетного    кодекса    Российской    Федерации    в    связи    с    запросами Администрации       Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия».

Г. в судебное заседание не явилась, предоставила в суд заявление, из которого следует, что она просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании 29.11.2010 года Г. поддержала требования прокурора г.Ленинска-Кузнецкого, просила об их удовлетворении.

Представитель ответчика - Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – П., действующий от имени ответчика на основании доверенности, возражал против предъявленного иска, ссылаясь на то, что Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа является ненадлежащим ответчиком, и пояснил, что Законом Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа наделена полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет финансовых и материальных средств и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Кемеровской области. Возложенные на муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ полномочия в части обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах, поступающих из областного бюджета средств, исполняются в полном объеме. В бюджете Ленинска-Кузнецкого городского округа на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются и расходуются в полном объеме денежные средства, поступающие из областного бюджета в виде субвенций. Средства местного бюджета, предусмотренные на иные цели, направлять на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недопустимо, так как это противоречит действующему бюджетному законодательству.Кроме того, ранее в соответствии с Законом Кемеровской области от 26.03.2001 № 28-03 «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым был установлен определенный порядок предоставления жилых помещений данным категориям граждан, расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилыми помещениями производился за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета, который утратил силу. Действующим Законом Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен иной порядок предоставления жилых помещений указанным категориям лиц, которым суд должен руководствоваться при определении надлежащего ответчика. В связи с чем, просит отказать прокурору г.Ленинска-Кузнецкого в удовлетворении иска, предъявленного к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городского округа в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.

     Представитель третьего лица на стороне ответчика - Управления образования Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – З., действующая от имени третьего лица на основании доверенности, считает, требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Главного финансового управления Кемеровской области – в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направив в адрес суда 02.11.2010 года возражение, из которого, кроме того, следует, что Главное финансовое управление Кемеровской области не возражает против удовлетворения предъявленных исковых требований, считает Администрацию муниципального образования г.Ленинска-Кузнецкого надлежащим ответчиком, мотивируя тем, что Администрация г.Ленинска-Кузнецкого не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Отношения, которые возникают между бюджетом муниципального образования и бюджетом субъекта РФ являются вторичными и не имеют какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора. В соответствии с действующим законодательством правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помщений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Бюджетные правоотношения, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Главное финансовое управление Кемеровской области (далее – ГФУ КО) действует на основании Положения о Главном финансовом управлении Кемеровской области, утвержденном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.10.2007 года № 283, в соответствии с которым ГФУ КО составляет и исполняет областной бюджет, в компетенцию ГФУ КО не входит решение вопросов, связанных с жилищным фондом, социальной защитой, а также отсутствуют полномочия на представление в суде интересов органов местного самоуправления, в связи с чем, считают, что жилое помещение Г. должно быть предоставлено Администрацией г.Ленинска-Кузнецкого.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, предлагавшего удовлетворить предъявленные исковые требования, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.п.2 п. 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 1 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункту 2 статьи 26.3 (подпункт 24) Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Вместе с тем, настоящий Федеральный закон в пункте 6 статьи 26.3 предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подпункте 24 пункта 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.

Судом установлено, что решением Л-кузнецкого городского суда от от 01.03.199 года Н. была лишена в отношении дочери - Г., <дата> года рождения родительских прав. Г. находилась на полном государственном обеспечении в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, в <данные изъяты>

В связи с отсутствием закрепленного за Г. жилого помещения Распоряжением Администрации г. Ленинска-Кузнецкого от <дата> <номер> она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жил помещения по договору социального найма.

Согласно ответа администрации г. Л-Кузнецкого, в предоставлении Г. жилого помещения по догов социального найма Администрацией г. Ленинска-Кузнецкого отказано, мотивировано тем, что свободных жилых помещений, которые могут быть предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма в наличии нет.

Согласно имеющихся сведений, в Едином государственном реестре прав, прав собственности на имя Г., не зарегистрировано.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа является надлежащим ответчиком по делу по иску прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах Г. из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, исковые требования прокурора в интересах Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 194 ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Ленинска-Кузнецкого в интересах Г. из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Г., <дата> года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Ленинска-Кузнецкого.

         Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Верно:

Судья:                                                             С.В. Лозгачева

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2011 года.