Дело № 2- 140
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Ленинск- Кузнецкий 21 января 2011 года
Ленинск- Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Тихоновой Т.В.
при секретаре Доровенко Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к О. о принуждении к исполнению обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о принуждении к исполнению обязанности, мотивируя свои требования тем, что О.» выдана лицензия на право пользования недрами КЕМ 01356 ТЭ, дата регистрации 04.02.2008, срок окончания действия лицензии 31.02.2028, в соответствии с которой указанному предприятию предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Нижние горизонты шахты Сокловского каменноугольного месторождения в Кемеровской области. Участок недр расположен на территории муниципального образования «Прокопьевский район» Кемеровской области Российской Федерации. Добычу угля производит Шахта ».
Также О.» выдано 21.01.2009 свидетельство о регистрации опасных производственных объектов А68-01923, где в перечне опасных производственных объектов О. присвоен регистрационный номер А68-01923-008.
На момент проведения проверки установлено, что на предприятии действует Программа производственного экологического контроля Шахты », разработанная и утвержденная техническим директором О.» в 2009 году.
Однако, в Программе отсутствует раздел по условиям труда, порядок организации и проведения производственного контроля, отсутствуют перечни данных, требуемых разделом III Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, а также, производственный лабораторный контроль на рабочих местах на поверхности шахты и в подземных горных выработках не проводится, что является нарушением норм федерального законодательства:
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.
Положения Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц по выполнению их требований.
Санитарные правила предназначены для юридических лиц, осуществляющих производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
Согласно п. 3.1. Санитарных правил, перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
Согласно п. 3.2. Санитарных правил, перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
Согласно п. 3.3. Санитарных правил, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).
Согласно п. 3.4. Санитарных правил, перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: рабочих местах, производственных помещений, производственных площадках (территориях), границах санитарно-защитной зоны, в местах хранения отходов производства и потребления, водных объектах, объектах водоснабжения, общественных зданиях и сооружениях (лечебно-профилактические, здания и сооружения, в которых осуществляется медицинская деятельность).
В соответствии с требованиями п. 4.1. Санитарных правил, производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды.
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет.
Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод
До настоящего времени указанный порядок руководством О.», не соблюден.
Просит суд обязать О. привести Программу производственного экологического контроля Шахты в соответствии с требованием санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01».
В судебное заседание представитель истца не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика Пахоменко Д.В. по доверенности от 31.12.10 года исковые требования в судебном заседании признал и пояснил, что в настоящее время Программа производственного экологического контроля шахты « Котинская» находится в стадии утверждения и, как он полагает, к началу февраля 2011 года она будет утверждена и приведена в соответствие с требованиями санитарных правил.
3 лицо- УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Прокопьевске и Прокопьевском районе в судебное заседание не явилось, о дне слушания дела извещено.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 25 Закона, юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно требованиям ст. 32 Закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, разработаны санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.105 8-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.06.2001.
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
Согласно п. 3.1. Санитарных правил, перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
Согласно п. 3.2. Санитарных правил, перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
Согласно п. 3.3. Санитарных правил, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).
Согласно п. 3.4. Санитарных правил, перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: рабочих местах, производственных помещений, производственных площадках (территориях), границах санитарно-защитной зоны, в местах хранения отходов производства и потребления, водных объектах, объектах водоснабжения, общественных зданиях и сооружениях (лечебно-профилактические, здания и сооружения, в которых осуществляется медицинская деятельность).
В соответствии с требованиями п. 4.1. Санитарных правил, производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды.
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет.
Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод.
Судом установлено, что О.» имеет лицензию на право пользования недрами КЕМ 01356 ТЭ, дата регистрации 04.02.2008, срок окончания действия лицензии 31.02.2028, в соответствии с которой указанному предприятию предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Нижние горизонты шахты » Сокловского каменноугольного месторождения в Кемеровской области. Участок недр расположен на территории муниципального образования «Прокопьевский район» <адрес> Российской Федерации. Добычу угля производит Шахта « ».
Также О.» выдано <дата> свидетельство о регистрации опасных производственных объектов А68-01923, где в перечне опасных производственных объектов О.» присвоен регистрационный номер А68-01923-008.л.д.8-9
На момент проведения проверки Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли установлено, что на предприятии действует Программа производственного экологического контроля Шахты », разработанная и утвержденная техническим директором О.» в 2009 году.л.д.10-16
Однако, в Программе отсутствует раздел по условиям труда, порядок организации и проведения производственного контроля, отсутствуют перечни данных, требуемых разделом III Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, а также, производственный лабораторный контроль на рабочих местах на поверхности шахты и в подземных горных выработках не проводится, что является нарушением норм федерального законодательства.
Таким образом, в судебном заседании судом было установлено, что ответчиком не соблюдается в должной мере законодательство в области санитарных и санитарно- противоэпидемиологических правил, что ведет в свою очередь к нарушению конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требований безопасности и гигиены, что не оспаривалось и ответчиком.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что заявленные исковые требования полностью обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194- 198, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К. и Российской Федерации к О.» о принуждении к исполнению обязанности удовлетворить.
Обязать ОАО О. привести Программу производственного экологического контроля Шахты » в соответствии с требованием санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01».
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней.
Судья: Тихонова Т.В.